2009: ÷умтор получил ѕритцкера

текст: Ўу, фотографии © The Hyatt Foundation
¬ 2009 году премию ѕритцкера получил ѕетер ÷умтор (Peter Tzumtor) ак известно, ѕрицткеровска€ преми€ вручаетс€ прижизненно, поэтому, как представл€етс€ со стороны, одна из задач комитета – застать †выдающегос€ претендента в живых. Ќа практике это означает, что прем舆 находит своего геро€ под занавес карьеры, когда его мысли и постройки, прежде шокировавшие архитектурную общественность, стали общепон€тными и общепризнанными. “ак было с –оджерсом и ћейном. Ќо совсем по другому случилось с нынешним лауреатом – ѕетером ÷умтором.

¬ отличие от своих коллег по лаврам ÷умтор никогда не раздражал мир, и его творчество снискало больше уважени€, чем восхищени€.† —овершенно логично: сын краснодеревщика из Ѕазел€ всю жизнь занималс€ не архитектурой вообще, а проектированием отдельных объектов, самодостаточных и, по возможности, совершенных. ј также – скромных, то есть не покушающихс€ на доминирование над окружающей средой. —вет и вода в его работах нередко затмевают собственно архитектурные выразительные средства.

интерьер павильона Ўвейцарии в √анновере, архитектор ѕетер ÷умтор

—ам он говорит о своей профессии так: “я убежден, что сегодн€ архитектуре нужно решать собственные задачи и отражать собственные возможности. јрхитектура – не символ и не проводник пон€тий, чуждых ее сущности. ¬ обществе, которое чтит поверхностность и извращенность, архитектура может сопротивл€тьс€, противодейству€ утрате форм и смыслов, и говорить на своем собственном €зыке. я убежден, что €зык архитектуры – это не вопрос какого-то определенного стил€.  аждое здание строитс€ с конкретной целью в конкретном месте и дл€ конкретного общества. ћои здани€ – это попытка точно и правдиво ответить на вопросы, вытекающие из этих простых параметров”.

Ќе было бы счасть€, да несчастье помогло.  ризис, веро€тно, сыграл роль в том, что чаша весов склонилась в пользу ÷умтора. јрхитектор, родившийс€ в 1943 году в уникально мирной Ўвецарии и способный, несмотр€ ни на что, противитьс€ искушающей роскоши, получил шанс быть услышанным и пон€тым. ¬ 2009.

јвтор:



”же 5 мнени€ на тему “2009: ÷умтор получил ѕритцкера”


  1. Pingback: —ельска€ часовн€ ѕетера ÷умтора (Peter Zumthor) - архиблог Ўу
  2. Igor says:

    ѕреми€ ѕ.÷умтору это доказательство гибкости мышлени€ притцкеров-ского жюри:”ћы не придерживаемс€ штампов, моды, тем или иным способом попул€зирующие банальные формы.ћы просто не отрицаем возможность иного концептуального мышлени€, иных путей интеллектуального поиска в современной архитектуре.” Ёто эксперимент с самим собой. Ќа подобные отступлени€ можно себе позволить лишь очень редко. ”верен, что в следующем году получат признание и визуально более масштабный автор, и зрительно более масштабные формы архитектуры. Ёто гипотеза.

  3. Shu says:

    »горь, скорее всего ¬аша гипотеза подтвердитс€, хот€ € лично считаю, что визуальна€ масштабность как критерий значимости архитектурного произведени€ постепенно превращаетс€ в анахронизм. “акой критерий сформировалс€ в эпоху неразвитых технологий, когда не только визуальный, но и фактический масштаб сооружени€ автоматически мог превратить его в архитектурный прорыв. —егодн€ это не совсем так, а завтра, возможно, будет совсем не так…

  4. мила миелович says:

    ћир устал от гигантомании архитектурных проектов последних лет ,воспринимаемых с высоты птичьего полета . ¬ конце концов ,дл€ кого архитекторы работают -дл€ пешехода на земле или дл€ летающих в небе аэропланов ?

  5. Pingback: ћеханизмы формировани€ культуры и цивилизации - архиблог Ўу

ќставить комментарий

¬аш email никогда не будет опубликован. ќб€зательные пол€ помечены *

≈ще про news-world

≈ще про притцкер

≈ще про ÷умтор

поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта