Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

100 лет БДТ : 2 stage или не 2 stage

“А что такое перфоманс?” – громко и очень настойчиво спрашивала участница перфоманса. Мне показалось, что это – подсадная утка, хотя не поручусь, и не в этом дело, а в том, что БДТ имени Товстоногова отмечает столетний юбилей современной по нашим меркам экспериментальной программой 2 stage.

премьера 2 stage в театре на Каменном острове


Она открылась на днях на предельно театральной сцене мастерски отреставрированного Каменноостровского театра. Здесь, среди кукольно хрустальных люстр и шикарных по меркам позапрошлого века лож, работает мастерская перформанса «2 СЦЕНА».

Ее курирует художник и режиссер Вера Мартынов, которая вместе с худруком БДТ Андреем Могучим и композитором Владимиром Ранневым трудилась над музейно-театральным проектом «Хранить вечно».

сценическая кантата SOS

Зрители смогут увидеть не только уже нашумевшие в Москве постановки, в том числе сценическую кантату SOS (THE SONG OF SONGS) Веры Мартынов, музыкальные перформансы «Я говорю, что люблю тебя» и «Сад, где прыгают гимнасты» Владислава Насташева, концерт болгарского перформера и хореографа Иво Димчева, но и абсолютно новые произведения, которые будут созданы в творческой лаборатории 2 STAGE PER FORMA.

программка 100 лет БДТ имени Товстоногова На открытии, где Андрея Могучего не было по уважительным причинам, художники разного рода, спаренные кураторами по своей воле, представили не столько проекты, сколько жанры нового искусства. Кстати, здесь и далее под “новым” и “современным” подразумевается новое и современное для нас, питерских обывателей. Речи были краткими и довольно занятными, тем не менее в общем они заняли много времени, так что к моменту встречи с искусствами лично я подошла ослабленной, хотя и несломленной.

Искусства на первый случай были представлены многоканальной звуковой композицией для синусоид, шумов и рояля под названием “Тектоникон”. Она создана коллективом под руководством саунд-дизайнера Дмитрия Шубина специально для Каменноостровского театра и представляет собой, на первый взгляд, бесхитростный перевод архитектуры в звук с помощью звуковых генераторов и рояля.

От ритма, ясное дело, саунд арт отказывается, и это понятно в логике его развития, но совершенно нет – в логике архитектуры, которая в принципе на такой отказ не способна. К тому же длительность звуков никто не отменял, поэтому для художественного произвола остаётся достаточно места.

Словом, вместо дотошной трансляции пространства в колебания рояльных струн мы имеем дело со звуковой фантазией, поначалу весьма неприятной для слуха, но постепенно превращающейся в комфортабельный фон для жизни в театральном интерьере, где слушателям разрешено двигаться. И на этом уровне ты уже узнаёшь архитектуру – сперва надуманную, а после узнаваемую как вкус любимого мороженого.

Затем гостей познакомили с плодами деятельности лаборатории pre forma, производящей перфомансы. Не втягиваясь в бесконечный спор о том, чем перфоманс отличается от спектакля, замечу только, что у меня есть простой критерий для оценки подобного действа: оно должно быть одинаково интересным и для участников, и для наблюдателей. В этом смысле у некоторых всё получилось, но перфоманс под названием “Депривация чувств” подкачал.

Во-первых, сама идея пробуждать новые ощущения, закрывая глаза, кажется слишком очевидной, чтобы не сказать – банальной. А во-вторых, стремясь избежать тоталитарного руководства временно ослепшими, художники перестарались, так что мной овладела жалость к почти дрожащему девическому голосу и его обладательнице. И это всё, что удалось депривировать.

Впрочем, лучшее, как всегда, впереди, хотя и позавчера на круг было хорошо.

Один уикэнд в месяц с марта по июнь на второй сцене БДТ будет полностью посвящен перформансам, лекциям и открытым мастер-классам в рамках программы 2 STAGE PER FORMA.

Сокураторы проекта

  • куратор и арт-критик Лиза Савина – направление паблик-арт;
  • музыкант и художник Дмитрий Шубин – направление саунд-дизайн;
  • продюсер и куратор Альбина Мотор – направление уличное искусство;
  • поэт Сергей Уханов – направление драматургия;
  • медиапоэт и куратор Наталья Федорова – направление медиа-искусство;
  • хореограф и танц-драматург Татьяна Гордеева – направление хореография;
  • режиссер Михаил Железников – направление киноискусство;
  • искусствовед и арт-критик Павел Герасименко – направление искусствознание;
  • эксперт в области светового дизайна Наталья Быстрянцева – направление световой дизайн.
Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про contemporary art

Еще про культура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта