Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Финн Юль – профессионал и самоучка

портрет Финна ЮляВ Петербурге проходит маленькая, но хорошая выставка Финна Юля, некогда известного во всем мире, а нынче подзабытого датского архитектора, занимавшегося, впрочем, преимущественно мебелью. Он любил скульптуру и считал, что «удобный для человека стул сам должен быть человеком». Тем не менее его бионические, а местами и биоморфные формы придутся по сердцу любителям минимализма – не меньше, чем всем остальным.
коктейльный столик, 1951 г.


Юль родился в 1912 году в Копенгагене, если не с золотой, то с серебряной ложкой во рту, и его отец принял меры, чтобы ложка не выпала, а отпрыск не стал историком искусства или, паче чаяния, художником. Послушный юноша поступил на архитектурный факультет Королевской академии искусств, но не окончил учебу: по официальной версии – из-за того, что был донельзя загружен работой в известной архитектурной мастерской Вилхелма Лауритсена (Vilhelm Lauritzen), где начал практику, да так и остался.

Возможно, на самом деле Юлю просто хотелось вырваться на свободу, что удалось во всех смыслах: он стал проектировать мебель, скандально не вписывавшуюся в модернистский мэйнстрим, который в предвоенной Дании определяла школа Кааре Клинта. Там все было геометрично и строго, а у Финна – объемно и мягко. Правда, предметы с трудом вписывались в эталонные интерьеры того времени, где мебели вообще отводилась подчиненная роль.

кресло Пеликан, 1940 г.
Некогда страшно обруганное критиками, а ныне знаковое бионическое кресло “Пеликан”, 1940 г.

план собственного дома Финна Юля
Но Юль не растерялся, он разработал концепцию дома, в котором пространство развивалось изнутри наружу, от интерьера к экстерьеру, а доминирующая меблировка смягчала и очеловечивала аскетичную архитектуру.
И в 1942 году построил такой домик для себя.

Собственный дом Финна Юля, архивная фотография
Дом архитектора в Копенгагене, где все, включая ландшафт, спроектированно собственноручно. Теперь это общедоступный музей.

После войны Юль завоевал США, где подружился с Эдгаром Кауфманом, директором отдела индустриального дизайна в МОМА, четой Имз, а также другими влиятельными персонами. Упивающиеся победой, свободой и новой роскошью американцы приняли датский дизайн как модный бренд и стали писать это словосочетание с большой буквы, а процветающий датчанин наладил серийное производство наименее сложных в изготовлении предметов, и не только в Штатах. Таким образом Юль основал международную сеть мастерских – первым среди датчан и одним из первых в мире. И дела шли хорошо, пока жесткие тренды семидесятых не вытеснили органический мебельный дизайн с рынка на почетную обочину: в музеи и частные коллекции.

диван, дизайн Юля для Baker на выставочном стенде, 1951 г.
диван, дизайн для Baker, фотография выставочного стенда компании, 1952 г.

стул, 1944 г.В некотором смысле Фин Юль все-таки стал скульптором, но так и не стал дизайнером: поначалу он понятия не имел о том, как нужно конструировать и производить мебель, а когда получил понятие, продолжал проектировать, не обращая внимание на муки мебельщиков и не подчиняя дизайн технологиям. С другой стороны, эргономика на высоте: каждая точка соприкасается с телом там, где нужно, и такие задачи решены с блеском, доступным только глубокому знатоку человеческого тела.

c 10 октября по 31 декабря 2012 г.
Большая Конюшенная,2 второй этаж

Предметы, представленные на выставке в Галерее дизайна Бултхауп – не антиквариат, но римейками их тоже не назовешь: некоторые вообще не производились при жизни автора, другие – только в считаных экземплярах. Их вытаскивает из обширного архива и выпускает в свет компания Oneсollection, основавшая специальный институт, так что каждое кресло, диван и стол проходит независимую экспертизу. Деревянные элементы изготавливаются в Японии, где культура использования 3C станков живет в полной гармонии с культурой ручного труда, все остальное – в Дании, и только вручную. Показывать мебель потенциальным владельцам лучше вживую: она приятна на ощупь, сделана, как игрушка и очень комфортабельна.

диван baker и коктейльный столик
Тот же диван и тот же коктейльный столик – современный вариант

И все же экспозиции не хватает произведений искусства. Юль любил его, возможно, больше своей профессии и непременно размещал на выставочных стендах живопись или скульптуру. Как правило, картины не вешают, чтобы они не “забили” дизайн. Но эта выставка должна была стать исключением.

Автор:



всего 1 мнение на тему “Финн Юль – профессионал и самоучка”


  1. Pingback: «Музеи дизайна в XXI веке. Традиции, трансформации, проблемы» - лекция в Москве - Лекции и семинары- архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про выставка

Еще про дизайн мебели

Еще про дизайнер

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта