ѕритцкера получили  азуо —еджима и –ю Ќишизава (Kazuyo Sejima, Ryue Nishizawa)

текст ©Ўу
ѕо меркам архитектурного мира и  азуо, и –ю сравнительно молоды (—еджима родилась в 1956, ее соратник моложе на 10 лет), что знаменует новое понимание притцкеровским жюри формулировки “вручаетс€ живым архитекторам”. ѕрежде она нередко трактовалась в том смысле, что зодчих надо награждать, когда они живы, но не располагают достаточным запасом лет, чтобы внести существенные изменени€ в свою карьеру…

музей в Ќагано, архитектурное проектирование  азуо —еджима и –ю Ќишизава (Kazuyo Sejima, Ryue Nishizawa)
музей в Ќагано, архитектурное проектирование  азуо —еджима и –ю Ќишизава, 1999 г. фото ©Hisao Suzuki

ќба нынешних лауреата полны сил , так что смогут преподнести еще немало сюрпризов, а также – поддатьс€ на искушени€ и совершить ошибки.† ¬ каком-то смысле это символично: будущее архитектуры сегодн€ основываетс€ скорее на надеждах, чем на гаранти€х.

ќднако главный тренд заключаетс€ вовсе не в символике, а в прагматике.† ѕожалуй, впервые ѕритцкера получат архитекторы, не занимавшиес€ более или менее серьезно теорией архитектуры (деклараци€ куратора венецианской биеннале – не в счет) и† всецело сосредоточенные на практике. јрхитекторы, расценивающие заказчика и девелопера не только как источник финансов, но и как часть контекста, с которым архитектура может успешно взаимодействовать.† Ћюди им не мешают, окружающа€ их объекты застройка – тоже.

«дание  ристиан ƒиор в “окио, архитектурное проектирование  азуо —еджима и –ю Ќишизава (Kazuyo Sejima, Ryue Nishizawa)
здание компании  ристиан ƒиор в “окио, 2003г, архитектурное проектирование  азуо —еджима и –ю Ќишизава. фото ©Hisao Suzuki
—ловом, —еджима и –ю (который, кстати, сначала был ее подчиненным, наемным архитектором), просто-напросто вкалывают и очень стараютс€. —леды их старательности остаютс€: хот€ все работы очень цельные, ни одна из них не производит впечатлени€ чего-то чудесного, созданного по вдохновению свыше. ¬озможно, такие объекты у них еще впереди…

терминал в Ќаошима, 2006 г, архитектурное проектирование  азуо —еджима и –ю Ќишизава
терминал в Ќаошима, 2006г, архитектурное проектирование  азуо —еджима и –ю Ќишизава. фото ©Hisao Suzuki

јвтор:



”же 19 мнени€ на тему “ѕритцкера получили  азуо —еджима и –ю Ќишизава (Kazuyo Sejima, Ryue Nishizawa)”


  1. кость says:

    “…впервые ѕритцкера получат архитекторы, не занимавшиес€ более или менее серьезно теорией архитектуры…” теори€ от практики неотделима, а те кто занимаютс€ намеренно только теорией – это просто бездельники, делающие карьеру за чужой счет.

  2. Shu says:

    я сначала не собиралась отвечать на этот комментарий, но вынуждена сделать некоторые разъ€снени€: кость, видимо, пришел с сайта архиру, где поставили ссылку на эту заметочку (за что спасибо), но сопроводили ее довольно странной репликой.
    ¬о-первых, написали, что преми€ “недавно вручена”, но она Ќе вручена, а лишь присуждена – вручение ѕритцкеровской премии – отдельна€ цермони€, целое архитектурное событие, которое проходит в разных городах мира («ахе ’адид, например, ѕритцкера вручали в ѕетербурге).
    ¬о-вторых, отсутствие теоретических работ (безоценочно) нехарактерно дл€ лауреатов ѕритцкера – обычно решение жюри сопровождаетс€ списком теоретических работ (и списком объектов). » это не только “мнение блоггера” – об этом пр€мо сказано в речи председател€ жюри премии, которую €, прежде чем написать свои 10 строчек, прочитала. „то, на мой взгл€д, совершенно естественно.

  3. Vadim says:

     аламбур в тему:
    ” √-жи Shy пр€мотаки “кость в горле” )))))

  4. Ќе Ўу, конечно says:

    ƒес€ти строчек недостаточно, чтобы сделать убедительный анализ нынешней ситуации с вручением ѕритцкеровской премии и донести свое субъективное мнение до читателей. Ѕолее того, хотелось бы пон€ть, что ¬ы хотели сказать следующими словами, цитирую: “—ловом, —еджима и –ю (который, кстати, сначала был ее подчиненным, наемным архитектором), просто-напросто вкалывают и очень стараютс€” и “…хот€ все работы очень цельные, ни одна из них не производит впечатлени€ чего-то чудесного, созданного по вдохновению свыше”. «начит, по-¬ашему, дл€ создани€ проекта (а это и рабочие чертежи, и работа с заказчиком, и работа с инженерами, и выдерживание сроков проектировани€, и авторский надзор)достаточно вдохновени€? ѕо мановению волшебной палочки (то есть – чудесным образом) проект не сделаешь. ѕроектирование – 10% творчества, а остальные 90% – достаточно т€желый и кропотливый труд, требующий изр€дной доли старательности и вкалывани€ без выходных(перефразиру€ –эма  улхааса). –аботы архитекторов, выигрывающих международные конкурсы – это “следы старательности”? » что “плохого” в прагматике? ј ведь прагматика не что иное, как ситуационна€ этика. ¬ наше врем€, когда, чаще всего, за заказчиком остаетс€ последнее, решающее слово, а за твоей спиной сотрудники фирмы, которым нужно платить зарплату, прагматичность не помешает.   тому же, если быть объективным, проекты фирмы SANAA – образец лаконичности, чистоты линий и пропорциональности, что €вл€етс€ неотъемлемой частью €понского понимани€ прекрасного. ј пока у нас в стране будут мерить красоту архитектуры водочными павильонами из старых оконных рам или лишенными здравого смысла экзерсисами в стиле классицизма (прошу прощени€ за гневную “филлипику”), даже бледного подоби€ органичной архитектуры SANAA мы не дождемс€.

  5. Shu says:

    2 не Ўу (кстати, нельз€ ли выбрать более оригинальный ник?)
    1. —лово “анализ” € не использовала, и вполне согласна, что 10 строчек недостаточно дл€ него. ћне в конце апрел€ надо сдавать в бумажное издаие статью о нынешнем ѕритцкере, но и она не будет претендовать на анализ – там просто будет больше объективных фактов и более подробно изложены субъективные сображени€. Ќо писать € ее буду недели 2, а жанр заметки в блоге – новость.
    2. ћне прекрасно известно, что вс€кий творческий труд состоит на 90% из труда, архитектура – не исключение и € ни словом не обмолвилась о том, что вдохновение все решает. Ћюбезно процитированные ¬ами строки следует трактовать в том смысле, что в идеале старани€, труд, кровь и пот не должны чувствоватьс€ в готовом произведении любого искусства. ≈ще раз подчеркну – в идеале! —трашный суд, к примеру, не наводит на мысль о том, что ћикельанджело его писал, годами лежа на спине и скорчившись, хот€ именно так и обсто€ло дело рЯЩВ
    3. я в смысле вдохновенности сравниваю SANAA не с “водочными павильонами” или неонео-классицистическими экзерсисами. я вообще, говор€ о ѕритцкере, оставл€ю за скобками современную российскую архитектуру (“любить, обн€ть и плакать над тобой”), огл€дыва€сь, как это ни пафосно звучит, на общемировой контекст. ѕроще говор€ – на того же ÷умтора .
    ќп€ть же, если у нас в стране будет архитектура, хот€ бы отдленно напоминающа€ то, чем занимаютс€ —еджима и –ю, € буду счастлива.
    ¬ целом мысль о том, что хорошую архитектуру можно только хвалить,не вгл€дыва€сь, а любой эпитет вроде “прагматичный” следует понимать как ругательный, мне не близка… рЯЩВ

  6. Vadim says:

    ¬сЄ верно!  ак раз 0-10% творчества содержитс€ в девелоперастических проектах, которые на сегодн€шний день всЄ больше и больше заполн€ют российские города (((

  7. Vadim says:

    ”важаемый г-н “Ќе Ўу, конечно”!
    (насчЄт ника полностью согласен с √-жой Ўу)
    ’отел бы ¬ас уверить в том. что 90% “труда” не что иное, как насто€щщий онанизьм (простите великодушно читатели блога) и состоит он именно в сражении с тупейшими и бесконечно устаревшими строительными нормами, которые по сей день работают в нашей необь€тной!
    Ѕольшинство этих норм нацарапаны в порыве угодить какому нибудь правительственному родственичку, управл€ющему производством какого нибудь гов-стройматериала.
    ≈сли вы считаете эти бесконечные сражени€ “работой”, то что тут можно сказать?
    ћне очень жаль…

  8. ermakoff-67 says:

    ƒа, услыхали бы зодчие эпохи ¬озрождени€ про наши —Ќиѕы ни за что бы не поверили, что такое возможно. «ато их творени€ми мы восхищаемс€ до сих пор. ј кто через п€тьсот лет восхититс€ лужковской ћосквой или матвиенковским ѕитером?

