Культурная интервенция в безъязыкую улицу
Неделю назад в Петербурге состоялся арт-уикенд, под завязку набитый мероприятиями для профессионалов. То есть для современных художников, их кураторов, галеристов, которые их экспонируют, искусствоведов, которые про них пишут, а также коллекционеров, которые собирают их произведения. Паблик-ток «Культурная интервенция в современном городском пространстве» на таком фоне издали казался островком междисциплинарности и здорового дилетантизма.
Общественная беседа прошла в пространстве “Фермы Бенуа”. Как водится, она состояла преимущественно из презентаций, оставивших считаные минуты на обсуждение. Заявленный в анонсе искусствовед Дмитрий Пиликин, как всегда, изложил краткую историю своего интереса к современному искусству, начиная с 70-х годов прошлого века, и в конце вырулил к известному тезису: улица – место встречи искусства с людьми, которые не ходят в музеи.
Казалось бы, и спорить тут не о чем, но рассказ Наили Аллахвердиевой о пермской художественной революции и её последствиях перенёс слушателей в другую парадигму. Мы узнали, как В Перми без спроса смонтировали перед правительственным зданием слово “власть”, превратившееся в скамейки. Как в городе появились знаменитые красные человечки. Как после смены губернатора и окончания регионального праздника свободы современное искусство в Перми не умерло, а перешло от интервенций, то есть внедрения в городскую ткань и жизнь людей, к поддержке их самовыражения.
В новой реальности художник превращается из демиурга в помощника, который вместе с жителями отмечает знаками и мостиками обойдённые вниманием пермские речки, вместе со старушками рисует граффити на стене последнего оставшегося в живых послевоенного дома, вместе с детьми создаёт фонарики их мечты.
Безъязыкая улица хочет высказаться, забытые богом и людьми места хотят, чтобы их поцеловал гений или хотя бы отметил некто грамотный. На этом держится современное искусство, от стрит-арта до перфоманса, выживая там, где “нормальное” искусство гибнет.
Как ни странно, у такого первобытного стремления к художественному контакту есть практическая и даже коммерческая перспектива. Её на примерах из жизни раскрыла Мария Туркина, которая не обижается, когда её называют куратором-маркетологом.
Проект “Город птиц”, арт-кэмп в Тюмени, автор Анна Мартыненко
Мария в рамках государственной программы “100 городов” организует арт-кэмпы – краткосрочные вылазки молодых художников в среду, где до дизайна, на первый взгляд, никому нет дела. Погружаясь в общение с местом, жителями и историей, они создают живительные концепции, из которых рождаются инсталляции, помогающие переосмыслить настоящее, прошлое или будущее. Про них расскажу отдельно.
Согласно комплиментарной для искусства теории древнейшие изображения на стенах пещер служили для общения между сапиенсами, которые таким образом отделяли себя от животных и неандертальцев, неспособных к творчеству. Нечто подобное сегодня пытается сотворить современное искусство, оставляющее личностный след в агрессивно-равнодушной среде.
Еще про contemporary art
- Фестиваль «АрхБухта. ЗА В|Ы|ХОДОМ» открылся
- Музей Эрарта представил участников Эрарта Премии — 2024
- Фестиваль «АрхБухта. ЗА В|Ы|ХОДОМ»: приём заявок
Еще про novosti
- Строительство библиотеки имени Ибсена
- Контекстуальная олимпийская деревня в Париже
- Salone del Mobile 2024: немного независимого дизайна