Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Премию Стирлинга получила мастерская Witherford Watson Mann Architects

В этом году в коротком списке номинантов на премию Стирлинга нет звездных имен. Что отражает не столько грустную экономическую ситуацию, сколько двойственную природу одной из самых объективных наград в мире. Ее лауреатом становится архитектор и его мастерская, однако, в отличие от Притцкера, не по сумме заслуг, а за отдельное здание. Поэтому, с одной стороны, лаврами могут увенчать даже два года подряд, как Заху Хадид, а с другой – Стирлинг нередко достается знаменитостям позже других регалий: Ричарду Роджерсу, к примеру, посчастливилось только в 2006.

внутреннее пространство замка, реконструированного под гостиницу, лауреат премии Стирлинга за 2013 Witherford Watson Mann Architects
фото ©Helen Binet

В Британии высокий статус мероприятия – не охранная грамота, и даже наоборот. Прогрессистам, которые организовали соревнование, и его победителям приходится постоянно отражать атаки идейных противников, преимущественно консервативного толка. Удостоенные награды постройки критики и журналисты рассматривают под лупой, причем творения самого Стирлинга – не исключение. За 18 лет отдельные произведения несколько поизносились, давая оппонентам повод для злорадства, а новаторам – для размышлений. Вывод уже сделан: в последнее время долговечность в прямом и переносном смысле слова стала отдельно упоминаемым критерием оценки.

Для награды, названной в честь британского зодчего, но задуманной, чтобы навести мосты между современной архитектурой и обществом, размер объекта и сложность проектирования значения не имеют. Рассматривается баланс между «устойчивостью», бюджетом, замыслом и средствами его воплощения, а также функцией. Звучит прозаично. Но итоговая шестерка сложилась весьма поэтичная: лишний аргумент в пользу того, что не деньги определяют культурное качество.

вид на замок после реконструкции
фото ©Helen Binet

Темой года стало обновление в разных вариациях, от радикальных по местным меркам изменений в типологически традиционных зданиях до реновации обветшавшей постройки середины прошлого века. А победила мастерская Witherford Watson Mann Architects, соорудившая гостиницу в руинах сгоревшего замка Astley Castle (Уорвикшир).

интерьер спальни в замкеВсе, что осталось после пожарища 1978 года, тщательным образом законсервировали, и гостевой дом возник прямо в сердце укрепленной усадьбы. Архитекторы одновременно проявили деликатность и смелость: с некоторых ракурсов новостройка почти не видна, хотя в ней считывается самостоятельный смысл и остроумная логика. Спальни и ванные комнаты размещены на первом этаже, а общие помещения – выше, так что оттуда открывается вид на развалины эпохи Тюдоров и короля Якова. Уровень работы несомненно очень высок, однако интрига сохранялась до последней минуты: мало кто верил, что Стирлинга отдадут за реконструкцию.

дом в жилом комплексе Newhall, архитектурная мастерская Alison Brooks ArchitectsБезусловный фаворитом гонки считался жилой комплекс Newhall Be, расположенный в 30 милях от Лондона, в Эссексе. Чтобы оценить его в полной мере, нужно быть британцем или, как минимум, знать жилищные привычки островитян, не представляющих загородного жилья без скверика, который здесь гордо именуют садом. Если его нет, девелопер ничего не продаст, а стоимость земли побуждает экономить на всем остальном.

интерьер загородного дома в Newhall
фото ©Paul Riddle

Архитекторы из Alison Brooks Architects предложили новаторский подход: половину сада перенесли на террасную крышу, освободившуюся землю застроили дополнительными домами, а деньги потратили на большие окна, защищенные от посторонних взглядов за счет углового выноса и прочие модернистские усовершенствования. С точки зрения пропаганды практичное и прогрессивное решение домиков было идеальным претендентом на лауреатство, но жюри рассудило по-другому.

центр для посетителей в заповеднике, Heneghan Peng Architects
фото ©Hufton + Crow

Любовь публики, выявленная путем голосования на сайте BBC, разделилась пополам между двумя сооружениями: центром для посетителей в заповеднике Giant Causeway (Ирландия) и часовней Bishop Edward King в Оксфорде. Их ничего не связывает, кроме мастерства, проявленного в обращении с высокими материями: природой и верой.

интерьер общественной зоны в центре для посетителей
фото ©Marie-Louise Halpenny
Heneghan Peng Architects не стали прятать архитектуру в ландшафт или разделять их, они превратили комплекс в произведение лэнд-арта, предельно органичное без прямой мимикрии.
Niall McLaughlin Architects обогатили интерьер церквушки лиричной деревянной структурой, а фасад – вручную разломанным известняком. Получилось проникновенно, и крошечное строение привлекло больше всего ставок, которые осядут в карманах у букмекеров: для победы назначение недостаточно общечеловечно.

здание медицинской лаборатории в университете Лимерика, Graftone ArchitectsУвы, получить награду за работу над чужими ошибками трудно, даже если проект объективно сильный. Университет города Лимерик – место, где истощились не только финансы, но и надежды. Предыдущие попытки не понравились ни горожанам, ни критикам, так что проектировщикам из Graftone Architects пришлось действовать на испорченном поле и экономить каждый фунт.

интерьер университетской лаборатории в Лимерике
фото ©Denis Gilbert
Сами они честно признаются, что здание медицинской лаборатории – это кубик, рассеченный изнутри так, чтобы образовалось интересное пространство. Удалось: игра света и тени буквально завораживает, внутренняя планировка учитывает специфику заведения, а также – нравы и повадки современных студентов, а облицовка серым известняком выделяет учебный корпус на фоне жилых. Для них выбрали продукцию маленькой фабрики, потому что цвет и фактура кирпича естественным образом варьируются. Последний штрих – бетонный навес над автобусной остановкой, с лестницей, связывающей улицу с кампусом.

многоэтажный комплекс Парк Хилл, архитектурное проектирование и интерьеры Howkins/Brown и Studio Egret WestЗамыкает список еще одна реконструкция: построенный в начале 60-х годов многоэтажный дом с гордым названием Park Hill был образцом островной брутальной архитектуры, но с годами деградировал как жилище. Его реанимацией одновременно занимались две архитектурные мастерские: Howkins/Brown и Studio Egret West. Они сохранили концепцию с «висячими улицами», сломали внутри некоторые перегородки, впустили свет в большие окна, и заключили здание в раму с цветными вставками.

интерьер квартиры в многоэтажном комплексе Парк Хилл
фото ©Peter Bennett
Теперь квартиры и офисные помещения неплохо продаются или сдаются в аренду, однако шансы архитекторов в конкурсе были невелики, хотя бы потому, что аутентичную постройку некоторые страстно любили, а некоторые – не менее страстно ненавидели.

Несмотря на возраст, премия Стирлинга сохраняет гибкость, и свершения для нее все-таки важнее табели о рангах. Хорошо бы перенять такой подход.

Автор:



уже 3 мнения на тему “Премию Стирлинга получила мастерская Witherford Watson Mann Architects”


  1. Александр says:

    Тактичное и душевное решение при реконструкции.

  2. Natalia Shustrova says:

    Мне тоже очень понравилось:) Но я не надеялась, что победит реконструкция – потому что идеологически Стирлинг заточен на новаторство. Хорошо, что ошиблась рџ™‚

  3. Александр says:

    Переосмысление наследия( вторая жизнь памятника) – тоже новаторство.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про architekturnie-novosti

Еще про novosti

Еще про современная архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта