Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Искусство провоцировать реальность

В Италии со дня на день откроется выставка голландских архитекторов и художников, не желающих ставить знак равенства между экономическим и творческим кризисом. Освободившееся в условиях спада время они тратят на искусство, которое, оставаясь “вещью в себе”, становится еще и орудием или даже оружием в борьбе с застоем. Недаром экспозиция назвается Triggering Reality. New Conditions for art and architecture in Nitherlands.

фотография, часть инсталляции изнанка ландшафта, Bas Princen
фотография, часть инсталляции «изнанка ландшафта», Bas Princen


Выбирая темы и объекты, проектировщики стремятся показать, как отрезок времени, который мы все переживаем, меняет Голландию. Трудные времена побуждают участников, не зацикливаясь исключительно на выживании, вторгаться в чужие епархии. Они обратились к обществу, политике и другим вещам, определяющим повседневную жизнь людей. Их объединяет жгучий интерес к реальности, с которой столкнулись современные Нидерланды. Куратор выставки, Giampiero Sanguigni, подготовил каталог -не только информативный, но и содержательный: это анализ экспозиции, в котором творческие импульсы участников довлеют над искусствоведческими схемами.

Экспозиция

Чужая победа

Природизация архитектуры, 2012, Оникс (Onix)
Природизация архитектуры, 2012, Оникс (Onix)

Некоторые авторы сфокусировали внимание на темах, связанных с коллективным бессознательным и культурной традицией. Их работы интерпретируют перемены и рассказывают о них с помощью местных материалов и ноу-хау. Предвестником движения стала группа Оникс (Onix), в далеком уже 2001 году соорудившая обитаемый объект из старых коробок из-под фруктов в заброшенном сельскохозяйственном районе провинции Гронинген. Нанесенные на коробки названия сметенных с рынка сельскохозяйственных компаний превратили картонный домик в музей недавнего прошлого и символ уязвимости традиционного уклада жизни, построенной на усердном труде.
Клавиши и гордость, Wouter Klein VeldermanБлизкое по духу произведение – гигантская деревянная статуя Микки-Мауса, которую автор, Wouter Klein Velderman назвал «памятником переменам». Изготовленная с помощью местных мастеров и воздвигнутая в Суринаме в 2011, она отражает экспансию западной культуры и тесно связана с историей, замешанной на колониализме и отравленной гражданскими войнами.
Ivory and Pride, 2010. Giorni Felici, Casa Testori, Милан, 2012. Wouter Klein Velderman

Вопрос к обществу

Многие архитекторы и художники создают здания или инсталляции, рассчитанные на взаимодействие с обществом. Такие работы проявляют динамику среды и общественных проблем, их смысл – в активном совместном изучении растущих границ между публичным и личным, они преграждают путь индивидуалистической разобщенности, предлагая людям повод, чтобы объединиться и осознать контекст, в котором им приходится жить.
настенная живопись, отраженная в витрине, проект Haas & Hahn and the Philadelphia Mural Arts Program, Philadelphia, USAHaas & Hahn, например, работает в самых сложных районах мегаполисов (Рио де Жанейро, Филадельфия), подключая местных жителей к настенной живописи. Таким образом город превращается в гигантскую лабораторию под открытым небом, экран, отражающий противоречия между местом и чаяниями его обитателей.
Филадельфийская живопись, проект Haas & Hahn и Philadelphia Mural Arts Program, Филадельфия, США, 2011–2012, фото авторов (увеличивается)

Bucky Bar (Роттердам, 2010), DUS architects
Bucky Bar (Роттердам, 2010): павильон из зонтов спровоцировал импровизированную зимнюю вечеринку. DUS architects, фото авторов

А DUS Architects описывают свои временные павильоны как модели в натуральную величину, функционирующие в качестве моментальных анализаторов места и архитектуры, а также – своеобразного социального накопителя. Из готовых предметов, вроде зонтиков, сумок или гофрированных труб они создают неожиданные пространственные структуры, которые на время превращаются в компоненты качественно нового социума, разрушающего границы между личным и общественным.
Эти проекты неотделимы от местных жителей: без их участия они принципиально неосуществимы.

Контекст как предмет исследования

В новом тысячелетии многие архитектурные мастерские параллельно с проектированием занялись анализом города. В то же время и художники подались в специфические проекты с выраженным социальным измерением и фокусом на взаимоотношениях между политикой, экономикой и культурой. Реальность – городская среда, представление о других людях и механизмы общения – стали главной темой для исследования.

Любой другой бизнес, Nicoline van Harskamp
Любой другой бизнес, Амстердам, 2009-11, Nicoline van Harskamp, собственность D+T Project Brussels, фото Willem Sluyterman van Loo

Nicoline van Harskamp представляет плоды своего труда, раскрывающего динамику личных убеждений и подходов к сосуществованию, а также – политических деклараций и риторики, связанной с общественно значимыми вопросами безопасности и справедливости. Собранную информацию она подает в форме секретных архивов, видео и анкет.

район красных фонарей в Амстердаме, 2011, boundary unlimited
район красных фонарей в Амстердаме, 2011, boundary unlimited, фото Tsaiher Cheng

Boundary Unlimited создали исследовательский проект, посвященный реабилитации квартала красных фонарей в Амстердаме. Два представленных мастерской варианта основаны на тщательном изучении контекста, его истории и экономического могущества владельцев сосредоточенных в квартале заведений. Их экспозиция соединяет глубокое понимание места с ясным представлением о том, как провести эволюцию существующего контекста, чтобы монофункциональный рынок продажной любви превратился в гибридную урабанистическую систему, построенную на сосуществовании разных реальностей.

Оспаривая реальность

Если в 90-х новая архитектура повлялась благодаря уничтожению старой, сегодня многие практикующие архитекторы занялись реновацией и достройкой существующих зданий, нередко добавляя к ним временные компоненты или подчеркивая преходящий характер преобразований. В сходных условиях в искусстве отношения с существующим становятся предпосылкой, определяющей характер творческого вмешательства. Художники все чаще трактуют свои произведения не как стационарные инсталляции, а как временное изменение окружающей среды.

изнанка ландшафта, Anne Holtrop и Bas Princen
изнанка ландшафта 2012, Anne Holtrop и Bas Princen, фото © WeDocumentArt

Anne Holtrop воспроизводит эфемерную реальность, черпая пространственные идеи в чернильных кляксах, которые он сравнивает с архитектурными и ландшафтными архетипами, обнаруживая связи с другими дисциплинами. Вместе с постоянным партнером – фотографом (Bas Princen) они конструируют инсталляции, комбинирующие физическую реальность с концептуальным измерением, чтобы зафиксировать близкое сходство как свидетельство того, что архитектура застряла между существующим и возможным.

Работа для новой кирхи в Амстердаме, 2009, Krijn de Koning
Работа для новой кирхи в Амстердаме, Krijn de Koning. Фото Ernst Moritz

А художник Krijn de Koning анализирует места, где он работает, исследуя их морфологические и цветовые характеристики. Произведения отличаются друг от друга, потому что в каждом месте (музей, парк, церковь) он ищет уникальные отношения с сиюминутной реальностью, меняющейся день ото дня.

Субъективная реальность

WWI, 2012, Atelier Van Lieshout.
WWI, 2012. Atelier Van Lieshout. Фото Frans van Lokven.

Работа Atelier Van Lieshout разоблачает двуличие современного общества, выставляя напоказ его противоречия и ритуалы и доводя до гротеска идею удовольствий, зависимости и власти.

Туннель в Haarlemmermeer, 2009, NIO architects
Туннель в Haarlemmermeer, 2009, NIO architects

Архитектор Maurice Nio, напротив, представляет собственное творчество как вселенную, поглощающую различные направления. В его работах существующая реальность трансформируется в иную, с другими типичными формами и характерными цветами. Его главным образом интересуют элементы урбанистической среды (паркинги, городские пустыри, инфраструктурные строения и шопинг-центры): сюда он внедряет свои объекты, очень личные и проникнутые воображением настолько, что они затмевают привычное окружение.

Участники выставки генерируют культурное поле, эстетичное и даже эстетское, но безуслоно искреннее. Оно помогает прочувствовать перемены, обнаруживая в новой жизни то, что можно принять и то, что необходимо отвергнуть.

Автор:



уже 3 мнения на тему “Искусство провоцировать реальность”


  1. Anonymous says:

    Мне кажется что, в современном мире деятели искусства перестали видеть потребителя, и как результат потеряли ощущение горизонта и цели. Общество представленное специально подобранными экспертами не может быть потребителем, так как на самом деле его нет. Общество это понятие виртуальное и примерно так же как и деньги, реально существует только индивидуальное, личное восприятие. Представьте себе, я не говорю сейчас о вере, а о модели сознания,вот идет страшный суд, все воскресли и идет разборка кому куда, каждый отвечает за себя, я не представляю где тут место обществу, так же как и после суда. Мне видится что общество не может служить ориентиром в поиске современного вектора развития искусства, такой звездой может быть только личность, конкретный заказчик, собирающийся владеть этим произведением для себя. Именно процесс владения это смысл существования произведения.

  2. Natalia Shustrova says:

    Мне кажется, что для художника личность и конкретный заказчик -он сам, и утрата горизонтов во многом связана со сложностью самоидентификации. В данном случае голландцы прямо декларируют, что именно ощущение и осознание собственной идентичности стимулирует их к творчеству. Они рассматривают в социальном, общественном контексте не творческий акт, а его результат – это совсем другое дело. Продолжу Вашу аллегорию (для меня как агностика такие сцены -аллегорические). На страшном суде каждый отвечает за себя, но это не уничтожает реакцию со стороны других людей, ставших свидетелями разборки. И не только свидетелями: немало сюжетов, посвященных заступничеству девы Марии, а также смертных. Они транслируют естественную для реальной жизни общественную реакцию, которая, конечно же, складывается из индивидуальных.

  3. Boguslaw says:

    Yest tchas kogda nie nada a zdies’ nadaaa рџ™‚

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про contemporary art

Еще про novosti

Еще про выставка

Еще про социология архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта