Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма


Глава 3

Градостроительные решения. Генеральный план

генеральный план МТК Червенский

граница отвода земельного участка
Участок предполагаемого капитального строительства площадью 2,26 га расположен в центральной части Минска на первом планировочном кольце – на пересечении ул. Аранского и ул. Маяковского. основные зоны участка Он входит в одну из самых дорогих оценочных зон г. Минска. Кадастровая стоимость 1 м2 составляет 486 долларов. С северной стороны он ограничен ул. Аранского, с запада – железнодорожным полотном московского направления, с юга – ул. Оранжерейной, с востока – ул. Маяковского.

зона размещения паркинга Участок имеет значительный перепад высот и падение рельефа в сторону ул. Маяковского. Коммерческим преимуществом данного участка является сложившаяся в этом месте, в исторической ретроспективе, торговая среда. На протяжении многих лет здесь существовал «Червенский рынок», который пользовался огромным спросом у жителей города.

Принципы построения объема и его пространственной организации

Восприятие человеком окружающей предметной среды всегда ассоциативно, в силу тесной связи различных органов чувств. Поэтому произведения архитектуры – это результат творчества на стыке инженерии и философии.

На формирование объемного решения МТК влияли несколько факторов: окружающая среда, энергетика и рациональность применяемых форм, визуальное восприятие объекта и его силуэта. Формы, включаемые в пространство, зрительно оцениваются по масштабу в связи не только с человеком, но и с этим пространством. Для сохранения и поддержания масштаба сложившейся застройки пространственное положение здания на данном участке должно основываться на определенном объеме объекта, который бы гармонично вписывался и развивал сложившуюся среду. Для этого необходимо здание с параметрами 30 тыс. – 45 тыс. м2. Маленький объем так же, как и слишком завышенный по многим критериям, разместить на данном участке невозможно.

Институт «Минскинжпроект» разработал проект транспортной многоуровневой развязки, которая поддерживает масштаб и значимость данного участка в градостроительной структуре города. Участок находится в системе первого планировочного кольца г. Минска. Этот высокопрофессиональный, экономичный проект безоговорочно учитывался при проектировании.

Ориентация объекта в пространстве является принципиальным качеством градостроительной композиции, которая основана на выявлении основных направлений движения и обзора, центра и периферии, головного и второстепенного, и других пространственных свойств среды. Отличительная особенность пространственного положения объекта – отсутствие дворового фасада.

Со всех сторон многофункциональный комплекс находится под многочисленными взглядами. Со стороны железной дороги он раскрывается как при въезде в город с востока, так и при выезде из города.

В пространстве доминируют несколько основных направлений, которые оказывают влияние на формирование объемно-планировочного решения проектируемого здания. По отношению к этим планировочным элементам необходимо найти гармоничную связь, которая зрительно увязывала бы проектируемый объект с существующей застройкой, т. е. обеспечивала бы визуальный комфорт.

Первое направление задано ул. Аранской, жилым домом по ул. Оранжерейной. Этому направлению соответствуют направления осей основного объема здания, включая двухуровневый паркинг.

Второе активное направление – это проезды транспортной многоуровневой развязки и ул. Маяковского. Второму направлению соответствуют главный фасад объекта, открытая терраса перед главным фасадом, фасад со стороны хозяйственной зоны.

Третье направление – это полотно железной дороги, которое служит естественным фоном для объекта. К третьему направлению, полотну железной дороги, многофункциональный комплекс развернут мягкой пластичной линией верхнего этажа здания. Объект раскрыт по отношению к городской среде и спланирован так, чтобы все энергетические и пешеходные потоки беспрепятственно вливались вовнутрь объекта.

Все транзитные пешеходные потоки, включая потоки из подземных переходов, автобусных и троллейбусных остановок, имеют спланированный доступ ко всем частям здания (кроме хозяйственной зоны).

Пути сообщения являются трассами обзора. Места, где люди останавливаются, задерживаются, осматриваются, – это фиксированные точки обзора. Созданная многофокусная архитектурно-пространственная композиция обеспечивает обилие зрительных планов, картин, раскрывающихся при движении.

транспортно-пешеходная схема

Архитектурно-планировочные и технологические решения

Архитектурно-планировочное решение выполнялось исходя из таких критериев оценки, как индивидуальность и запоминаемость, единство образа, эффективность организации внутреннего торгового пространства, удобство планировки для технологических процессов, доступности ко всем функциональным зонам, комфорт и безопасность при совершении покупок.

В планировочной структуре объекта была сформирована общая система коммуникационно-рекреационных пространств (вертикальные и горизонтальные коммуникации), которая формирует объемно-планировочное решение, определяет маршруты посетителей и предусматривает меры пожарной безопасности, пути эвакуации.

Горизонтальные коммуникации – галереи, переходы, пассажи – обеспечивают передвижение посетителя в пределах одного этажа МТК. Вертикальные коммуникации – лестницы, эскалаторы, траволаторы, лифты – обеспечивают связь между этажами.

Внутренний объем здания сформирован вокруг главного центра. Это атриум, где в центральном месте расположен цветомузыкальный фонтан в окружении ландшафтной композиции. Атриум образует центральную площадь и является пространственным ядром всего комплекса в целом.

Комфортное, величественное пространство атриума функционально и эстетически организует все пространства вокруг него и обеспечивает визуальную и пешеходную связь двух этажей. Этажи атриума связаны между собой эскалаторами, лифтами и лестницами.

Ландшафтная композиция с фонтаном расположена по центральной оси главного парадного входа в комплекс. В прямой проекции над фонтаном атриум украшает красивая люстра, олицетворяющая солнце. Это центральное место комплекса, куда стекаются все энергетические и зрительные потоки.

Размещение фонтана под солнцем имеет глубокий символический смысл. Согласно античным преданиям фонтан, бьющий к солнцу, – это мощный положительный энергетический импульс. Солнце символизирует материальные блага, знания, опыт, изобилие. Фонтан – это прекрасный символ успеха и процветания. Также фонтан – это материнский источник воды жизни так же,
как и источник вечной жизни или источник бессмертия.

Фонтаны вызывают чувство умиротворения – причем как своим видом, так и звуком. Они создают атмосферу спокойствия и заглушают городскую суету. Фонтан под солнцем является символом привлечения удачи. Энергия этого символа пробуждает интуицию, заряжает энергией к действию, помогает достичь цели.

Транспортно-пешеходная схема обслуживания объекта имеет существенное значение в эксплуатации и в коммерческой эффективности МТК. В связи с этим в проекте детально проработаны и проанализированы бизнес-процессы и бизнес-модели, планируемые в МТК.

Пешеходные и транспортные потоки разделены по уровню, что обеспечивает безопасную эксплуатацию МТК. Организованы дифференцированные пути подъезда посетителей, служебного и хозяйственного транспорта. Подъезды грузовых машин к зоне разгрузки товаров сформированы с учетом создания условий безопасности для пешеходов.

Предусмотрены подъезды пожарных машин к основным эвакуационным выходам из зданий; к входам, ведущим к лифтам для пожарных подразделений. А также учтены подъезды к фасадам здания пожарных автолестниц и автоподъемников. Входы для посетителей комплекса решены с учетом основных приоритетов движения пешеходно-транспортных потоков данной территории.

Главный первый вход по своему положению расположен так, чтобы он на значительном расстоянии попадал в поле зрения с двух главных направлений: с ул. Аранской и ул. Маяковского.

Второй вход на открытую террасу – со стороны ул. Маяковского – спланирован комплексно и разделяется на два потока. Первый поток – это посетители части здания МТК, в которой
расположены бассейн, фитнес-центр, ресторан. Второй поток – это та часть посетителей, которая направляется в административную зону и медицинский центр, а также в центр здания в атриум.
Для этого потока с уровня открытой террасы предусмотрены лестница и два эскалатора.

Третий вход ориентирован на потоки посетителей со стороны жилого района вдоль ул. Надеждинской. Через этот вход можно войти в детский медицинский центр и в офисную часть, а также – в продуктовый гипермаркет.

Четвертый вход расположен со стороны ул. Аранской, напротив автобусной остановки, что позволяет по кратчайшему пути войти в здание центра. Этот вход обеспечивает доступ на 2-й и 3-й этажи в зоны магазинов, мини-кинотеатров, развлекательного центра. Также предусмотрена возможность пройти по первому этажу через галерею маленьких магазинов и попасть в зону атриума, с последующим распределением в любых направлениях, а также антресольному этажу, между первым и вторым этажом через магазин «Товары для дома», в район ул. Надеждинской. Все четыре входа в здание взаимосвязаны между собой.

Автор:
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7



уже 5 мнений на тему “Концепция МТК «Червенский»: ставка на востребованность”


  1. archist says:

    Интересная работа, и есть находки, но по-моему автор несколько перемудрил, подгоняя объект к образу горы.

  2. Александр says:

    С образом как раз проблема.Не может образ быть связан только с крышей, которую с человеческого роста вообще не будет видно.Посмотрите, например на образ театра горы “Утайшань” в Китае.

  3. Dmytry says:

    Негативный комментарий невпопад, на основе поверхностного прочтения, это отражения стиля жизни человека.
    У кого проблемы с образом? Для того чтобы делать столь громкие заявления, нужно как минимум представить хотя бы одну ссылку на свои совершенные образные решения. Приведённый пример китайского театра-это цирк Шапито, тентовые конструкции, или даже военный палаточный городок. Это очень далеко от научного центра для детей и таких категорий как вершина прогресса, вершина знаний.
    Из географии 6 класса известно, что рельеф горной местности включает в себя и плато-возвышенную равнину. Терасность объёма здания подчёркивает и фокусирует внимание на силуэте горной системы. Не крыша, а верхний уровень здания. Понятно, что написать может любой, но лексика должна быть профессиональной. Не может проктолог судить о работе нейрохирурга или даже стоматолога, разные сферы знаний.
    Объект и силуэт горной системы мягко вписан в сложный, со значительными перепадами окружающий рельеф, сложного по конфигурации участка. Это позволяет сформировать бесчисленное количество разных, сбалансированных видовых. точек и статичных и при движении. Высшие точки рельефа находятся на транспортной развязке и на железнодорожной насыпи. При въезде в Минск и при выезде из Минска ежедневно 10 000 человек могут увидеть весь объём здания. Поезд на подъезде к вокзалу Минска едет очень медленно, а силуэт горной системы имеет многофокусное раскрытие.
    Таким образом вся объёмная структура здания, включая силуэт горной системы, максимально просматривается и с нижних и с верхних точек существующего рельефа.

  4. Александр says:

    Dmytry. Архитектура должна говорить сама за себя. Образ это не разница в функциональном назначении или материале . Нет надобности объяснять в тексте, что террасное решение здания это образ горы.С таким же успехом тут можно написать, что это образ средневековой крепости.Придётся перед зданием ставить стенд с разъяснением того что вам кажется.Боюсь только реакция на него будет неоднозначной.

  5. Александр says:

    Образ горы не может быть основан на принципах функционализма. Тут скорее подойдёт дигитальная архитектура с отсутствием масштаба , прямоугольных проёмов, и протяжённых вертикальных стен с монотонной гладкой поверхностью.Образ- это эмоции вызываемые определёнными ассоциациями и ему должны быть подчинены все элементы здания а не только довольно низкий купол, который видно с огромных расстояний.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про realty

Еще про проект

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта