Глава 5
Контекстное градостроительство
Чтобы построить архитектурный объект, нужно свободное пространство.
Чтобы построить городскую систему, нужна система свободных пространств.
В доковровый период застройки городов привязка архитектурных объектов на свободных площадях проблем не вызывала. И архитектор основное внимание оправданно мог уделять красоте архитектуры – её формам, деталям, тем её элементам, с которыми человек контактировал впритык. Так создавался эстетический и культурный фон эпох, самоуверенно относимый человечеством к своему историческому наследию.
Чтобы сделать эту деятельность архитектора целеустремленнее и управляемее, архитектуре необходимо было обогатиться поначалу еще довольно упрощенной, сопутствующей дисциплиной – градостроительством. Значение этой дисциплины увеличивалось по мере развития городов, роста человеческой активности в области организации и изменения пространства. До определенного времени идея, хотя и подвергалась постоянным модификациям, методологически оправдывалась. Сбои начали проявляться в конце ХХ столетия и особенно в начале двадцать первого, когда во многих мегаполисах назрела потребность инплантировать в их старые исторические структуры новые крупные объекты. Проблемными становились транспортные передвижения в городе. Не находя возможности остановиться в желаемом месте города, человек все острее стал ощущаться в нем чужим, нежеланным, лишенным прав горожанином.
Новые градостроительные проблемы оказались нерешаемыми без новой трактовки, а в отдельных случаях – и освоения нового пространства. Именно в этом направлении стало переориентироваться современное архитектурное мышление. Благодаря этой переориентации зарождается в ХХI столетиии содержательно новое контекстное градостроительство.
Любое архитектурное сооружение – утверждает архитектор Сергей Киселёв – должно быть спроектировано с учетом окружающего контекста. В контексте на конкретном городском пространстве согласовываются гармонизация и логизация разных стилей, разных масштабов, наконец, разных интересов. Поскольку объём и сложность этих проблем в новом столетии усложняется и увеличивается, следует предполагать, что контекст станет руководящей творческой содержательной стратегией архитектуры. В этом случае репрезентативная (фасадная) архитектура будет развиваться на принципах минимализма, как вторичный процесс. Чтобы своим вторжением в историческую застройку не нарушать тектонику ее ценностей, приоритетными станут гладкие, не перегруженные конкурентными деталями плоскости.
Выход градостроительства на новое пространство – идея появившаяся под термином sprawl еще в шестидесятые годы 19 столетия. Термин обозначал неконтролируемое развитие городов в сторону удаленных пригородов и распространялся на территорию, на которой различие между городом, пригородом и открытым пространством стиралось.
Теперь sprawl отражает cостояние, когда расположение жилых домов, дорог и других объектов человеческой активности достигает такой степени, при которой центростремительные силы городов исчезают, периферия освобождается от незастроенных (неосвоенных) пространств. В результате этих перераспределений большинство американцев проживает в местности, не являющейся ни селом, ни городом, а чем-то средним.
Таким образом, культура наша представляет собой тесно связанную реальность, свободно покрывающую нашу планету. Sprawl является наименованием нашего новорожденного пространства, в котором и для которого мы должны строить (Aaron Betsky).
Bидение нашего времени является, по-видимому, комплексным видением больших пространств, превышающих на несколько порядков поле зрения отдельного человека. Это предопределяет замену отдельных точек видения траекторией или пространством (восприятие магистрали, крупных ансамблей) и превращает видение в динамический процесс, требующий значительного времени. Последнее определяется нелинейной функцией от геометрических размеров воспринимаемых объектов (комплексов) и резко возрастает при их увеличении.
- Возможна ли адекватная комплексная оценка города?
- Не следует ли структурно сложную, многоступенчатую городскую среду оценивать фрагментарно?
- Оцениваемые фрагменты иерархаизировать? По каким признакам?
- Ваше личное (авторское) видение проблемы?
Спасибо!
Проф. Игорь Середюк
Прага, январь 2011
Литература:
Architektura na prahu informačního věku.Zlaty řez, Praha, 2001
Architektura v informačniv věku. Zlaty řez, Praha, 2006
Architektura : тělo nebo obraz ? Zlaty řez, Praha, 2009
уже 15 мнений на тему “Функция времени в освоении архитектуры”
Оставить комментарий
Еще про градостроительство
- Контекстуальная олимпийская деревня в Париже
- Реновация набережной в Чайковском
- Деловая игра «Градостроительный вызов»
Еще про Игорь Середюк
Еще про современная архитектура
- Строительство библиотеки имени Ибсена
- Школа Реджо – финалист премии Миса ван Дер Роэ 2024
- Дом Mirador – победитель BASC
Спасибо за статью… Тут действительно есть над чем поразмышлять
Термин ” Контекстное градостроительство” применим , на мой взгляд, только к районам сложившейся исторической ценной застройки. Там где есть ценный( с исторической и архитектурной точки зрения) контекст. Территории эти в городах, небольшие ( за исключением Парижа, Петербурга и Рима) Изложенные принципы “минимализма” в исторической застройке- спорное предложение . Представьте проектирование по этим принципам в конце 19 начале 20 века в Петербурге или Париже. Оно продиктовано , скорее современными строительными технологиями создающими бедную информационную структуру зданий.
Александр, представлять проектирование по принципам минимализма в прошлом и позапрошлом веке ,по-моему, непродуктивно: автор как раз исходит из реалий 21 столетия и озадачен перспективой. Кроме того, по-моему, под контекстом нельзя понимать только рафинированные островки, заполненные памятниками архитектуры. Мне показалось, что Игорь берет шире, хотя, может быть, я ошибаюсь…
Если бы руководствовались принципами фоновой застройки в начале 20 века -не появился бы стиль модерн. Новый стиль не может быть подчинен предыдущим (вторичен) Это приведёт к деградации всей застройки. Город живой организм. В нем нет главных и второстепенных органов. Архитектура 21 века не принесла новых градостроительных идей, позволяющих ей быть равноценной модернистской архитектуре и архитектуре “классических” стилей. Она “паразитирует” на структуре прошлых направлений и разрушает их ( как раковая опухоль) Отсюда и неприятие подавляющей части населения новых включений в старые районы. Усугубляет это и преобладание экономических соображений над эстетическими при проектировании. Архитектура, как вид искусства исчезает, уступая своё место дизайну.
Насколько я понимаю, речь идет о “поиске критериев адекватной оценки” то ли существующего состояния городов, то ли тенденций их развития… В тексте не уточнено. Это скорее рефлексия. Эмоции автора плюс вплетенные в них спонтанные выводы.
Дело в том, что за многосложными формулировками и определениями, так или иначе связанными с особенностями развития крупных городов, стоит не что иное, как некая растерянность и беспомощность. И это в лучшем случае.
“Могут ли быть адекватные критерии?” Думаю что нет. Или так: адекватные чему???
Господа! Существует системный подход – шикарная “штука”,позволяющая грамотно проанализировать что угодно, в том числе и “организм мегаполиса” в самых разных плоскостях и ракурсах (им нет числа). Вопрос в том в каких именно
плоскостях город нужно исследовать на данном временном отрезке. Что важнее всего сегодня? А дальше работа для НИИ. И никаких эмоций. Просто работа.
Но почитать статью приятно. Картинки, опять-таки…
Возможно, мои суждения ошибочны
Отрицание, не аргументированное альтернативой,- направление мало продуктивное.
Оно не находит отклика в информационной технологии ХХI столетия, в блоговой (демократизированной) коммуникации.
А вред здоровью жителей мегаполисов, сокращение рождаемости, генетические изменения (в худшую сторону), здоровье нации в конце-концов???
Это что?
Рефлексия???
Или не нужно говорить о тупиковом развитии современных поселений???
Может быть и в столице нашей родины жить замечательно?
Там чистый воздух, экологичная еда в магазинах?
Там нет никакого стресса в транспорте, дворах и многоэтажных вип-гетто???
Может быть там есть замечательный общественный транспорт, с помощью которого можно быстро и легко добратся до работы???
Уважаемый Sim!
Если это так, то Игорь зря разместил здесь эту статью.
И вообще зачем писать про проблемы архитектуры?
Нет проблем!
Ура, товарисчи! рџ™‚
Проблемы архитектуры нет. Архитектура- одно из отражений общества. Проблемы, причем очень большие(кризисные) в обществе. В первую очередь -в пути развития.
Что верно, то верно – архитектура зеркало общества, как Лев Толстой когда то был зеркалом революции.
Ну, на самом деле, прекрасную архитектуру создавали и в мрачные с точки зрения общественного развития времена. Так что она – зеркало не вполне прямое, на мой взгляд рџ™‚
Вопрос не в мрачном или светлом, а о том , что и в какой мере влияет на архитектуру на конкретном этапе развития.( власть, и её формы, религия,культура, общественные отношения в определённой стране, деньги , развитие технологий, средства массовой информации,транснациональные интересы корпораций.) И роль архитектора.
Если рассматривать художественные качества архитектуры то они уступают место коммерческой выгоде и технологичности строительства. Уже сейчас архитектор может не уметь рисовать ( как на эстраде не нужно уметь петь.) А потом как в сказке король окажется голым.
Естественно, архитектура, это немножко кривое зеркало. Но те мрачные времена были не совсем мрачные в плане статуса архитектора в обществе. И монархи были люди не безграмотные, а с пониманием. Не то что сейчас.
Не хочется никого огорчать, но технологиии и деньги всегда оказывали огромное влияние на архитектуру. Опять же, архитекторам, работавшим на монархов (и не только), приходилось унижаться, совершать подвиги самоотречения, порой вкладывать свои средства в стройку, скрываться от кредиторов и начальства, работать без сна и отдыха и.т.д. и.т.п. А также – проталкивать и отстивать свои идеи любыми средствами, от ползания на животе до споров с самодержцами и прочими шишками, которые могли, а ингода и кончались для спорщика плачевно. И все это, замечу, не ради денег, а ради славы, самореализации, искусства и прочих ценностей. Не буду приводить примеров, но для появления шедевра зодчему всегда приходилось маниакально отстивать свою концепцию.
Сейчас у архитекторов (отечественных)другая мотивация. Они так же неразборчивы в средствах, но цели преследуют другие…
Ну если они могли вкладывать деньги в стройку то это было уже неплохо, я и говорю – статус был у них другой. Сейчас реальная оплата труда архитектора настолько мизерна по отношению к стоимости строительства, что вкладывать просто нечего, как бы иногда не хотелось.