  9. јлександр says:

    “ѕроектирование – 10% творчества, а остальные 90% – достаточно т€желый и кропотливый труд,” -Ќепон€тно, в чем отличие творчества от труда в проектировании. Ёто всЄ один творческий труд. ≈сли плохие —Ќиѕы, то что вы скажете о идущих им на смену регламентах. Ѕолее запутанного документа , чем –егламент о требовани€х пожарной безопастности у нас похоже не издавалось никогда. ѕопробуйте по нему определить степень огнестойкости здани€. ѕричин, почему у нас мало достойной современной архитектуры много, и нет смысла о них говорить. “ворите вопреки всему. » может вам повезЄт с достойным реализованным проектом.

  10. »горь says:

    ќтносительно “ехрегламента по пожарной безопасности не совсем согласен .ƒокумент неплохой.ќднако трактовка некоторых положений в —водах правил(ѕриложени€ к –егламенту) по пожарной безопасности неоднозначна.¬ “ћосгосэкспертизе” ,при рассмотрении одного из наших проектов(реконструкци€ склада продовольственных товаров с административным корпусом),пришлось писать письмо в ¬Ќ»»ѕќ и получать разъ€снени€ от разработчика —ѕ.„ерез мес€ц,получив ответ ,удалось доказать эксперту,что р€д его замечаний неправомерен.

  11. yury says:

    не могу нигде найти чертежи их проекта театра и художественного центра в јльмере.

  12. ermakoff-67 says:

    ” мен€ сложилось впечатление что де€тельность как √осдумы занимающейс€ законотворчеством, так и прочих гос. органов занимающихс€ разработкой нормативов подобна росту злокачественной опухоли, она самопроизвольна и злокачественна по своей природе. —ами по себе законы и новые нормативы уже не обеспечивают улучшени€ качества жизни или повышени€ безопасности граждан. ћаксимум что они могут обеспечить так это только рост благососто€ни€ чиновников, пользующихс€ запутанностью и двусмысленностью законов и нормативов. Ќо раз эти гос. органы созданы они должны ведь чем то заниматьс€, должны как то оправдывать свое существование. ќни и занимаютс€.

  13. јлександр says:

    —троительные правила вместо декларированного добровольного применени€ €вл€ютс€ об€зательными при прохождении экспертизы. ¬место сокращени€ нормативных документов мы получили увеличение. ¬месте с созданием —–ќ создана система удушени€ малого предпринимательства в проектировании. —ейчас подготовлены поправки в √радостроительный кодекс( минимальна€ страхова€ сумма будет 5 млн. рублей в год)

  14. мила миелович says:

    ¬ контекст прекрасно вписались – без особого полета и излишеств !
    —коро ѕритцкера начнут давать не архитекторам , а девелоперам и градо-
    начальникам – тогда – прощай преми€ !
    ≈сли бы существовала преми€ “«а разрушение исторического контекста” – Ћужкову с Ѕатуриной не жалко было бы по дес€ть премий каждый год выдавать !

  15. ermakoff-67 says:

    ”дивительно почему против —–ќ никто не протестует? ∆аль мало у нас греков! »ли хот€ бы румынов.

  16. yury says:

    „то же тут удивительного? Ќам исторически не свойственно противитьс€ де€ни€м “свыше”, только шахтеры раз в дес€тилетие нарушают статистику. √ораздо проще сделать все незаконно, без согласований и утверждений, нежели отстаивать свои права, мы все одинаковые. Ќу представьте абсурность акции протеста против —–ќ в лице 3-х человек (больше просто не пойдут), их даже разгон€ть не станут, просто сочтут психами.

  17. ermakoff-67 says:

    Ќу вот автомобилисты то добились отмены повышени€ транспортного налога. ќбидно конечно что наши архитекторы это нечто аморфное. “ерпим когда нарушают наши авторские права, когда государство вынимает деньги из нашего кармана. ¬от и плетемс€ вечно в хвосте у «апада. Ќа что ж еще могут быть способны амебы? ѕри царе, например, многи архитекторы владели собственными особн€ками и доходными домами, у них был совершенно другой социальный статус. ј сейчас, кто такой архитектор? ƒа никто…
    Ќекое существо которое само себ€ не уважает.

  18. Vadim says:

    “очн€√! рЯЩВ

  19. Pingback: —ветлый домик от  азуо —еджима - Ќовости архитектуры- архиблог Ўу

ќставить комментарий

¬аш email никогда не будет опубликован. ќб€зательные пол€ помечены *

≈ще про news-world

≈ще про novosti

≈ще про притцкер

≈ще про современна€ архитектура

поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта