Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Манифест фестиваля Архстояние 2010, лето

«АрхCтояние 2010» полемизирует с «приземленностью» сложившейся западной традиции лэнд-арта, который развился на волне мощных экологических движений в защиту окружающей среды и стал частью левого движения на Западе. Однако изначальный импульс лэнд-арта, если ориентироваться на Роберта Смитсона и Ричарда Лонга, возник как раз из медитативных практик с одной стороны, и убегания от рынка с другой. Различные экологические и политические контексты – это уже вторичное присвоение художественных жестов социальным активизмом.

Организаторы фестиваля предлагают совершить следующий шаг от лэнд-арта – к гео-арту, от дифференциального к интегральному, от локального к глобальному, от природных ландшафтов к ландшафтам внутренним, психологическим, открывающим нам взаимосвязи множества феноменов «реального» мира, т. е. говоря по иному – совершить полет в теле коллективного вдохновения.

Наша задача: разрушить барьеры и преодолеть отчуждение между художниками, синтезировать идею сообщества как сотворческого организма

Девять Муз Лабиринта.

Лесная Литургия
Новый проект художника Олега Кулика и архитектора Василия Щетинина
Просто я буду служить вам обедню,
Как волосатый священник с длинною гривой,
Пить голубые ручьи чистоты,
И страшных имен мы не будем бояться.
Велимир Хлебников. «Детуся…»
Обращение ко всем, независимо от: возраста, пола, гражданства, национальной принадлежности, прочего.
Обращение от: художников, скульпторов, музыкантов, дизайнеров, архитекторов и поэтов — нас.

Наивно выводить ситуацию мирового Кризиса исключительно из экономических или социальных причин — одни и те же симптомы мы видим и во вполне материально состоятельных странах Западной Европы, и в Северной Америке, и в Китае. Настоящие причины лежат в самых основаниях нынешней цивилизации «человека разумного», в способах её/его взаимодействия с окружающим миром, высшие достижения которого — Круглосуточный Супермаркет и Манипулятивное Стереовидение. Коммуникативное тело переразвито – в ущерб Резонансному сознанию (в просторечии именуемому «совестью»)… Шум возрос. Количество новых технологий переходит в новое качество. Невидимый мир уплотнился. Похоже, человек выходит на новый этап потери себя.

Мы пришли напомнить вам о том, что есть существенное нечто, кроме «дел» и магазинов.
Мы пришли напомнить вам: Земля и Солнце, Планеты и Звезды — живые.
Напомнить: поют птицы и мычат коровы, беседу ведут дельфины, тени деревьев танцуют, и ветер ими шумит: и ветры поют им свои песни.
Но только сегодня – в ритме, в «делах» – нам не до того уже стало, чтобы себя, тем более – другое, другого – познать. Поверхностен наш интерес, поверхностен опыт.
И если когда-то стремление человека постичь мир запустило процесс создания искусства, то кто сказал, что невозможно обратное?
Искусство может попытаться запустить процесс постижения человеком мира – снова. Современного мира. Современным человеком. Современное искусство. Превратить массовое сознание в коллективное.
Искусство началось как картография внутренних пространств — человеку необходимо было зафиксировать происходящее — своё понимание внешних явлений, дать объяснение им, проанализировать свой опыт и выразить его в форме. Богаче становился опыт — богаче становилось искусство. Чем глубже стремился человек познать окружающее и себя — тем сложнее становилась форма этого выражения.
Искусство вибрирует между двумя полюсами: мифотворческим — полюсом светлости-святости, и аналитическим — полюсом генитальности-гениальности, которые по мере уплотнения социосферы фрактально вырождаются в псевдомифотворческий «постмодернизм» и псевдоаналитической «поставангард».*

Девять Муз Лабиринта— девять Искусств, девять способов восприятия открывают нам извечные пути познания, приобщают нас к древней мистерии первоначального творения…

Лабиринты — те, что создала природа — ничуть не проще, чем те, что создал человек, и при этом прекраснее. Между природой, сакральным, искусством — лабиринт — в точке схождения их. В лабиринте всё и будет происходить, в лабиринте мы и будем работать – превращать «дикий», мистериальный лес в Литургию.

Слово «литургия» (греч. λειτουργία, «общее дело») мы выбрали не случайно: ведь речь идет о сакральном измерении пространства. Под сакральным измерением пространства мы понимаем невозможность рационального осмысления того, чем оно (пространство) является в действительности. Пространство это до сих пор будит воображение и ускользает от определения, тем не менее, позволяя с собою работать.
Лесная литургия – это способ чтения лабиринтов при помощи движения всех участвующих в ней художников и их гостей-зрителей– это художественно-организованное движение по лабиринтам, созданным художниками в причудливых изгибах реки Угры.

Звук, свет и топологические метки – работы художников – выстроятся в единую процессию, ритуал-прогулку в традиции Загородных церемоний Коллективных Действий***, увеличенных в масштабе. Проект призван организовать пространство и время фестиваля таким образом, чтобы очевидно проявить глубинную связь природы, истории, современного искусства и науки о сакральном восприятии реальности.
С высоты птичьего полета Лабиринт в Николо-Ленивце предстает Мета-Символом всех лабиринтов и девяти состояний сознания каждого человека на территории фестиваля. Алогичное пространство Лабиринта, переворачивающее всё с ног на голову, провоцирует подлинное проявление чувств и новое понимание жизни. Руководствуясь одной только логикой, в лабиринте современного мира не выживешь.

Наша цель: исследовать феномен согласованных коллективных действий с целью осознанного влияния на окружающий мир посредством современного искусства.
Зрителям предлагается стать участниками художественного ритуала: поиск, нахождение, посещение, осмысление объектов и целостного замысла проекта. В помощь всем желающим будут выданы навигационные карты пространства Лабиринта в Николо-Ленивце.

Куратор: Олег Кулик Архитектор: Василий Щетинин

Участники фестиваля:
Асс Евгений «Путь»
Проект Меганом (Григорян Юрий, Александра Павлова) «Зеркало»
Гутов Дмитрий «Мостки»
де Рокамболь Сергей и Николаева Анна «Геомантика и Уранография. Как и зачем целовать жабу»
Жиляев Арсений
Зайготт Гермес «Ветер звука»
Звягинцева Марина «Путь воды»
Колейчук Вячеслав «Классический лабиринт – продолжение традиции»
Колесников Иван и Денисов Сергей «Bone mente»
Крючков Денис «Камечь»
Монастырский Андрей «Одиннадцать»
Орлов Сергей «Cаркофаг – Анти Зиккурат»
Осмоловский Анатолий «Красная армия»
Поповский Сергей и Косухин Евгений «Симпозиум»
группа Синие Носы (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров) «Футбольный лес»
Василий Щетинин «Солнечный круг»
группа Вавилонская Яма (Игорь Иогансон, Марина Перчихина) «Падение в колодец. (Вавилонская Яма -3)»

Автор:



уже 5 мнений на тему “Манифест фестиваля Архстояние 2010, лето”


  1. Елена says:

    Кураторы Венецианской биеннале могли бы поучиться у наших писать манифесты-то.

  2. Vadim says:

    Интересно, а аффтары сами понимают суть того, что пытаются изложить в таком “манифесте”???
    Или это очередной набор “модных” (читать непонятных) слов с помощью которых некие хотят себя отделить от толпы….

  3. Василий says:

    Как всё мудрёно…
    Ну Кулик это может себе позволить, заслужил ,а вот кто такой Щетинин? Что такое он создал, чтобы кураторствовать в подобных проектах? И где непревзойдённый, любимый всеми Полисский, почему не участвует в столь философски продуманной акции.

  4. Shu says:

    Как я понимаю, Полисский (с которым, кстати, я училась в одной Мухе, хотя и на разных курсах), курирует весь фестиваль Архстояние, а Девять муз – это один из проектов в его рамках.

  5. Pingback: Программа выставки Арх Москва 2011 - Всячина- архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про кураторский манифест

Еще про ленд-арт

Еще про фестиваль

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта