Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Что такое русская архитектура? В преддверии фестиваля Зодчество 2011

текст и фотографии © архитектор Максим Батаев
Куратор будущего фестиваля «Зодчество 2011» Юрий Аввакумов опубликовал новый кураторский манифест под простым названием «Русская архитектура». В профессиональном сообществе  “простой” вопрос – что же это такое, вызвал острую полемику. Некоторые усмотрели в нем даже провокацию и чуть ли не национализм. Я задал его на круглом столе, который проходил в рамках фестиваля «Артерия», где присутствовали маститые петербургские архитекторы.


Вопрос неожиданно завел всех присутствующих в тупик. Были, конечно, реплики, что однозначно ответить на него невозможно, приводились примеры, такие как дом Мельникова, русский авангард, новгородские храмы, – с которыми, естественно, нельзя было не согласиться, но все-таки я ждал от архитекторов определенной формулировки, быть может, и неоднозначной. Тема так и осталась открытой.

Дело в том, что вопрос оказался вне контекста круглого стола и, быть может, вне контекста вообще профессионального сообщества. Наши архитекторы в последние двадцать – тридцать лет всеми силами стремились наверстать упущенное за советский период – слиться или хотя бы достичь сходства с западной архитектурой, о которой у нас как-то априорно существует ясное мнение. Тема национальной самобытности в архитектуре стала несколько даже постыдной. Действительно, редко услышишь в адрес нового здания выражения вроде: «вот это по-нашему» или «как удивительно по-русски вышло», – разве что сказанное с иронией. А жаль.
Церковь Николая Чудотворца в г. Бари на юге Италии. Архитектор А.В. ЩусевНапротив, как приятно видеть русские постройки XIX-XX веков за границей: щусевский павильон в садах Джардини в Венеции, его же церковь для г. Бари, Никольскую церковь во Флоренции М.Т. Преображенского или строения для деревни “Александровка” под Потсдамом.

Русская деревня Александровка под ПотсдамомСлева: церковь Николая Чудотворца в г. Бари на юге Италии. Архитектор А.В. Щусев (фото увеличивается),
справа: русская деревня «Александровка» под Потсдамом.
ниже: церковь Николая Чудотворца во Флоренции. Архитектор М.Т. Преображенский (фото увеличивается)
Насколько явственно в них чувствуется русский дух, особенно подчеркнутый контрастом окружения. Не боялись архитекторы обращаться к традициям, и выходило это у них совсем не лубочно, а как-то торжественно, музыкально, со свойственным русскому менталитету романтизмом.

А что же сейчас? Почему мы боимся национального, традиционного?
Всему виной перенятая нами с запада болезнь толерантности, от которой в Европе сейчас так много проблем. Тема сохранения идентичности стала актуальной вообще для всего мира.
Парадокс состоит в том, что с ростом глобализации, стиранием административных барьеров и границ люди начали понимать ценность традиции,
ценность накопленного веками и тысячелетиями опыта народа.

Церковь Николая Чудотворца во Флоренции. Архитектор М.Т. ПреображенскийЦенить начинают, когда теряют. Мы пока еще не все растеряли и разрушили, хотя размах в советское время был поистине масштабный. Слава Богу, «интернационал» и торжество мирового пролетариата в прошлом, мы называемся русскими, а не советскими людьми и, в отличие от европейцев, нас не затронул тлетворный дух посторонних наблюдателей, превращающий все живое в музейный экспонат.
Поэтому сейчас, когда идет поиск национальной идеи, особенно важно сориентироваться и посмотреть на проблему широко, учитывая опыт соседей. Проанализировать, к каким социальным последствиям может привести интернациональная, безликая архитектура. И, конечно, важно понять что такое русская архитектура, в чем её особенность и такая удивительная самобытность, которая даже классические приемы и стили заставляет звучать по своему. Русская архитектура исторически продолжает греческую традицию, в основе которой лежит образ. Нам недостаточно параметрической закономерности в описании красоты, золотого сечения, нам нужно вдохнуть жизнь, «Дух творит форму».
В римской традиции, которую продолжает европейская архитектура, есть некоторая систематизация, методология, технологичность, ограничивающая проявление образного начала. Нам исторически свойственно художественно, а не математически (в модулях и партах) интерпретировать архитектурное произведение. Русским ближе энтазис греческий, чем римский, описанный формулой.
Возможно, в этом до сих пор сказывается непросвещенность и первобытная архаика, но все стремления современных отечественных архитекторов перенять европейский подход к проектированию в большинстве случаев сводятся к простому формальному копированию. Образы же пока слишком наивны, ввиду отрыва от традиции. И все-таки, не смотря на тяжелый XX век и все попытки превратить русского человека в универсального космополита без отечества, «русский дух» тлеет в народе. Это дает повод надеяться, что если мы обратимся к своим традициям, появятся сильные образы, сильная архитектура. Важно понять в чем наши традиции, что наполняло смыслом жизнь русского человека в течении 1000 лет, до тех пор, пока он не стал советским…

Автор:



всего 61 мнение на тему “Что такое русская архитектура? В преддверии фестиваля Зодчество 2011”


  1. Yu says:

    всегда отрадно читать, когда кто-то задается такими же вопросами, как и и ты. вопрос традиции в Русской Архитектуре – это актуальный вопрос, так как действительно сегодня, очень редко удается сказать: “это по-нашему”. в основном “это по-нашему” в современной архитектуре России означает: опять “хотели как лучше, а получилось как всегда”. Русская архитектура нуждается в поднятии традиции и в данном контексте, под традиции не стоит понимать архаичность, но стоит использовать современные технологии к традиционному прочтению и изложению материалов, что в свою очередь будет возрождать и культуру в целом….. давайте почаще спрашивать себя, и других: “Что такое русская архитектура?”, тогда, думаю, мы не только сможем ответить на этот вопрос, но и сможем создавать ее (Русскую Архитектуру)

  2. Ольга says:

    Русская архитектура. Она отсутствует, все архитекторы поклоняются западу, подражают ему. Даже нормы хотят наши ликвидировать и восславить еврокоды. Проектируют в России много иностранцев, и строят.(((

  3. Vadim says:

    Уважаемая Ольга!
    Вы про какие “наши” нормы?
    Про те, которые наплодила голодрань после 17 года, которая ненавидела всеми фибрами своих жалких душонок людей с интеллектом, творческих людей?
    Голодрань, которой захотелось величия?
    Теперь эта же грязь, наворовав денег, выражает изнанку своей сущности нутро в виде ощетинившихся башенками горе-коттеджей, которые они пытаются называть “имениями” рџ™‚
    Вся эта грязь вливается в глаза детей, которые и мир начинают воспринимать именно так!
    В мире много поселений, построеных на основе “еврокодов”.
    Там плохо?
    Или эти “коды” не заботятся о людях, которые в них живут и которые на них смотрят?
    Да! Строят иностранцы и в россии…
    Что настроили?
    Внутренний мир батуриной и лушкова?
    Правильно!
    Архдерьмо! По другому не скажешь…
    И “еврокоды” тут не в теме. рџ™‚
    Игорь правильно высказывался по поводу того, что сейчас строят: “Мещанская архитектура”!

  4. Александр says:

    Для начала нужно определиться, кто такие русские, и откуда появилось это слово. Тогда и вопрос об русской архитектуре отпадёт сам собой. Искать корни в греческой или римской архитектуре большая глупость.( тогда придётся искать корни греческой архитектуры и т. д.)

  5. Александр says:

    Есть славянская культура и мироощущение- в них корни. А не религия и придуманные в 12 веке определения “группы” людей.

  6. Maria says:

    Здравствуйте!
    Я живу в Голландии. Архитектор. И с уверенностью могу сказать: нам есть чему учиться у Европы. Важно сохранять традиции, культуру, но помножив это на современные материалы и технические достижения. Что можно наблюдать в окрестностях Амстердама. Они переживают сейчас “золотые годы”, большой экономический подъем. Важно проектировать в ногу со временем.
    В Современной русской архитектуре много эклектики, неоклассики. Это выглядит настолько нелепо и безвкусно. Сплошной китч!
    Нам нужны новые идеи, основыванные на НАШИХ традициях, но адаптированные к современным условиям жизни.

  7. Yu says:

    ничего плохого нет в том, что мы смотрим на западный пример. к сожалению, либо у нас одеты очки +20 и мы ничего не видим, либо глаза слипаются…….при взгляде на европейцев. в общем-то раньше мы так же смотрели на запад. НО ДЕЛАЛИ СВОЕ!!!!!!! проецировали идеи на нашу традицию, и получали новое, не похожее на образец. и таких примеров….. масса: каменная архитектура Руси, барочный, а затем классицистический Петербург, образцы советской архитектуры….и т.д. строили так же иностранцы. только они любили Россию.
    “Вы про какие “наши” нормы?” запдноевропейские нормы нам не подходят – климат другой, поэтому приняв западные нормы и СНиПы мы получим: “Правильно!
    Архдерьмо!”
    Поэтому, Мария права на 1000000 процентов !!!!! Голандии Респект!!!

  8. Vadim says:

    Полностью согласен с Марией!
    Время, технологии, материалы непрерывно движутся вперёд.
    Может быть в далёком прошлом, когда чугунные канализационные трубы зачеканивались цементом, были вечно сопливы и зловонны “наши нормы” и имели смысл.
    Да, и насчёт “их климат”…
    Хе-Хе!
    Многие слышали про Альпы…
    А про температурные перепады в Альпах???
    Днём +20/ночью -10…
    В Австрии на отметке 900 м. над уровнем моря огромное количество людей живёт, между прочим! И не поверите, расчётная температура зимнего периода -23…
    Похоже на центр России?

  9. Ольга says:

    Хочу поспорить с Вадимом. Дело в том , что наши нормы разрабатывали не идиоты и благодаря соблюдению этих норм много бед не случилось. Зря вы иронизируете – нормы нужны и именно наши. Параллельно необходимо следить за современными строительными технологиями. Однако это делали архитекторы всегда и про социализме. Следили за мировой архитектурой (журналы виписывали).Но и русскую архитектуру необходимо творить на основе этих современных технологий. Не ругайте советскую архитектуру, а изучите её, там, на Западе её оценили. Мы считаем архитектуру 60-х годов русскую ужасной, а там ей посвящают фотоальбомы и восторгаются тем, что ещё не снесли.

  10. Евгений Владимирович says:

    Главное не забывать, откуда мы, и почитать традиции и не забывать, что все новое – забытое старое. Это круговорот мира.

  11. Vadim says:

    Уважаемая Ольга!
    Давайте расставим все точки над “Ё” (в русском языке нет точек над “И” рџ™‚
    Уж, простите за иронию. Я всегда с юмором живу. Иначе у нас трудно выжить психологически.
    Ничего не имею против умных людей, которые разрабатывали нормы. Я против той грязи, которая им “сверху” спускала всякие директивы, направленые на общую идеологию. К сожалению этой глупостью наши нормы пропитаны вдоль и поперёк. Взять к примеру выдержки из норм проектирования, касательно использования стали. До сих пор проектная идеология заряжена стремлением совершенно бессмысленно “сэкономить” сталь в многих конструкциях. Из за этой ситуации фундаменты рассчитывают и делают по допотопной технологии. Получается так, что из за огромной осадки (в разы больше, чем по евронормам) здания многие годы трескаются несмотря на то, что стоимость покрытия стен выше чем в той же европе. Выходит проектировщикам наплевать на заказчика. А нормы по канализации??? В многоэтажках стояк (!) 110 мм… В европейских кондоминиумах где 2-3 этажа стояк 230 мм.
    О глупостях наших норм можно писать трактаты рџ™‚
    Резюмировать можно примерно так: “Построил, а потом трава не расти!”…
    На удобства дальнейшей гибкости и эксплуатацию наплевать с высокой башни.
    Сам я лично очень хорошо отношусь к архитектуре сталинских высоток и старым постройкам центра Москвы.
    То, что сейчас творится в проектной индустрии, я охарактеризовываю примерно так: заказал клиент замок, а получил гигантскую хрущёвку с бестолково огромным диспропорциональным залом и большими диваном и телевизором рџ™‚
    На этом фантазии наших архитектЁров дальше не идут.
    Ещё можно “выставку строительных материалов” устроить рџ™‚
    Это когда одна плоскость пола может состоять из нескольких покрытий…
    Грустно…

  12. Александр says:

    Мария “Нам нужны новые идеи, основыванные на НАШИХ традициях, но адаптированные к современным условиям жизни.”
    Направление интригующее. Какие наши традиции ? И почему их можно назвать нашими?

    Насчёт норм. Нормы устанавливает государство, и долгое время главной задачей была экономия любой ценой. Сейчас архитектору часто приходится заставлять конструктора усилить конструкцию.
    Одна из последних глупых норм – 50 метров от застройки до границы хвойного леса.
    Теперь, чтобы соблюсти эту норму, будут вырубать (сжигать) леса.

  13. Александр says:

    В Советское время выписать западный архитектурный журнал было невозможно. Железный занавес. Для того, чтобы получить возможность делать фотографии с архитектурных журналов в ГПНТБ, в Новосибирске, мне приходилось представлять письмо за подписью директора проектного института, что это мне очень необходимо для работы.

  14. Natalia Shustrova says:

    Оффтоп: ночью в поезде, завтра – в самолете, так что оперативность модерации может снизиться, заранее прошу прощения. Однако пишите: с собой нетбук, 100% обещан интернет рџ™‚

  15. Vadim says:

    Сегодня 11 сентября… рџ™Ѓ
    Архитекторы!
    Задумайтесь…
    Прежде чем проектировать и строить здания-монстры, здания-гордыни, не забудьте что они могут стать могильным камнем для тысяч мирных людей…
    Скорбь… рџ™Ѓ

  16. Anonymous says:

    Кисё Курокава:
    “Архитектура в конце концов отойдёт от универсального международного стиля и перейдёт к стилю межкультурному, который ставит своей целью симбиоз универсального и регионального.”

  17. Ольга says:

    Мои родители были архитекторами и мы выписывали архжурналы из Венгрии и из Франции. Французкие журналы были по темам – один о жилье, другой о градостр и пр. также были библиотеки – в Питере в Академии художеств, публичная – там самые свежие импортные журналы по архитектуре.

  18. Ольга says:

    «В принципе, если проанализировать предыдущие действия чиновников, то все логично. Сначала они максимально запутали систему технологического регулирования, внедрили зачастую противоречащие друг другу санитарные и противопожарные нормативы. Затем отменили строительные лицензии, сняв с себя всякую ответственность. Теперь, чтобы окончательно умыть руки, решили аннулировать профессию архитектора и импортировать готовые чертежи», — резюмирует один из наших собеседников. Это из статьи, а вы о русской архитектуре, такого понятия скоро у нас не будет в современном мире.

  19. Ольга says:

    Курокава прав, симбиоз универсального (мирового опыта проект и строительства) и регионального (русских мотивов), однако мы в нашей стране пока на пороге внедрения универсального стиля, а точнее стиля БУ архитектуры.

  20. Ольга says:

    “В Госдуму внесен революционный закон, позволяющий беспрепятственно и в индустриальных масштабах импортировать зарубежные строительные проекты. Автор документа — председатель думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум.”

  21. Александр says:

    Ольга! У проектов есть автор и решением Думы “бананового государства” его этих прав не лишить. Пора прекратить применять термин “русская архитектура”, так как “русскими” считаются все народы, населявшие Российскую Империю (а они имеют разные культуры, традиции и вероисповедание).

  22. Александр says:

    Если говорить о славянской архитектуре, то нужно исключить влияние на неё христианской церкви. Иначе это будет подмена понятий.

  23. Maxim Bataev says:

    Александр, напишите о славянской архитектуре, я уверен, это интересно! Статья же написана про русскую архитектуру. А русская архитектура, да и культура в целом неотделима от православия.

  24. Александр says:

    Не путайте божий дар с яичницей. Православие(христианское) – это религия, являющаяся тормозом в развитии общества.(механизм управления народом и его отупления.) Кризис в развитии индустриального общества касается и его религии – христианства. Наш патриарх строит новую резиденцию. Построенная на о. Валаам ( Свято-Владимирский скит) предшественником, его уже не устраивает. А вы о культуре. Без совести нет ни культуры, ни будущего. Зачистили историю славянства и повесили вывеску новой “русской” культуры. Уже несколько веков не могут объяснить , что это такое.

  25. Александр says:

    Русская деревня ” Александровка”- пародия на дома славян. ( Резной декор не несёт смысловой нагрузки, как у домов славян.)

  26. Kolya says:

    Вы бы еще Веды вспомнили)))…

  27. Александр says:

    К счастью, не только “Веды” подтверждают наличие высокодуховной культуры древних славян и ариев. Не всё удалось уничтожить имперской власти и христианской церкви (в том числе и нынешней). Наука не стоит на месте и люди прозревают. А кровь инквизиции и уничтожения раскольников православная церковь не отмоет со своих рук никогда.

  28. ermakoff-67 says:

    Мартин Шаккум это типа “Доктор Зло”, он же и СРО придумал, и законы вредные протаскивает в Думе. В Швейцарии такого деятеля местные архитекторы давно бы на кол посадили.

  29. ermakoff-67 says:

    К инквизиции, насколько я знаю, было причастно католичество, а не православие.

  30. Александр says:

    про инквизицию в России ah-razum.narod.ru/liter/inkvizic.htm
    krotov.info/lib_sec/04_g/gre/grekulov.htm

  31. ermakoff-67 says:

    Собственно, тогда сталинский режим это тоже своего рода “инквизиция”. Да еще похлеще средневековой. Всех инакомыслящих – к стенке, в лагеря.

  32. Александр says:

    Это было продолжение имперской политики теми же методами. Просто сменилась религия правящей элиты. Но цель осталась прежней. Сейчас вернулись к осовременненому варианту “Российской империи”. Методы уничтожения только более изощрённые и более действенные.( большая часть страны- вымирающая пустыня) Духовные ценности – власть и деньги.

  33. Natalia Shustrova says:

    Рискну предположить, и у меня есть для этого основания, что немцы считают и именуют немецкой архитектурой все, включая периоды раздробленности Германии в старину, а также – бесславную эпоху нацизма. Почему же русские так стремятся разъять свою архитектуру на отдельные органы? Есть (или была) архаическая русская архитектура, есть – русская архитектура после принятия православия (тоже, кстати, очень разная со всех точек зрения), есть конструктивистская и т.д. и т.п, но, как бы то ни было – все это вместе и есть наша история и наша архитектура. Мне кажется, мы должны принять ее как данность и пытаться обнаружить нечто уникальное,прорывающееся, невзирая на заимствования, на конфессиональные, политические и прочие условия. Думаю, Аввакумов пишет именно об этом.
    Процитирую Дмитрия Кедрина:

    И путник, ищущий воды и тени,
    Лицо от солнца шлемом заслоня,
    В песке сыпучем чуть не по колено
    Вдруг остановит резвого коня

    И скажет: “Царь! Забыты в сонме прочих
    Твои дела и помыслы твои,
    Но вечен труд твоих безвестных зодчих
    Трудолюбивых, словно муравьи!”

  34. Александр says:

    Архаичной русской архитектуры нет. Есть архитектура славянских народов (сейчас – это остатки деревянного зодчества севера) и других народов. Есть архитектура Российской империи. Есть архитектура СССР. Сейчас архитектура современной России. Русской архитектуры не просматривается. В своё время ввели понятие” Русский модерн” и неорусский стиль. Тщетно пытались найти их корни в народном творчестве. Хотя во всей Европе было этому направлению дано другое название. На мой взгляд не стоит выдумывать название, а нужно делать хорошую архитектуру. Пусть историки наведут порядок в своей науке, а не переписывают её сотни раз в угоду власти.

  35. Александр says:

    Название “Русский” придумал христианский монах в “Повести временных лет.” по заказу князя. С тех пор этот “бред” и тянется.

  36. Natalia Shustrova says:

    Александр, с двумя последними предложениями соглашусь и готова подписаться под ними обеими руками и даже ногами :). А по поводу названий -ни с того, ни с сего, ничто не будет так долго тянуться :))) И речь не об исторических или искусствоведческих терминах, речь об общечеловеческом языке. Когда я говорю “русская литература”, то подразумеваю и Слово о полку Игореве, и пушкинскую “Метель”, и пьесы Чехова, и, безусловно, “Тихий Дон”. Думаю, так же можно и правомерно говорить и об архитектуре. Другое дело, что в литературе мы видим целую цепь прорывов, новаторства, которое осваивалось и присваивалось всем человечеством, а в архитектуре – только отдельные вершинки, упомянутые Авакумовым. Но и они – повод для гордости, горечи и всего, чего хотите. Просто русский максимализм не позволяет гордиться и глубоко осмыслять то, в чем мы не заткнули за пояс весь мир рџ™‚

  37. Александр says:

    Те, кто сейчас ассоциирует себя с Русским народом( их идея)-

    …”Мы должны написать на своих знамёнах святые лозунги Русского Национализма: «Россия – для Русских!», «Россия – Русская земля!», «Долой постылое иго продажных политиканов-русоненавистников!», «Власть в России будет Русской!», «Да здравствует Русская национальная диктатура!», «Русское Православие – государственная религия России!»”.

  38. Natalia Shustrova says:

    Это их дело, их беда, их вина. Нацисты пользовались вилками и любили Вагнера, что ж теперь – мясо ложкой есть и Вагнера не слушать?:)

  39. Александр says:

    Если речь идёт об общечеловеческом языке, то это славянский язык, славянское мировоззрение. За ним и будет светлое будущее . В нем нужно искать корни нашей архитектуры.

  40. Natalia Shustrova says:

    А куда же тогда мы денем Росси или, к примеру, Лидваля – раздадим по другим странам?:)

  41. ermakoff-67 says:

    Да при Сталине тоже была вымирающая пустыня,сейчас хоть полки в магазинах не пустые и то хорошо.
    Термин “русские” пошел от названия славянского племени русинов обитающего и сейчас в Закарпатье. Оттуда же и Киевская Русь и Пруссия (Порусье). Христианские монахи и викинги с немцами, как некоторые думают, тут вроде не причем.

  42. Александр says:

    Наталия! Я говорю о мировоззрении, а не о национальности. А славянское мировоззрение всегда влияло на представителя любой национальности и вероисповедания( естественно в разной мере и независимо от его желания). Сравните архитектуру Лидваля и раннего Сааринена. Я думаю и на архитектуру Аалто повлияло славянское мировоззрение (связь человека с природой.)

  43. Александр says:

    “Да при Сталине тоже была вымирающая пустыня, сейчас хоть полки в магазинах не пустые и то хорошо.”

    Если измерять количеством продуктов в магазине (хотя и поганого качества и в большинстве привозного), то “жить стало лучше, жить стало веселее”. Руссины , в данном вопросе, так же ни при чём, как и варяги.

  44. Natalia Shustrova says:

    Александр! Наконец-то разъяснили – Вы считаете это самоочевидным, но со стороны до сих пор могло быть непонятно.

  45. Maxim Bataev says:

    Опять-таки, ни о какой славянской архитектуре речи не идет. В статье написано о русской архитектуре, взят отрезок времени после крещения Руси. Многое было заимствовано, но не навязано. Удивительно, как быстро распространились в интернете идеи славянизма, поиска корней в язычестве, ведах, и пр… Любой народ имеет свое развитие. Не нужно терзать Россию на клочки по этносам, когда с таким трудом она была собрана в единое государство. Нужно взлянуть в общем, посмотреть что удержало ее, какие общие черты для всех народов, населяющих ее, позволяли сохранять единство, что было основой государственности? Вспомним национальную идею конца XIX века, когда был расцвет в культуре, архитектуре, экономике : “Царь , Бог и отечество”. вспомним столыпинские реформы… Впрочем, все это вопросы истории, которые сейчас, к сожалению, вдруг искажаются… даже в советское время настолько историю не перевирали…

  46. Maxim Bataev says:

    И еще мне кажется, что в комментариях Александра и вообще в тенденции видеть корни нашей культуры в славянизме и язычестве есть тоже некоторый романтизм… Мы настолько устали от реальности, от грязи истории, что хочется поверить в сказку, в далекое-далекое прошлое с богатырями, деревянными идолами, дремучим лесом и языческими обрядами… Россия сильно изменилась за 1000 лет. Она стала государством! Ситуация похожа на ту, как если бы мы искали корни современной американской культуры в культуре племен доколумбовой Америки…

  47. Александр says:

    Славянам христианская культура и религия были навязаны огнём и мечём. В том, что мы не знаем славянской истории винована власть и православная церковь, её поддерживающая.
    Где труды Ломоносова об истории государства? За что были гонения на Л. Н. Толстого? Максим! Вы рассматриваете маленький отрезок истории, обрезав корни, уходящие вглубь на несколько тысячелетий. Темный период, связанный с империей (объединение власти с религией), должен закончиться. Тогда и светлые головы не будут стремиться уехать за границы России. На сказку больше похоже трактование истории христианскими летописцами. Видимо, поэтому сейчас не так много православных христиан в России.

  48. Александр says:

    Славянские ценности – это не сказки про богатырей. Это слишком поверхностная оценка славянской культуры.
    Для меня это:
    Ответственность за семью (род) как основу мироздания.
    Совесть.
    Всего добиваться своим трудом, а не просить у бога милости (это унижает личность).
    Непринятие власти, основанной на страхе и деньгах (в том числе и рабство духовное). Царь + Бог + Отечество – путь к фашизму.
    Человек – часть природы, а не хозяин.
    Терпимость к инакомыслию.

  49. ermakoff-67 says:

    Ну это идеализм какой то. Фэнтези. Что ж власть славянских князей основывалась не на силе, Вы хотите сказать?

  50. Александр says:

    Князь- военноначальник , призываемый на правление в военное время. (пример – Великий Новгород.) Прочитайте кто избирал князей и давал им воинов и вооружение. Узурпация власти (духовной и светской) возможна была только с приходом христианства.

  51. ermakoff-67 says:

    Неужели народ?!

  52. Александр says:

    Значение слова “народ”- безмолствующий. Не может быть по определению.

  53. ermakoff-67 says:

    Это на каком языке “народ” – безмолствующий?

  54. Александр says:

    Для того, чтобы понять, что же в действительности означают слова «народ» и «люди», необходимо разобраться с тем, от каких корней и каким образом они образованы. Используя в качестве инструмента исследования Восьмикнижие Паннини и, в частности, содержащиеся в нём грамматические правила Ведического Санскрита…
    (Ведический портал ” Дорислав”, тема ” С чего начинается Родина”)

  55. Maxim Bataev says:

    Эта проповедь совсем не к месту, тем более что к теме статьи она имеет опосредованное отношение…Очень напоминает сектантскую пропаганду с ссылкой на непроверенные сомнительные тексты, которыми замусоренен интернет. скажу Вам вот что: у этих людей одна задача – разрушить Россию как государство,…может и не сознательно, но процессом кто-то управляет…Останутся семьи, роды, веды, и пр. кабалла…в статье написано о необходимости поиска национальной идеи,
    а не прописные истины про совесть и про семью. Мне англичане рассказывали что боятся Россию потому что она большая, а когда от России останутся роды и семьи : русины, поморы и пр..то сметут ее и будут жить китайцы, англичане и грузины))..значит это кому-то нужно..

  56. Александр says:

    Максим! Где вы видите проповедь? Разрушают Россию те, кто из людей делают безмолвный народ(стадо, нуждающееся в пастухе.) Имперскую,неадекватную времени, национальную идею( царь+Бог+ отечество)разделяют далеко не большинство людей. И к этому нужно относиться терпимее.
    Агрессия, обвинение в сектанстве -признак слабости.
    Я излагаю своё видение о корнях самобытной архитектуры.
    Корнями зодчества не может быть государственное устройство страны, на определённом отрезке истории и одна из религий. Корнями может быть только мировоззрение, не меняющееся на протяжении тысячелетий.

  57. Александр says:

    И корни всех революций лежат в нашем мировоззрении, в том числе и назревающей сейчас. (Когда законы и государственное устройство не соответствует понятиям свободы,совести и чести).

  58. Vadim says:

    Хм…
    Политико-историческая дискуссия…
    рџ™‚

  59. Natalia Shustrova says:

    Многократно убеждалась, что всякая дискуссия о русской, российской или славянской архитектуре (уж и не знаю, как правильно назвать), неизбежно перетекает в обсуждение общественно-политического устройства нашей могучей, но вечно несчастной родины. Возможно, одна из национальных особенностей зодчества и заключается в его неразрывной связи с политикой, переживаемой гораздо острее, чем в других странах и на других континентах рџ™‚

  60. Pingback: Архитектура Киевской Руси и начало эпохи феодальной раздробленности - лекция в Москве - Лекции и семинары- архиблог Шу
  61. Pingback: Программа XIX международного фестиваля «Зодчество-2011» - Всячина- архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про кураторский манифест

Еще про российская архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта