Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Архитектура вне культуры и истории: Медиатека Стефана Фулона

автор статьи и фото © Ева Саргсян (Yeva Sargsyan)
Реставрация исторических зданий как практика, кажется, должна строго ограничивать творческое вмешательство архитектора. Оно так и есть, суть реставрации в сохранении наследия в своем аутентичном виде (или, по крайней мере, в том виде, в каком оно до нас дошло или насколько достоверно мы можем воспроизвести его предполагаемый изначальный облик). Однако не всегда возможно или целесообразно сохранить историческое здание без каких-либо изменений или дополнений.

Ведь исторические здания – не только памятники истории и архитектуры, но как и любое архитектурное сооружение, также имеют утилитарные функции, активно участвуют в формировании градостроительной среды, а также имеют экономическую ценность. Так что во многих случаях приходится идти на компромисс и, сохраняя существенную характеристику здания и его аутентичность, привнести некоторые новшества, адаптируя здание под современные требования. И именно  такие задания дают возможность архитектору применить творческий подход к проекту по реставрации и раскрыть совершенно новый образ памятника, превращая его из единого стилистического и структурного организма в свободный материал для лепки образа нового здания. Медиатека имени Франсуа Митерана в городе Сэнт, Франция, принадлежит ряду таких проектов.

общий вид медиатеки Стефана Фулона, вход


Сэнт город старый, здесь уличная сеть, проложенная римлянами является существенной частью современной урбанистики города, а средневековые соборы, монастырские комплексы и гражданские дома вместе со зданиями в стиле ар-нуво и классицизма создают атмосферу ожившей истории. Неудивительно, что радикальный проект Фулона по адаптации Медиатеки в 1995-ом, когда городскими властями был обявлен конкурс проекта, был встречен неоднозначно. Медиатека располагается в историческом комплексе Якобинского монастыря основаном в XIII-ом веке. Доминиканцы, которых здесь именуют Якобинцами, были изгнаны из монастыря во время французской революции, а монастырь был национализирован и превращен в жилой комплекс.

В середине XIX-ого века комплекс приобретает купец по имени Морис Мартиньо, который был большим любителем искусств и литературы. Мартиньо привнес нотку кокетливого ар-нуво в архитектуру мощного, аскетичного комплекса романского периода. Разноцветные витражи Марселя Делона и керамическая отделка интерьера, созданная Теодором Деком наряду с многотысячной личной библиотекой стали наследством Мартиньо, оставленным городу в 1928-ом году. Через десять лет комплекс превратиться в публичную библиотеку, а в 2001-ом переименуется в Медиатеку имени Франсуа Митерана. А между тем, в 90-ые года прошлого века библиотеку нужно было расширить и адаптировать под современные требования. Тогда и в истории комплекса появляется молодой архитектор Стефан Фулон.

лестница на второй этаж медиатеки

Задача, поставленная перед архитектором, была не из легких: вместить необходимые функции и выкроить дополнительную площадь для книгохранилищ в существующем комплексе Якобинского монастыря, при этом не нарушая существенный исторический характер памятника. Архитектор должен был решить, как использовать исторический материал: сохранить его целостность и ‘вписаться’ в то, что есть, или в рамках позволительного расщепить образную и структурную целостность архитектуры и использовать этот расщепленный  материал в сплетении нового здания. Последний подход и есть тот метод, который выбирают большинство архитекторов для создания весьма удачных современных интерпретаций по адаптации исторических зданий.

В таких проектах, как Тейт Модерн или Кайкса центр Герцога и де Мерона, Музей Колумба Цумтора и даже Берлинский музей Чипперфильда, исторический материал интерпретирован как артефакт, принадлежащий настоящему, а не истории.

Архитекторы не пытались воспроизвести или сохранить изначальную целостность и аутентичность сооружения, но предпочли оттолкнутся от сохранившегося материала как от начальной ноты используя его как свободный от исторических или стилистических коннотаций материал в структуре новой архитектурной тональности. К проекту Медиатеки Фулон применил именно такой подход: сохранив внешние стены и композицию фасадов без изменений, он свободно перекроил внутреннюю структуру и планировку в большинстве помещений комплекса создав совершенно новый, современный организм внутри исторической оболочки.

интерьер медиатеки после реконструкции

историческая стена в зале медиатекиГлавный вход в Медиатеку находится в правом крыле  четырехстороннего комплекса монастыря, собранного вокруг внутреннего дворика с прелестным садом. Он ведет в длинный, узкий зал , где расположены приемная у входа, а далее отделения искусств и комиксов. Этот зал является продольным расширением правого крыла комплекса со стенами, сохранившими свою историческую кладку.
Однако невозможно догадаться о том, что этот блок, на самом деле, не часть всего исторического комплекса, его как такового и не существовало. Фулон его буквально выкроил из пространства, используя для этого свободно стоявшую стену снесенного хостела Беон де Массэ (XIX век) как правую стену зала. Другая же, продольная стена принадлежит комплексу бывшего монастыря. А упираются обе стены в скалу в конце длинного зала, где расположены деревянные скамейки и столы для посетителей.

стеклянный свод второго этажа Зал наполовину перекрыт стеклянным сводом, что обеспечивает пространство необходимым естественным освещением. Стеклянный свод также создает контрастный диалог между исторической и современной архитектурой, который стал одним из излюбленных мотивов архитекторов в проектах по реабилитации и адаптации исторических зданий. Другой остроумный прием использования исторического материала, это перенесение проема и часть каменной кладки стены из разрушенного хостела на второй этаж Медиатеки.

Фуллон живописно вписал старинный проем и вырезанную часть кладки в застекленную стену, ведущую в маленький садик на скале. Этот проем и часть исторической стены всего лишь цитата из ушедшей истории, некая дань архитектора истории, которую невозможно было сохранить. Однако перенесенный проем подсказывает и другую мысль: проем – это не пустота, который не может существовать сам по себе. В техническом смысле – да, проем это материальное обрамление пространства, для его существования  нужен материал, точнее – его отсутствие. И поэтому, возможно, проем имеет такую же идентичность и вес, как и любой другой архитектурный элемент. В таком случае его можно сохранить как некий артефакт, в том числе и исторический.

общий вид медиатеки Стефана Фулона, входВсе эти приемы: совмещение старого материала с новым без попытки подчинить один другому, использование отдельных элементов исторического здания для создания новой архитектуры, при этом меняя семантику этих элементов, в общем свободная интерпретация старинного материала – это и есть философия, где архитектура интерпретируется вне истории и стиля, вне культурных коннотаций.

Автор:
Страницы: 1 2



уже 2 мнения на тему “Архитектура вне культуры и истории: Медиатека Стефана Фулона”


  1. Александр says:

    Хорошая статья. Спасибо автору.

  2. Natalia Shustrova says:

    Согласна с Вами, мне самой очень понравилась статья: прекрасный анализ, поэтично и незатасканный объект рџ™‚

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про культура

Еще про современная архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта