Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Национальные особенности общей почвы

Фотографии павильонов России, Южной Кореи, США и Канады © Нелли Троценко

Книгу не оценивают по обложке, фильм или балет – по афише, и только архитектуру приходится судить «по представлению». При этом искусство демонстрации в состоянии изменить сущность до неузнаваемости или даже затмить ее. Хотя бы поэтому соревнование национальных павильонов на венецианском биеннале нельзя смешивать с не только с олимпийскими играми, что прямо подчеркнул Чипперфильд, но и с конкуренцией зодчих и зодчества в разных странах. В рамках широко сформулированной темы кураторы сами определяют, как и чем впечатлить.

QR код в павильоне России


Продается, главным образом, имидж, но соблазн внедрить в него сугубо коммерческие элементы велик, и страны, нацеленные на мировой рынок, с удовольствием используют возможность продемонстрировать суперсовременную сантехнику или плитку.
фрагмент экспозиции в павильоне ИспанииВ таком случае павильон превращается в эстетизированную выставку достижений народного хозяйства, не теряя шансов на успех. У публики, потому что жюри, и без того обремененное необходимостью сравнивать кислое с тяжелым, вежливо игнорирует коммерцию.
подвесной сад в испанском павильонеА заодно – и чрезмерно традиционные экспозиции, сосредоточенные на реальной архитектурной практике в отдельно взятой стране. Хрестоматийный ответ на вопрос, что может дать архитектура людям, вполне приемлемый в докризисную эпоху, сегодня кажется несколько анахроничным, потому что вырос из привычки не считаться с затратами и пижонить. Она, разумеется, не умрет сразу и даже постепенно, но подвинется, освобождая место для общественно эффективного зодчества, о котором процветавшая Европа чуть не забыла в погоне за зелеными технологиями.

К нему прямо апеллирует Тойо Ито, куратор получившего «Золотого льва» японского павильона. На него делают ставку прагматичные американцы, завоевавшие специальную премию. А России и Польше, добившимся успеха благодаря сильной презентации, остается надежда на то, что действительность догонит мечту.

Польша.Специальная премия.

польский павильон, превью фотографииНазвание: Making the walls quake as if they were dilating with the secret knowledge of great powers
Куратор Михал Либера (Michał Libera), автор звуковой скульптуры Катаржина Краковяк (Katarzyna Krakowiak)

Метафорическая трактовка архитектуры как искусства, помогающего людям слышать друг друга, раскрывается с помощью звуков, волнами распространяющихся в пустом зале. Дрожащие стены олицетворяют восприимчивость, соединенную с устойчивостью.
Практическое вмешательство в интерьер минимально, а упомянутая в длинном названии выставки тайная сила знания проявилась в точных акустических расчетах и звукорежиссуре.
Свежая и смелая концепция тесно связана с историей и, одновременно, способна непосредственно воздействовать на посетителя.
фотограф Krzysztof Pijarski, ©Zacheta

Россия. Специальная премия.

Название: i-city
Куратор: Сергей Чобан, авторы Сергей Кузнецов, Валерия Каширина

российский павильон на биеннале в Венеции

Российский павильон, наконец-то впечатлил всех, и соотечественников, и иностранцев, и членов жюри, и простых посетителей, бескорыстно выложивших ролики в ютьюб. Беспроигрышная идея погружения в декорированную QR-кодами и послушную желаниям каждого виртуальную реальность принесла плоды.

второй зал российского павильонаИз светлого будущего приятно разглядывать и славное прошлое российской архитектуры, и ее смутное настоящее. Мы воспарили над ним, как вертолет над автомобильной пробкой, и в очередной раз показали миру и себе, что богаты талантами и деньгами, которым иногда можем найти применение.
Фотограф © Нелли Троценко. Сквозь отверстия в стене второго зала видны черно-белые исторические фотографии.

США. Специальная премия

Название: Spontaneous Interventions: Design Actions for the Common Good
Кураторы: Нед Крамер (Ned Cramer), Давид Ван дер Лир ( David van der Leer), авторы Paola Antonelli, Anne Guiney, Zoe Ryan, Michael Sorkin

американский павильон, экспозицияАмериканцы в Венеции блеснули простотой, которой не так-то просто добиться. Их павильон заполнен множеством маленьких и микроскопических идей, от автобусной остановки в каком-нибудь забытом богом городке до клетки, спроектированной семейством архитекторов из Нового Орлеана, чтобы их сограждане могли цивилизованно разводить в городе кур.
Все проекты – частная инициатива, и все реализованы, так что общая картина, несмотря на кардинальные различия в идейных истоках, невольно перекликается с японской. При этом посетителю предоставлена свобода выбора и свобода проявлять интерес: хочешь узнать, кто, что и зачем сделал – дерни за флажок, не хочешь – просто оцени общее количество осуществленных без команд и помех сверху замыслов.

Южная Корея

Название: Walk in Architecture
Кураторы: Хи Джун Ли (Hee Jun Lee), Еун Джонг Ким (Eun Jeong Kim)

павильон Южной КореиКорейские зодчие предложили прогуляться по их родной архитектуре, как по лесу «медитируя, обозревая, мечтая и любопытствуя».
При этом они, разумеется, не отказались от виртуальных технологий, но попытались их по возможности приручить и гуманизировать, в прямом и переносном смысле слова. Цифровые панели заключены в рамы из неокрашенного дерева, напоминающие ширмы.
С их архаичной простотой контрастирует ультрасовременный по графике и очень изощренный, но спокойный видеоряд.
Его можно рассматривать как часть инсталляции, а можно – как полноценный источник информации: обе задачи решены на высоком уровне, и если бы жюри выдавало премию за компьютерную графику и веб-дизайн, она бы уехала в Корею.

Кувейт

Название: Kethra
Куратор: Захра Али Баба (Zahra Ali Baba), авторы Deema Al-Ghunaim and Ricardo Camacho

павильон Кувейта на биеннале в Венеции
Дебют Кувейта в Венеции дает надежду на диалог культур, основанный на признании общественной роли архитектуры всюду, где она есть или может быть. Кувейтцы, конечно в первую очередь хотели заявить о себе, но не только. Их инсталляция, в которой одинаково важную роль играет карта и стена, отражает поиск гармонии между движением и статикой, между «донефтяным» прошлым и настоящим.
В том числе – научный: здесь стартовала программа исследований, которая в конечном счете поможет сформулировать стратегию развития архитектуры и градостроительства. И поэтический: специально для биеннале написали литературное произведение, формально названное памфлетом, но по сути представляющее собой нечто вроде рацеи, которыми сопровождал свои картины русский художник Федотов.

павильон Канады, панорамная фотография

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про выставка

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта