ѕремию —тирлинга получила мастерска€ Witherford Watson Mann Architects

¬ этом году в коротком списке номинантов на премию —тирлинга нет звездных имен. „то отражает не столько грустную экономическую ситуацию, сколько двойственную природу одной из самых объективных наград в мире. ≈е лауреатом становитс€ архитектор и его мастерска€, однако, в отличие от ѕритцкера, не по сумме заслуг, а за отдельное здание. ѕоэтому, с одной стороны, лаврами могут увенчать даже два года подр€д, как «аху ’адид, а с другой Ц —тирлинг нередко достаетс€ знаменитост€м позже других регалий: –ичарду –оджерсу, к примеру, посчастливилось только в 2006.

внутреннее пространство замка, реконструированного под гостиницу, лауреат премии —тирлинга за 2013 Witherford Watson Mann Architects
фото ©Helen Binet

¬ Ѕритании высокий статус меропри€ти€ Ц не охранна€ грамота, и даже наоборот. ѕрогрессистам, которые организовали соревнование, и его победител€м приходитс€ посто€нно отражать атаки идейных противников, преимущественно консервативного толка. ”достоенные награды постройки критики и журналисты рассматривают под лупой, причем творени€ самого —тирлинга Ц не исключение. «а 18 лет отдельные произведени€ несколько поизносились, дава€ оппонентам повод дл€ злорадства, а новаторам Ц дл€ размышлений. ¬ывод уже сделан: в последнее врем€ долговечность в пр€мом и переносном смысле слова стала отдельно упоминаемым критерием оценки.

ƒл€ награды, названной в честь британского зодчего, но задуманной, чтобы навести мосты между современной архитектурой и обществом, размер объекта и сложность проектировани€ значени€ не имеют. –ассматриваетс€ баланс между Ђустойчивостьюї, бюджетом, замыслом и средствами его воплощени€, а также функцией. «вучит прозаично. Ќо итогова€ шестерка сложилась весьма поэтична€: лишний аргумент в пользу того, что не деньги определ€ют культурное качество.

вид на замок после реконструкции
фото ©Helen Binet

“емой года стало обновление в разных вариаци€х, от радикальных по местным меркам изменений в типологически традиционных здани€х до реновации обветшавшей постройки середины прошлого века. ј победила мастерска€ Witherford Watson Mann Architects, соорудивша€ гостиницу в руинах сгоревшего замка Astley Castle (”орвикшир).

интерьер спальни в замке¬се, что осталось после пожарища 1978 года, тщательным образом законсервировали, и гостевой дом возник пр€мо в сердце укрепленной усадьбы. јрхитекторы одновременно про€вили деликатность и смелость: с некоторых ракурсов новостройка почти не видна, хот€ в ней считываетс€ самосто€тельный смысл и остроумна€ логика. —пальни и ванные комнаты размещены на первом этаже, а общие помещени€ Ц выше, так что оттуда открываетс€ вид на развалины эпохи “юдоров и корол€ якова. ”ровень работы несомненно очень высок, однако интрига сохран€лась до последней минуты: мало кто верил, что —тирлинга отдадут за реконструкцию.

дом в жилом комплексе Newhall, архитектурна€ мастерска€ Alison Brooks ArchitectsЅезусловный фаворитом гонки считалс€ жилой комплекс Newhall Be, расположенный в 30 мил€х от Ћондона, в Ёссексе. „тобы оценить его в полной мере, нужно быть британцем или, как минимум, знать жилищные привычки островит€н, не представл€ющих загородного жиль€ без скверика, который здесь гордо именуют садом. ≈сли его нет, девелопер ничего не продаст, а стоимость земли побуждает экономить на всем остальном.

интерьер загородного дома в Newhall
фото ©Paul Riddle

јрхитекторы из Alison Brooks Architects предложили новаторский подход: половину сада перенесли на террасную крышу, освободившуюс€ землю застроили дополнительными домами, а деньги потратили на большие окна, защищенные от посторонних взгл€дов за счет углового выноса и прочие модернистские усовершенствовани€. — точки зрени€ пропаганды практичное и прогрессивное решение домиков было идеальным претендентом на лауреатство, но жюри рассудило по-другому.

центр дл€ посетителей в заповеднике, Heneghan Peng Architects
фото ©Hufton + Crow

Ћюбовь публики, вы€вленна€ путем голосовани€ на сайте BBC, разделилась пополам между двум€ сооружени€ми: центром дл€ посетителей в заповеднике Giant Causeway (»рланди€) и часовней Bishop Edward King в ќксфорде. »х ничего не св€зывает, кроме мастерства, про€вленного в обращении с высокими матери€ми: природой и верой.

интерьер общественной зоны в центре дл€ посетителей
фото ©Marie-Louise Halpenny
Heneghan Peng Architects не стали пр€тать архитектуру в ландшафт или раздел€ть их, они превратили комплекс в произведение лэнд-арта, предельно органичное без пр€мой мимикрии.
Niall McLaughlin Architects обогатили интерьер церквушки лиричной дерев€нной структурой, а фасад Ц вручную разломанным известн€ком. ѕолучилось проникновенно, и крошечное строение привлекло больше всего ставок, которые ос€дут в карманах у букмекеров: дл€ победы назначение недостаточно общечеловечно.

здание медицинской лаборатории в университете Ћимерика, Graftone Architects”вы, получить награду за работу над чужими ошибками трудно, даже если проект объективно сильный. ”ниверситет города Ћимерик Ц место, где истощились не только финансы, но и надежды. ѕредыдущие попытки не понравились ни горожанам, ни критикам, так что проектировщикам из Graftone Architects пришлось действовать на испорченном поле и экономить каждый фунт.

интерьер университетской лаборатории в Ћимерике
фото ©Denis Gilbert
—ами они честно признаютс€, что здание медицинской лаборатории – это кубик, рассеченный изнутри так, чтобы образовалось интересное пространство. ”далось: игра света и тени буквально завораживает, внутренн€€ планировка учитывает специфику заведени€, а также Ц нравы и повадки современных студентов, а облицовка серым известн€ком выдел€ет учебный корпус на фоне жилых. ƒл€ них выбрали продукцию маленькой фабрики, потому что цвет и фактура кирпича естественным образом варьируютс€. ѕоследний штрих – бетонный навес над автобусной остановкой, с лестницей, св€зывающей улицу с кампусом.

многоэтажный комплекс ѕарк ’илл, архитектурное проектирование и интерьеры Howkins/Brown и Studio Egret West«амыкает список еще одна реконструкци€: построенный в начале 60-х годов многоэтажный дом с гордым названием Park Hill был образцом островной брутальной архитектуры, но с годами деградировал как жилище. ≈го реанимацией одновременно занимались две архитектурные мастерские: Howkins/Brown и Studio Egret West. ќни сохранили концепцию с Ђвис€чими улицамиї, сломали внутри некоторые перегородки, впустили свет в большие окна, и заключили здание в раму с цветными вставками.

интерьер квартиры в многоэтажном комплексе ѕарк ’илл
фото ©Peter Bennett
“еперь квартиры и офисные помещени€ неплохо продаютс€ или сдаютс€ в аренду, однако шансы архитекторов в конкурсе были невелики, хот€ бы потому, что аутентичную постройку некоторые страстно любили, а некоторые Ц не менее страстно ненавидели.

Ќесмотр€ на возраст, преми€ —тирлинга сохран€ет гибкость, и свершени€ дл€ нее все-таки важнее табели о рангах. ’орошо бы перен€ть такой подход.

јвтор:



”же 3 мнени€ на тему “ѕремию —тирлинга получила мастерска€ Witherford Watson Mann Architects”


  1. јлександр says:

    “актичное и душевное решение при реконструкции.

  2. Natalia Shustrova says:

    ћне тоже очень понравилось:) Ќо € не наде€лась, что победит реконструкци€ – потому что идеологически —тирлинг заточен на новаторство. ’орошо, что ошиблась рЯЩВ

  3. јлександр says:

    ѕереосмысление наследи€( втора€ жизнь пам€тника) – тоже новаторство.

ќставить комментарий

¬аш email никогда не будет опубликован. ќб€зательные пол€ помечены *

≈ще про architekturnie-novosti

≈ще про novosti

≈ще про современна€ архитектура

поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта