Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

От локального градостроительства к глобальному

текст © профессор Игорь Середюк
«Градостроительство является неотъемлемой частью архитектуры, и наоборот». Для специалистов, реализующих концепции средообразования, это простое и понятное определение является основополагающим.


Массовые потребители, пользующиеся этими реализациями, придают ему еще более лаконичную форму – «Все есть дело архитектуры». Им руководствуeтся и большинство архитекторов, проектирующих и вписывающих в архитектурный контекст отдельные объекты (эвентуально* их ансамбли).
Этому способствует и само градостроительство.
Со всей остротой в нём стало проявляться то, что должно было проявиться уже давно. Регламентированное геометризирующими СНиПами, оно оказалось бессильным перед лицом усложняющихся пространственных задач. В нём не развились, как в архитектуре, категориальные художественно-эстетические качества, стимулирующие его творческие способности.

Градостроительство, как оказалось, не приспособлено адекватно реагировать на время, качественно преодолевать компликации, нагрянувшие в двадцать первом столетии на общество как историческая закономерность.
Как стилевой, формообразующий генератор, архитектура в ХХI столетии теряет позиции перед лицом макропространственных образований, формирование которых инициирует градостроительство.
Приобретя глобальные масштабы, тема из-за слабости её теоретического каркаса становится открытой для свободного проникновения таких изощренных форм коррупционного рынка как распил, откат и занос.
Традиционные микрорайоны приняли с девяностых годов экстремальную форму вследствие уплотнения их претенциозными высотными жилыми комплексами, нанизываемыми на старые, уже перегруженные транспортные системы. Чрезмерно уплотненное оперативное пространство делает микрорайоны не чувствительными к творческим новациям.

Автор:
Страницы: 1 2 3 4 5 6



уже 36 мнений на тему “От локального градостроительства к глобальному”


  1. Vadim says:

    Немного сложновато, но в точку, “Попытки скоропостижных инициатив (с участием малокомпентентных чиновников) путем умозрительных интервенций градостроительство «исправить», а спонтанные передвижения и парковку при этом обложить штрафными санкциями, свободу передвижения лимитируют безальтернативно.”

  2. Vadim says:

    В тему: http://www.mk.ru/economics/article/2011/03/14/572369-mintrans-vpal-v-trans.html
    3,7 триллиона рублей
    3 700 000 000 000 рублей!
    Офигеть!
    Триллиона!!!
    Наших рублей!
    Рублей налогоплательщиков!
    Кошмар!
    Дожили!
    На эти деньги можно построить новый город на несколько миллионов жителей с дорогами и всей инфраструктурой…

  3. Александр says:

    Корень проблемы, на мой взгляд, кроется в самом названии. “Градостроительство”- строительство городов. Города- это нечеловечные образования. Только в городах до 30 тысяч человек чувствует себя комфортно и не одиноко. Только осознание человеком себя, как части природы и в гармонии с ней приведет к кардинальному прорыву в развитии. Выход из тупика , в который загнало себя человечество, при помощи новых технологий наивен и на данном этапе, уже опасен. Термин “градостроительство” нужно заменить термином “экологическое обустройство пространства”. Менять нужно принцип расселения (в каждом регионе он будет свой).

  4. Vadim says:

    Ещё: чтобы освоить 3 700 000 000 000 нужно на часть этих денег купить материалы, затем пригласить строителей и наконец построить! Материала достаточно много… Строителей тоже много… Они приедут в столицу и перегрузят и без того перегруженные дороги… По сверхперегруженным дорогам будет доставляться материал для строительства новых дорог и развязок. Для этой процедуры необходимо будет купить много дополнительной транспортной и строительной техники, которую нужно будет где-то размещать…
    Коллапс!
    Коллапс за деньги!
    Коллапс на деньги налогоплательщиков!
    Коллапс нужно будет разрулить…
    Найдутся “умники”, которые предложат его разрулить за несколько триллионов рублей… И так далее…
    В бесконечность.
    P.S. Большинство строителей, которые будут задействованы в этой мегастройке не захотят возвращатся домой, а останутся в резиновой столице… Столицу расширят ещё километров на …цать…
    Дальше см. выше!
    Return )))

  5. Александр says:

    Глобализация ведёт мир к межрасовым и межнациональным конфликтам (оборотная сторона медали). Решить их человечество не может. За глобализацией стоит транснациональный бизнес – источник конфликтов.

  6. Natalia Shustrova says:

    2 Александр: межрасовые и межнациональные конфликты, причем в самых безобразных формах существовали за столетия до появления транснациональных корпораций. Участники крестовых походов могли бы много интересного рассказать об этом. Изменилось только восприятие подобных событий. А они были всегда, просто считались нормой рџ™‚

  7. Александр says:

    Если вы зашли в тупик, то нужно вернуться в то место, где вы в него свернули. Для городов это момент, когда города утратили функцию защиты горожан.

  8. Александр says:

    Неделю назад знакомые дали адрес “Игры богов. ТВ”. С очень многими мыслями, высказанными в этих фильмах, согласен и поддерживаю. Слишком много мы не знаем из прошлого. Это мешает нам двигаться в будущее.( Там и причины конфликтов рассматриваются.)

  9. Vadim says:

    Простите, но зачастил немного на эту тему ))))
    1-е сентября!
    Ура!
    Праздник!!!
    Дети в школу!
    Пошли?
    Нет!
    ПОЕХАЛИ…
    Школы то нету!
    Детского сада тоже нету…
    Теперь вместо них торговые центры и супермаркеты продающие всякое дерьмо (простите) и травящие всех и вся…
    А в школу надо ехать…
    Построим всем миром дорогу, чтобы доехать до “ближайшей” школы рџ™‚
    За триллионы построим!
    Нафег школы?
    Дороги и дорожные развязки построим.
    Это проще!
    Пилить прощще…

  10. Vadim says:

    Уважаемый Александр!
    Насчёт “Слишком много мы не знаем из прошлого.” полностью согласен! До 1917 года диск отформатирован полностью, а до 1990 частично рџ™‚

  11. Natalia Shustrova says:

    О прошлом мы, действительно, знаем мало, но даже этой малости достаточно, чтобы понять, что защита была только одной из функций города. Важнейшей функцией была коммуникация, включая экономическую.
    Эти функции сохранились и даже развились. Город и сегодня защищает своих жителей, только не от набегов, а от других эксцессов – от безработицы, например. В крупном городе в среднем выше уровень медицинского обслуживания, больше возможностей получить образование и.т.д. Конечно, есть и оборотная сторона медали, однако, повторяю, она была и в средние века, когда горожанина в любой момент могли обложить дополнительным побором, и в городах риск эпидемии был намного выше.
    Город – своеобразная социокультурная система, она периодически заходит в тупик, но, как показывает история, самоочищается – с помощью огня, чумы или транспортного коллапса. Московский кризис – не кризис градостроительства, а кризис его отсутствия.

  12. Igor says:

    Футурологическое виденье глобальных жизненных проблем, способность предсказывать в гибких временных границах (вытеснение аналоговых идей дигитальними ( гипотетически их методолгическая завершенность предвидится до 2025 года), реализация нанотехнологического потенциала в наноархитектуре и наноурбанизме (до 2050 г.), революцонные изменения визуального освоения мира, благодаря обогащению типов виденья, инспирируемых суперструнной (М-)теорией (2080г.) – главная идеология глобального градостроительства.
    Лишенное этой преференции , оно теряет энергетический смысл.

  13. Александр says:

    Все вышеперечисленные положительные качества города спорны. Отток населения в крупные города – это минус в развитии. Переселенцы оторваны от своей малой родины, от своих корней. Ими проше манипулировать. ( все революции происходили в крупных городах. Эффект толпы).Если говорить о нашей стране, то программа переселения населения в мегаполисы уничтожит саму страну- это видно уже невооружённым взглядом. Страна превращается в загаженную пустыню.

  14. Александр says:

    Для качественного медицинского обслуживания и образования создание медицинских и учебных центров, вынесенных из крупных городов – давно опробованный и отлично зарекомендовавший себя путь ( распрстранённый во всём мире.) Только в Новосибирске было создано несколько таких центров. К самому городу Новосибирску они не имеют отношения.( хотя один из них считается районом города( Академгородок) но это было политическое решение). Если говорить о развитии, то технократическое развитие привело человечество в тупик и никакие новые , более высокие технологии не помогут.Они проблемы выведут на более высокий уровень и нужно будет больше усилий для решения этих проблем. Города – это отражение этого процесса. Чем крупней город тем безнадёжней его будущее.

  15. Александр says:

    Никакого глобального градостроительства нет и не будет. Есть движение денег и захват рынков. Им подчинено всё остальное.

  16. Natalia Shustrova says:

    2Александр – я не говорю о “достоинствах” крупных городов или об их идеальных моделях, я всего-навсего говорю об их реальных функциях. Пока в России человек, живущий в небольшом населенном пункте, будет лишен комфорта в широком смысле слова,массовая миграция в мегаполисы неизбежно продолжится. В нормально развитых странах в крупные города едут за карьерой, более разнообразной жизнью и пр. В слаборазвитых в мегаполисы бегут от элементарной нищеты и безнадежности.
    2Игорь. Вы рассуждаете как футуролог,но Россия – феодальная страна, и пока это так, гибкость на нашей почве не привьется.
    Мы никуда не свернули, мы ходим по кругу, так или иначе возвращаясь к анахроничному общественно-политическому устройству, способному загубить на корню любой прогресс.
    Нанотехнологии в России уже были – см. рассказ Лескова “Левша”.

  17. Natalia Shustrova says:

    И мне хотелось бы прояснить свою позицию в целом: я верю и в глобальное градостроительство (Игорь), и в экологическое обустройство пространства (Александр), даже больше: признаться, не вижу существенных противоречий между подходами, кроме терминологических.
    Все мои сомнения относятся к России и ее ближайшим градостроительным перспективам.
    Вместе с тем, справедливости ради хочу заметить, что публикации в прессе, вроде той, которая так шокировала Вадима, нередко сообщают только некоторую часть правды.
    В частности, сегодня, в интервью телеканалу Вести 24 мэр Москвы Сергей Собянин прямо заявил, что решение транспортных проблем в Москве будет основано на приоритете общественного транспорта.
    Деньги пойдут на обустройство выделенных полос, развитие метрополитена, обновление вагонного состава и автобусного парка. Собянин при этом подчеркнул, что побудить автовладельца воспользоваться метро может только его шаговая доступность и комфорт, а автобусом – опять же, возможность добраться до места “в два раза быстрее” и в цивилизованных условиях.
    Сергей Собянин также заявил, что строительство 4 транспортного кольца не решает проблему, так как в перспективе только увеличивает число автомобилей на дорогах Москвы.
    Словом, сегодня мэр стремится сократить использование личного автотранспорта с помощью положительных стимулов, что совпадает с общемировой практикой, здравым смыслом, а также – подходами к проблеме, которые высказывают Вадим и Игорь. Считаю, что это вполне реалистичная транспортная политика.

  18. Ольга says:

    Нет, с Вадимом не согласна. ПО нормам и школы и садики должны быть, строим новый квартал – он должен быть обеспечен и школами и ДДУ с участами!!!! Таковы требования и нормы.

  19. Vadim says:

    Уважаемая Ольга!
    Вы похоже, не поняли мои саркастические высказывания. Я как раз о том, что школы и детские садики должны быть в шаговой доступности, а ещё они должны быть достаточно гибкими, чтобы была возможность пристроить и увеличить по необходимости!
    Для многих определение гибкости в строительстве может показаться наивным. рџ™‚
    Для меня лично намного наивнее строить сейчас по совковым нормам, которые никак с сегодняшним днём не сочетаются. Достаточно соорудить какой нибудь закон, увеличивающий выплаты за второго и третьего ребёнка и рождаемость в нашей стране может скакнуть за границы не обуславливаемыми никакими нормами…

  20. Vadim says:

    P.S. Я уж молчу, что ясли, детские сады, школы, дворы, детские и спортивные площадки должны быть отделены непроходимым для детей забором от мест проезда автомобилей. Для многих это кажется фантастикой, но это их проблемы рџ™‚

  21. Александр says:

    Ещё в 70 годы было найдено решение микрорайонов с полным разделением транспорта и пешеходов, исключаюшее наличие соседства школ с дет. садами и проездов со стоянками личного транспорта.

  22. Александр says:

    Наталия! В крупные западные города едут так же от нищеты и проблемы там схожие. Последние молодёжные бунты в Англии и Франции тому подтверждение.И проблемы крупных городов везде одинаковые.И были всегда. Они просто растут по мере укрупнения городов. Решить их можно только путём разукрупнения.Сеть мелких городов гораздо эффективней и безопасней для жизни чем крупный мегаполис.Но управляется процесс развития крупным капиталлом. В этом корень зла ( другие интересы)

  23. Vadim says:

    “Александр :
    Ещё в 70 годы было найдено решение микрорайонов с полным разделением транспорта и пешеходов, исключаюшее наличие соседства школ с дет. садами и проездов со стоянками личного транспорта.” Примерно это я и имел ввиду говоря об “отформатированном прошлом”.
    Стиратели потрудились на славу!
    Стёрли и хорошее и плохое.

  24. Vadim says:

    Сейчас ни одному идиоту не придёт в голову проложить на улице высоковольтные провода на высоте 1,5 метра и поставить табличку “Пригнись! Опасно!”
    Ситуация с дорогами ничем не отличается от этого абсурдного примера. Возле школы может проходить дорога с неотгороженным тротуаром или вообще без тротуара (!)
    Разница есть???

  25. Ольга says:

    Конечно можно называть себя саркастичным.Но за последние 50 лет у человека не прибавилось лишней руки или ноги и не вырос он. Так что градзаконы совка очень даже приемлемы и сейчас. Сделать. чтобы школьники и дошколята не пересекались с машинами – и отлично.Я лично такое решение делала.

  26. Vadim says:

    Простите, Ольга!
    Я Вас не понял…

  27. Ольга says:

    Я к тому, что законы градостроительства – они не зависят от социального строя. Они лет 50 не особо меняются.

  28. Александр says:

    В этом , Ольга, вы заблуждаетесь. Архитектура (и ее часть градостроительство) всегда отражали и отражают сейчас социальное устройство в стране. Ситуация с планированием и нормативные документы, принятые в последнее время у нас в стране, отражают дурдом, окружающий нас, и власть, его породившую.

  29. Vadim says:

    Уважаемая Ольга!
    Я с Вами полностью согласен в том, что градостроительство у нас бесконечно отстало…
    Лет на 50 это точно!
    Именно поэтому наши города превращаются в гетто-поселения с бесконечными транспортными пробками!

  30. Ольга says:

    Вот единственное, что должно измениться – нормы по парковкам. Остальное то – хорошо. Отстали мы в технологии строительства, а не в понимании градостроительства.

  31. Vadim says:

    Увжаемая Ольга!
    Если бы всё было так просто…
    Нормы парковок…
    Организация пространства городов.
    Городская логистика.
    Инженерные коммуникации (схемы и принципы прокладки).
    Транспортные и пешеходные потоки (схемы движения и развязки).
    Абсолюно всё нужно менять!
    Абсолютно обо всём нужно думать!
    Нормы и принципы подхода к проектированию городов устарели полностью!
    Устарели бесконечно!
    Посмотрите за окно!
    То, что Вы там увидите как раз и доказывает всё вышеперечисленое…
    P.S. Анекдот: Встретились 2 секретных разведчика времён второй мировой… один другому: “Немцы так и не применили сверхсекретное оружие, которое должно было сработать в случае их проигрыша…” Второй: “Нет! Ошибаешься! Применили! Посмотри в окно…” рџ™‚

  32. Ольга says:

    Всё-таки нормы градпроектирования должны быть основаны на удобстве и комфорте проживания людей. Неужели появилось что-то более комфортное, чем дерево или трава? Поэтому я считаю, что мало что изменилось. В окно глядя, я вижу дерево, оно нужно было и 300 лет назад и через 300 лет будет нужно. Инженерия и сети – под землёй и это тоже правильно. Наоборот, мы слишком устремились вперёд к прогрессу или нанотехнологиям, и стало жить душно, а хочется свежести.

  33. Александр says:

    Пример (насчёт норм) За пределами города автомагистраль имеет санитарно- защитную зону в пределах которой запрещается даже выращивать овощи, а в городе она пропакдает. В ней строятся жилые дома.
    Второй пример – уплотнительная застройка. Ведь во многих случаях нормы не нарушаются. А взять нормы инсоляции (при учёте всех особенностей?) Это всё нормы каменного века. Зато наш главный врач СЭС России издал документ, запрещающий делать двери санузлов выходящими в комнату. А пенополистирольные декоративные панели, которыми забиты магазины. Одной “Хромой лошади” видимо мало. Асбестоцементные листы – до сих пор продают в магазинах.

  34. Vadim says:

    Александр, в точку!
    На сегодняшний день то уродство, которое происходит в наших городах (точечная застройка и прочее выше сказанное), в основной массе соответствует и Снипам и прочим нормам градостроительства!
    В строительстве происходит примерно то же самое, что в торговле. Супермаркеты завалены продуктами, которые вроде бы разрешены, но на самом потихоньку травят людей. К примеру в Европе запрещено использование пенополистирола в подавляющем большинстве случаев.
    У нас используй сколько хочешь…
    Электрический тёплый пол…
    Список можно продолжить до бесконечности!

  35. Igor says:

    Большая максима градостроительства – освоение новых пространств.
    Особенность этих пространств в их архитектурности, которая сейчас практически проявляется довольно слабо. Вот почему проблема введения в современную градостроительную практику концептуальных идей категориальной архитектуры представляется весьма актуальной.
    Гуманная и демократическая архитектура, используя новые пространства, обеспечивает равноценную свободу передвижения, парковки и т.д.
    Гипотетически можно предположить, что в глобальном градостроительстве 21 столетия эта целеустремленность станет приоритетной.
    Традиционные экономические требования, практически редуцирующие оперативные функции микрорайона, будут заменены оптимальными системами. Это позволит с большим эффектом исполь-
    зовать резервное (свободное) пространство микроройона для создания авторских новаций, продлевающих активную жизнь оперативного пространства.

    Коротко и ясно. Без мудрствования от лукавого. Восприимчиво на альтернативу. Хотя бы на экологическую. Собственно говоря,(вопрос параллельному, несговорчивому блогеру) не думаете ли Вы, что следовало бы информировать нас, что это такое, как её применять, оценивать?

  36. Александр says:

    Принципы экологического планирования.
    Ландшафт.
    а. Антропогенные нагрузки должны быть минимальными .
    б. Высотный регламент.( как у застройки)
    в.Минимальные искуственные покрытия( бетон, асфальтобетон , клинкер и т. д).
    г. Минимальное изменение естественной системы дренирования и водоотведения.
    д. Улучшение плодородия почв без применения избыточного использования минеральных удобрений.
    е.Максимальная площадь занятая лесными массивами и лугами, образующими непрерывную сеть.
    и.Поддержание разнообразия видов растительного и животного мира ( полные биологические цепочки). Непрерывная сеть ландшафтов в основе имеет структуру национальных и природных парков, заказников и заповедников разных уровней.

    Транспортные коммуникации.
    1.Основной принцип транпортной сети – принцип корней дерева в непрерывной сети природных ландшафтов. все поселения – узелки на этой транспортной сети в местах примыкания.
    2.Три уровня транспортного обслуживания.
    аПоселение..
    Частный транспорт , такси , велосипед. ( от домов и небольших поселений до районных центров.( небольших городов до 30 тыс населения) Преимущество экологически безвредных видов транспортных средств. Сеть стоянок личного транспорта. Транспорт обслуживания поселений.
    б. Регион
    Общественный и грузовой транспорт( от районных центров до региональных центров). сеть остановок у поселений с местами для личного транспорта.
    в. Государство.
    Скоростной общественный и грузовой транспорт от региональных центров до столицы и между региональными центрами( с остановками у районных центров) и столицами.
    3. Основная идея .
    Ограничение использования личного транспорта уровнем а.
    Возможность регулирования грузопотоков и пассажиропотоков на среднем и верхнем уровнях.
    Минимальные затраты энергоресурсов и финансовых средств на коммуникации.
    Минимальный ущерб экологии.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про градостроительство

Еще про социология архитектуры

Еще про цивилизация

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта