Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Загадка святилища

«Загадка святилища из Хербет Кейафа» – это выставка, организованная при поддержке Фонда Эрмитаж-Израиль и при содействии Управления древностей Израиля, на которую я попала накануне её закрытия, причём не самотёком, а в составе небольшой пресс-группы, снабжённой экскурсоводом.

святилище из Хербет Кейафа в зале Аполлона
Фото: hermitagemuseum.org


Последнее обстоятельство значительно повлияло на восприятие объекта, поскольку мы добирались к нему со стороны театральной лестницы – через лоджии Рафаэля, итальянцев, испанцев, Рембрандта, тронный зал и большую церковь Зимнего дворца, спроектированную Растрелли. Её позолоченный с пола до потолка и обильно оснащённый изображениями похожих на купидонов ангелочков интерьер, казалось бы, создан для того, чтобы затмевать всё на свете, не говоря уже о скромном артефакте, отрытом в 2011 году во время раскопок в местности Хирбет-Кейафа, расположенной в долине Эла, в тридцати километрах к юго-западу от Иерусалима, у подножия Иудейских гор. Но нет.

выставка «Загадка святилища из Хербет Кейафа»
Фото: hermitagemuseum.org

Скромная коробочка из песчаника, предположительно – переносной храм, в котором, возможно, некогда размещалась фигурка неведомого нам языческого божка, дышит подлинностью, способной многое пересилить. Мы видим дырочки, проделанные в его стенках задолго до того, как в той же самой местности пастух Давид справился с великаном Голиафом. К некоторым отверстиям, вероятно, крепились дверцы. Мы видим следы охры и орнамент – свидетельства того, что люди уделяли внимание архитектуре за тысячелетие с гаком до того, как итальянский эмигрант придумал барочный храм для Елисаветы Петровны. Мы видим (что бы не говорили экскурсоводы) стремление к духовному комфорту, позволяющему при желании обратиться к высшим силам там и тогда, когда возникла такая надобность.

Всё остальное – загадка: доподлинно неизвестно, кто жил в ветхозаветном городе – хананеи, филистимляне или израильтяне, и почему жители, которых по мнению археологов было человек 500, покинули его всего через 70-75 лет после основания. Зато, благодаря святилищу из Хербет Кейафа, мы знаем, что они старались и верили или, по крайней мере, старались верить, попутно внося вклад в историю цивилизации. Как и лучшие из нас.

Автор:



уже 4 мнения на тему “Загадка святилища”


  1. евгений says:

    Они верили! Без ВЕРЫ они погибали по пустякам. С ВЕРОЙ они погибали в борьбе. Сейчас ВЕРУ заменяют гаджеты.

    • Natalia Shustrova says:

      Но этот переносной храм – тоже в своём роде гаджет), то есть инструмент. Тут, мне кажется, дело не в инструментарии, а в целеполагании

      • евгений says:

        Всё верно. Переносной храм инструмент для связи, внутреннего мира с Высшим. Человеку с гаджетом Высший мир заменяет “Гугл”. Высший же мир материализовался в великолепных памятниках Культуры, которыми мы восторгаемся, забывая порой целеполагание.

    • Александр says:

      С Верой они преодолевали все невзгоды, а без Веры наступала разруха в мозгах и вырождение.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про выставка

Еще про культура

Еще про мнение

Еще про цивилизация

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта