Пикассо – минотавр, выпускающий на волю голубей
Автор эссе – архитектор Евгений Чемёркин, инициатор – ICARCH
клаузура 1
Архитектура в стиле Пикассо.
Насколько возможно ЭТО! Насколько можно приблизиться к творческому процессу Художника?
В своих работах Пикассо изображал состояние души. Состояние души модели и своё отношение к ней. Отношение настолько яркое, что превращалось в нервный крик.
В его творчестве сплав академической выразительности, поэтической содержательности и аскетического драматизма. При всей самостоятельности этих понятий они цельно соединены в его живописи и графических листах.
Он лечил. Лечил призывом. Призывом к человечности. Призывом к любви.
Грубая пластичность в сочетании с лирическим содержанием, трагическое действо, усиленное графическим мастерством, минималистические увражи, доведённые до совершенства бесконечной темой любви — это верх изобразительных приёмов Пикассо.
Художественный язык и метод вхождения в образ, создан самим художником. Этот язык глубоко содержателен, для познавшего его зрителя.
Язык Пикассо прост и в тоже время ярко выразителен. Он освобождает произведение от двусмысленности восприятия, утверждая отношение художника здесь и сейчас. Это не застывшее изображение, а бесконечное движение души.
Его эмоциональный посыл в трагедии Герники не имеет границ. Он на всю жизнь существования человечества. Трагедия Помпеи великого Брюллова предметна и сиюминутна. Герника Пикассо не конкретна, поэтому бесконечна.
Композиционные приёмы у него сложны и неоднозначны. Они – как трагический текст, описывающий чувства и проблемы. Из него исключена равновесность и завершённость. Поэтому он всегда живой.
Дом для Пикассо, его Архитектура — это крепость, где он мог работать, не ощущая на себе влияние внешних факторов. Дом должен защищать самого художника и модель от внешних взглядов и внимания. Как и его творчество, экспрессивного испанца-маррана.
клаузура 2
Язык Архитектуры также состоит из алфавита беспредметных форм. Он зависит от специфики создаваемого объекта и стилевых приверженностей автора. Ему присущи, как и работам Пикассо, динамика, трансформация, мобилизм.
Создать Архитектурный объект для Пикассо, значит – попытаться найти в его формах Академизм, Поэзию и Драму. Во внешнем облике дома должен быть найден контраст пластичности с сухостью и аскетичностью.
Всё это должно быть выражено в Архитектурных формах.
Сочетание острого угла с окружностью, прямой линии с изгибающейся плоскостью, гладкой поверхности с поверхностью фактурной — это основной набор примитивных форм, способных выразить сочетание грубости и пластичности.
Придавая грубости и пластичности содержание, мы превращаем абстрактные формы в формы конкретные, выражающие суть творческого Акта.
Брутальность и аскетичность народного жилья испанцев может стать цитатой в создании этой архитектуры, а пластичность тела женщины контрастирующим антиподом в этом сочетании.
В творчестве Пикассо женщина, её красота и трагизм, проявляется постоянно. Женщина – источник вдохновения и силы.
Архитектура и конструкции не тектонического свойства, а как форма, утверждающая МИР.
Пикассо мог бы создать такой дом, но вряд ли бы в нем жил.
Источники иллюстраций
Испанское народное жилище – https://ispaniainfo.ru/regionalnye-osobennosti-arhitektury-v-ispanii.html
Архитектура тела – https://photar.ru/arxitektura-zhenskogo-tela/
Еще про art
- Дискуссия «Архитектурные конкурсы – 2023–2024: Ленинградская область, Калуга, Вологда»
- Конкурс городских арт-объектов Lab! Pop up!
- Конкурс-проект малых архитектурных форм и городской скульптуры
Еще про культура
- Началась реставрация памятника авангардной архитектуры – ДК «Серп и Молот»
- Краеведческий музей от Mecanoo
- Память места и конкурс для молодых