Переход к новому музею
фото: ©Pietro Savorelli
Не прошло и пятидесяти лет, как во Флоренции открылся музей, посвященный искусству 20-го века. Точнее – два в одном: обновленное пространство старинного госпиталя Сан Паоло одновременно демонстрирует плоды художественного творчества и городскую историю – как в российском краеведческом музее, только с другим прицелом и в иной эстетике. За нее отвечает архитектурная мастерская Avatar Architettura, которая спроектировала лапидарные интерьеры, подчеркивающие, что жизнь великого города не замерла и после эпохи Возрождения. Затея для своих: туристов все равно не переубедишь, и деньги на нее собирали всем местным миром.
Крытая ренессансная аркада в здании госпиталя Сан Паоло, также известного во Флоренции как Leopoldine Schools и построенного, предположительно, в 13 веке. За окнами – залы музея Novecento, посвященные искусству 70-х, 80-х и 90-х годов двадцатого века.
Концепция
Научный куратор музея, Валентина Дженсини (Valentina Gensini) нацелилась на время, переданное в сюжете: “Многомерный музей, предлагающий посетителям уникальный персонализированный опыт: произведения искусства, инсталляции, звуки и мультимедия, конструирующие нарратив двадцатого века в ретроспективном путешествии от девяностых к авангарду начала столетия”.
Архитекторам Никола Сантини (Nicola Santini) и Пьеру Паоло Таддей (Pier Paolo Taddei) довелось превратить эту литературную фабулу в пространственную и придать отрезку времени материальность – достаточно яркую, чтобы увидеть новизну прошлого и достаточно изощренную, чтобы искусство не задохнулось в объятьях выставочного дизайна. Причем посреди самостоятельной и мощной архитектуры.
Пространство
Внутреннюю структуру можно условно разделить на транзиты, залы и тупики, хотя роль и типология расходятся, а ожидаемая функция может оказаться иллюзорной. Переходы значимы не меньше, чем помещения для экспозиции, выгородки неожиданно размыкаются, пропуская через себя удивленного посетителя, и анфилады, едва зародившись, сворачиваются и поворачивают куда-то вбок.
По железному, под стать одноименному девятнадцатому веку, полу мы движемся от понятной гармонии к непонятной, от большой – к маленькой, но дорогой отдельным сердцам. Вопреки распространенным стереотипам авангард на сломе прошлых столетий был не десакрализацией, а попыткой придать искусству недоступную для опошления высоту, и авторы музейных интерьеров не скрывают ни отчаянья борцов с вульгарщиной, ни скромных масштабов произведенной ими революции. Поэтому Novecento похож скорее на кроличью нору из знаменитой сказки, чем на приют коллекции или, тем паче, храм культуры.
Реконструкция выставки “Суперархитектура”, созданной в 1966 году радикальными группами Archizoom и Superstudio. Восстановлена в 2007 Centro Studi Poltronova под наблюдением Gilberto Corretti (Archizoom Associati).
Явная метафора и скрытый план развязывают музейщикам руки. Здесь можно экспонировать любящую покой графику и презирающую стены скульптуру, можно расположить постоянные выставки и развернуть переменные, можно залить помещения ровным музейным светом или погрузить их во мрак. Архитекторы подарили кураторам гибкую, но крепкую и работоспособную систему.
Стул Unico, дизайн Marcello Ziliani, редизайн Avatar Architettura для Donati в зале художника Carlo Ludovico Ragghianti
Флоренция
Для Италии работы Ведова, Моранди или Ренато Гуттузо, вероятно, важнее, чем для остального мира, да и с Флоренцией их связывают не биографии, а стремление к возрождению, витающее в городе. И что с того – именно тут запечатлели их вклад в национальную культуру, их метафизические поиски и реальный путь сквозь фашизм к свободе. Без них, также как и без вольного флорентийского духа не могла состояться всемирная экспансия итальянского дизайна и взлет Милана. Их смелость требует, чтобы творцы интерьера пошли на риск. Что и сделали Сантини и Таддей – художники, воспевшие художников.
Заказчик: муниципалитет Флоренции,
Музеографический и выставочный дизайн – AVATAR Architettura (Nicola Santini and Pier Paolo Taddei) при участии Lily Kani, Julia Salas и Daniele Gualandi (муниципалитет Флоренции)
Научный куратор Valentina Gensini
Еще про art
- Дискуссия «Архитектурные конкурсы – 2023–2024: Ленинградская область, Калуга, Вологда»
- Конкурс городских арт-объектов Lab! Pop up!
- Конкурс-проект малых архитектурных форм и городской скульптуры