Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Притцкер 2022 получит Diébédo Francis Kéré

Будущее за социальной архитектурой, соединяющей экологичность, современную эстетику и антикризисную экономику с отчётливым стремлением сделать мир лучше даже там, где это почти невозможно – так можно расшифровать послание, которое содержится в решении притцкеровского комитета в 2022 году. И архитектор Диебедо Фрэнсис Кере (Diébédo Francis Kéré) очевидно служит уместным олицетворением этой тенденции: он не только проектировщик, он активист, сближающий разные миры.
Диебедо Фрэнсис Кере, Притцкер-2022
Диебедо Фрэнсис Кере, фото Lars Borges


«Я надеюсь изменить парадигму, подтолкнуть людей к мечтам и риску. Вы не должны растрачивать материалы потому, что богаты. Вы не должны отказываться от попыток создавать качество потому, что бедны», — говорит Кере. «Каждый заслуживает качества, каждый заслуживает роскоши, и каждый заслуживает комфорта. Мы взаимосвязаны, и проблемы климата, демократии и дефицита беспокоят всех нас».

Сын деревенского старосты, получивший стипендию, которая позволила ему приехать в Берлин, где днём он осваивал ремесло мебельщика, а вечером учился в средней школе, Кере стал профессиональным архитектором и заслужил премию Aga Khan в один и тот же год.

школа Benga Riverside
школа Benga Riverside, фото Francis Kéré

«Хорошая архитектура в Буркина-Фасо — это классная комната, где можно сидеть, направляя поток света по желанию на классную доску или письменный стол. Как снизить исходящий от солнца жар, но использовать свет себе во благо? Создание климатических условий, обеспечивающих базовый комфорт, позволяет по-настоящему преподавать, учиться и получать удовольствие».

Фрэнсис Кере родился в Гандо, Буркина-Фасо, живёт в Берлине и работает по всему миру, делая особый упор на проектировании для бедных стран Африки. Его первый мировоззренческий проект реализован на родине, где в 2001 году была построена Начальная школа Гандо. Она представляет собой пример современной архитектуры, реализуемой в условиях, когда климат беспощаден, все ресурсы крайне ограничены, а навыки людей, которым предстоит участвовать в строительстве, минимальны. Кере пришлось собирать деньги по всему миру, одновременно обучая местных жителей ремеслу.

начальная школа в Гандо
начальная школа в Гандо, фото Francis Kéré

Стены школы сложены из кирпичей с биоклиматической термальной массой, которая удерживает прохладный воздух внутри, позволяя теплу выходить наружу через приподнятую крышу с большим выносом, образующим затеняющий прилегающее пространство навес. Таким образом в здании организована естественная вентиляция. А сами кирпичи изготовили на месте из местной глины, укреплённой цементом.

В результате в школе стало учиться гораздо больше детей (700 вместо 120), и Кере получил связанные заказы: по его проектам построили жильё для учителей (2004) и библиотеку(2019).

«Фрэнсис Кере является первооткрывателем устойчивой к земле и ее обитателям архитектуры в крайне бедных странах. Он в равной степени архитектор и помощник, улучшающий жизнь и опыт бесчисленных граждан в регионе мира, о котором временами забывают», — комментирует Притцкер. «С помощью зданий, которые демонстрируют красоту, скромность, смелость и изобретательность, а также целостность своей выразительной архитектуры, Кере изящно поддерживает миссию этой премии».

Школа, за которую автор получил в 2004 премию Aga Khan Award в области архитектуры, стала катализатором для создания других общественных зданий, неизменно восприимчивых к биоклиматической среде и демонстрирующих устойчивость, привязанную к местности.

кампус Startup Lions
кампус Startup Lions, фото Francis Kéré

Кампус Startup Lions (2021, Туркана, Кения) использует местный карьерный камень и штабелированные башни для пассивного охлаждения, чтобы свести к минимуму кондиционирование воздуха, необходимое для защиты технологического оборудования.

Здание Технологического института Буркина
здание Технологического института Буркина, фото Francis Kéré

Здание Технологического института Буркина (этап I, 2020 г., Кудугу, Буркина-Фасо) состоит из охлаждающих глиняных стен, отлитых на месте для ускорения процесса строительства. Эвкалипты, которые считаются неэффективными из-за их минимальной затеняющей способности при истощающей почву потребности в питательных веществах, были использованы для облицовки гофрированных металлических крыш. Они защищают здание во время короткого сезона дождей, а дождевая вода собирается под землей для орошения расположенных на территории института плантаций манго.

павильон Serpentine, Диебедо Фрэнсис Кере
павильон Serpentine, фото Iwan Baan

Формотворческую эстетику новоиспечённого лауреата, пожалуй, лучше всего демонстрирует павильон Serpentine – удивительно лёгкий, элегантный и, одновременно, простодушный. Это по-африкански радостное сооружение символизирует культурное процветание не как мечту, а как реализуемую задачу.

школа Schorge вечером
школа Schorge вечером, фото Iwan Baan

«Он знает изнутри, что архитектура — это не объект, а цель; не продукт, а процесс. Вся совокупность работ Фрэнсиса Кере показывает нам силу привязанной к месту материальности. Его здания, спроектированные для сообществ и вместе с ними напрямую связаны с ними — в концепции, материалах, программах и уникальных характерах»

здание Национальной ассамблеи в Бенине
здание Национальной ассамблеи в Бенине, рендер Kéré Architecture

Кере пришлось лицом к лицу столкнуться с социальным катаклизмом, на который он нашёл архитектурный ответ: после того, как восстание в Буркина-Фасо* в 2014 году разрушило прежнее здание Национальной ассамблее Буркина-Фасо, архитектор спроектировал новое – пирамидальное, ступенчатое и решетчатое. Внутри он разместил актовый зал на 127 человек, а снаружи – место для неформального общения. Этот проект всё ещё не реализован из-за череды военных переворотов, но диктаторы преходящи – в отличие от стремления к миру и созиданию.

В 2022 году на выбор жюри, вероятно, повлияла политическая мода. Но и в её рамках Притцкер нашёл достойного кандидата – сравнительно молодого, активно практикующего и не зацикленного на искусстве для искусства.

*На фоне массовых демонстраций, спровоцированных подготовкой поправок к конституции, в соответствии с которыми президент Компаоре, находящийся у власти 27 лет, мог снова претендовать на этот пост в будущем году и остаться у власти ещё на 5 лет, 30 октября 2014 года в стране произошёл переворот и к власти снова пришли военные. В стране был введён комендантский час. Правительство было отправлено в отставку, а парламент распущен. Вместо них был сформирован временный орган управления страной, который в течение года должен был восстановить конституционный порядок

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про притцкер

Еще про экологическая архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта