–еноваци€ среды обитани€ методом вирус-объектов

текст ©“ать€на –ешетникова, иллюстрации предоставленыы автором

“о, что среда складываетс€ усили€ми проектировщиков и населени€, очевидно. Ќо то, что получаетс€ в результате этих усилий, всегда непредсказуемо. ¬о все времена архитекторы и философы создавали бумажные планы идеальных городов Ц где, в первую очередь, комфортно и безопасно. –еволюционеры желали разрушить всЄ старое и возвести на руинах абсолютно новое. ¬ наше врем€ желание обновить город, Ђотформатироватьї его, присутствует практически у всех проектировщиков. “ак как же это реализовать? ћетодом вирус-объектов – точечно, но системно.


¬рем€ и место

” каждого временного этапа есть индивидуальный “букет” проблем, которые со временем приобретают цикличный характер. Ёти проблемы, с одной стороны, отражаютс€ в архитектурной среде, а с другой Ц €вл€ютс€ продуктом этой среды. ¬оплощенные градостроительные концепции накладываютс€ друг на друга, город сложно функционирует и самоорганизовываетс€. ѕараллельно событи€, которые возникают в городе Ц от фестивалей и забастовок до открыти€ нового пивного ларька, заставл€ют город мен€тьс€. “ем не менее процесс эволюции среды достаточно медленен, не€рко выражен в рамках жизни одного поколени€, и, зачастую, больше противоречий и проблем создаЄт, чем решает.

¬опрос: можно ли запрограммировать архитектурное (пространственное) событие и, впоследствии, систему событий Ц определенный новый сюжет, который будет разр€жать, оживл€ть, обновл€ть, реконструировать, модернизировать привычную среду, провоцировать диалог между человеком и средой?
Ѕезусловно, эта система событий призвана решать накопившиес€ проблемы города.

ѕроблемы в городе: уменьшение коммуникации между людьми и гомогенность архитектурной среды обитани€ человека. ¬озможное решение

¬ насто€щее врем€ можно выделить целый р€д проблем, св€занных, так или иначе, с обесцениванием среды в физическом, эстетическом, психологическом плане. –ассмотрим две проблемы, которые обозначились в современном мире, и которые, предположительно, может решить градостроительна€ концепци€ реновации методом неких объектов. Ёто Ц уменьшение индивидуальной коммуникации между людьми и гомогенность архитектурной среды обитани€ человека.

¬ окружающей человека архитектурной среде присутствуют средовые объекты, способные заметно вли€ть на существующую городскую застройку, на контекст. “акие сооружени€ или объекты обладают потенциалом радикального качественного обновлени€ существующей среды.
¬ дальнейшей работе такие объекты будем называть вирус-объектами.
¬ирус-объекты Ц это обобщающее название объектов, которые конвертируют сложившиес€ типы пространств в новые, измен€€ при этом формальный образ и список функций существующих территорий и зданий. ƒействие вирус-объектов эффективно, потому что они привлекают внимание людей, вызывают коммуникацию. “акие объекты €вно социальны и априори общественны. ¬ирус-объекты Ц это объекты-коммуникаторы Ц вызывающие общение; объекты-генераторы Ц вызывающие инициативу радикальных перемен; объекты-конверторы Ц переформатирующие сложившиес€ гомогенные пространства.
–ассмотрим более подробно, как вирус-объекты решают проблемы уменьшени€ индивидуальной коммуникации между людьми и гомогенности архитектурной среды обитани€ человека.
„еловек помещен в архитектурную среду, он часть общества. ƒл€ существовани€ ему необходима коммуникаци€. јрхитектурна€ среда €вл€ет собой мощное средство коммуникации благодар€ повсеместности и доминированию. ѕочему бы не активизировать, усилить или направить эту возможность архитектуры? »менно средовое общение спровоцирует непосредственную коммуникацию (не виртуальную) между людьми, контакт face-to-face, откроет новые возможности, поставит отношени€ и взаимодействи€ между людьми на новый, более выгодный уровень.
»ндивидуальна€ коммуникаци€ существует в современном постиндустриальном обществе в ограниченном виде. »менно сеть интернет, —ћ» сокращают непосредственное общение между людьми. Ђѕребывание в обществеї все более и более уменьшаетс€. Ѕезусловно, семь€, детский сад, школа, работа остаютс€ как круги общени€. Ќо они довольно ограничены и закрыты. — другой стороны происходит глобализаци€, размываютс€ границы, человек перестает идентифицировать мир как свой и чужой Ц степень отчуждени€ и равнодуши€ растет. Ќабирают обороты типы Ђудаленнойї коммуникации, тер€ютс€ механизмы простых человеческих отношений. ¬озможно, именно архитектура, благодар€ своей статичности, прив€занности к определенному месту и может обновить старые св€зи, восстановить индивидуальную коммуникацию, выровн€ть доли виртуального и индивидуального общени€.
¬ архитектурной среде может быть применен принцип интернет-блогов Ц публичных дневников с комментари€ми посетителей. ќбщественное пространство – открытое дл€ входа – сюда не требуетс€ регистраци€. Ёто место временного пребывани€ человека, остановки, может быть определено как форум. —редовой, пространственный блог подразумевает тему или фокус. ‘окус не об€зательно должен быть тематическим, он может быть, например, эмоциональным. ѕоскольку блог прив€зан ко времени, он стремитс€ к максимальной новизне, а поскольку он личностен, новые событи€ осмысл€ютс€ и получают интерпретацию. ѕоэтому блоги Ч хороша€ среда дл€ рождени€ новых идей, а социальное измерение блогов дает этим иде€м среду дл€ распространени€ и роста. ¬ блогах рождаетс€ определенность. —оответственно, архитектурные пространства как блоги интересны и богаты на идеи.

исторические здани€ как примеры вирус-объектов

¬ирус-объекты в городе Ц как источники трансформации городской среды. –ассматрива€ историю архитектуры, можно с уверенностью сказать, что существовало немало объектов, которые стали формальными, стилевыми манифестами, отправными точками в периодизации архитектуры, тегами (€рлыками): —тоунхендж, пирамида ’уфу, хрустальный дворец ѕакстона, Ёйфелева башн€, центр ∆оржа ѕомпиду, и так далее. Ёти объекты стали поворотными пунктами истории архитектуры, возмутител€ми спокойстви€. ¬ насто€щее врем€ можно наблюдать сочетание контрастных, абсолютно разных течений в архитектуре, происходит смешение, среда становитс€ эклектичной и, одновременно, однородной. ¬сЄ сложнее становитс€ удивить людей, заинтересовать. ѕоэтому, на данном этапе важно разработать некоторые услови€ дл€ создани€ конкурентоспособного, привлекающего внимание объекта.
ѕринцип вирус-объектов Ц это контрастность среде. Ёто, возможно, будет интересно не только проектировщикам, но и коммерческим организаци€м, корпораци€м, которые стрем€тс€ создать свою архитектурную, средовую рекламу и брэнд-здани€.

јвтор:
—траницы: 1 2 3 4


целых 8 комментари€ (ев) к публикации “–еноваци€ среды обитани€ методом вирус-объектов”

  1. 8

    Ћекци€ ’ироси ќта в галерее ¬хутемас – Ћекции и семинары- архиблог Ўу высказалс€(лась)так:


    […] „то-то подсказывает, что у нас такой точкой мог бы стать средовой дизайн.[…]

  2. 7

    Tatiana Reshetnikova высказалс€(лась)так:


    ¬арвара! ќтветила ¬ам на е-mail :))

  3. 6

    ¬арвара высказалс€(лась)так:


    «дравствуйте, “ать€на!
    я сейчас учусь на 6 курсе ћјрх» и пишу диплом о различных методах реновации городской среды, ¬аша стать€ мен€ очень заинтересовала и дала много полезной информации. ≈сть небольша€ просьба – нельз€ ли посмотреть последнюю иллюстрацию в более крупном размере? ћне очень нужны подписи к картинкам, но € не могу их разобрать.
    «аранее спасибо!

  4. 5

    Vita высказалс€(лась)так:


     огда вы договариваетесь встретитьс€ с кем-то где-то в городе, как выбираете место? конечно, можно и “на углу 32ого и 45ого авеню”, но скорее всего вы подумаете о каком либо выдел€ющемс€ месте-скульптура, вывеска, большой баобаб в парке, и тд. ¬от вам и €рко выраженна€ социальнo интегрирующа€ функци€ вирус-обьектов, не говор€ о том, что такие €ркие городские мини-пространства станов€тс€ “точкой отсчета” дл€ определени€ характера, духа города.

    Ќе будем вдаватxс€ в этимологию слова “вирус”. Ёто новый организм, который входит в уже существующую ткань в данном случае города и может либо “убить”, либо возродить умирающую, однородную среду. ¬ большинстве случаев веро€тность “возрождени€” более велика, так как в данном случае возрождению способствует люба€ контрастна€, пусть даже эксцентрична€ и даже (тем более) диссонирующа€ деталь. “акова психологи€ масс, даже критику€, общество создает попул€рность обьекта, PRит, так сказать.

  5. 4

    —ветлана высказалс€(лась)так:


    јбсолютно согласна с јлександром. ÷ель этой статьи, на мой взгл€д, это просто назвать по новому все объекты эпотажа в урбанизированной среде. “акие элементы, как правило, не вписываютс€ в среду никаким образом и их уже огромное множество.  онечно, проще постоить черный дом, чем грамотно вписать в существующую застройку новый объект. » действительно это вирус-объекты, что такое вирус? ¬ирус – это форма жизни?   сожалению, вирус – это форма смерти.

  6. 3

    “ать€на –ешетникова высказалс€(лась)так:


    —пасибо большое за комментарии, уважаемые «о€ и јлександр!
    ќчень при€тно, что стать€ спровоцировала такие разные точки зрени€. ¬ирус-объект – это просто термин, который означает любое сооружение или организованную пустоту(отдельные фрагменты городской среды), которые изменили ситуацию в социальной и архитектурной среде (даже раздражали общественность), и стали поворотными пунктами в истории – ”∆≈, уже стали (как Ёйфелева Ѕашн€). —оздание маленьких вирус-объектов – это начало большого эксперимента, эти маленькие объекты – киоски, граффити, делириум-объекты… – это подобие генераторов средовых перемен. ќни могут сгинуть в жестокой среде, а могут – и нет. – теори€ нестабильности в действии. Ќадеюсь, что, в результате эксперимента, получитс€ что-нибудь новое и любопытное. я – в игре. ј вы?

  7. 2

    «о€ –юрикова высказалс€(лась)так:


    ќчень рада по€влению ¬ашей статьи, “ать€на! ¬ феврале защищалась по теме “временные сооружени€….”, за “акупунктурное” воздействие подверглась резкой критике за применени€ “медицинского термина” со стороны высоколобых градостроителей.
    Ќа мой взгл€д как не называй эти объекты за ними будущее, а эпоха градостроителей близка к завершению!

  8. 1

    јлександр высказалс€(лась)так:


    Ќа мой взгл€д вирус-объекты могут только незначительно изменить ограниченное пространство. ѕричем изменение, в большинстве случаев, будет иметь отрицательный результат ввиду невысокого качества исполнени€ объектов в массовом проектировании и строительстве. ћне больше нравитс€ иде€ проектировани€ отдельных фрагментов городской среды. »де€ замены урбанизма архитектурой. (ƒес€ть тезисов методологии градостроительства ќ Ѕоигас изложенных в 11 номере проект international)


≈ще про “ать€на –ешетникова




    поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
    подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта