Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма


Глава 2

Понятие и параметры вирус-объекта.

Вирус-объекты – это пространственные средовые объекты, которые привлекают внимание во-первых, за счет контраста с окружением, во-вторых – необходимой функции, в-третьих – интриги,
то есть так или иначе вызывают коммуникацию и обновляют городскую застройку.
Вирус-объект представляет собой вирус до тех пор, пока сам не станет гомогенным, привычным и занимающим основную массу видимого пространства, идентифицирующимся людьми как «нормальный» объект или «нормальное» пространство.

Для того, чтобы более конкретно рассмотреть такое понятие как вирус-объект, необходимо разложить его на фрагменты – параметры. Как и другие средовые объекты, вирус-объекты обладают следующими параметрами:
– степень контрастности среде – мимикрия или акцент;
– масштаб;
– время действия;
– количество;
– связь формы и функции.

Степень контрастности среде. Любой проектируемый объект может либо поддерживать стилевой контекст, либо разрушать его. Вирус-объект обладает качествами яркого акцента, он выглядит антителом в среде, в общей композиции застройки. (см. рис. 2)
Масштаб. Вирус-объект должен восприниматься как цельный объект как одним человеком, так и группой людей. Масштаб, физические размеры вирус-объекта ограничены условиями видимости и особенностями восприятия любого объекта человеком. (см. рис. 3)
рисунок 2. Степень контрастности среде. Любой проектируемый объект может либо поддерживать стилевой контекст, либо разрушать егорисунок 3. Масштаб, физические размеры вирус-объекта ограничены условиями видимости и особенностями восприятия любого объекта человеком

Время действия. Вирус-объект может просуществовать от нескольких часов до десятилетий – единственное, что обрывает жизнь объекта как вируса – это физическое разрушение и/или потеря основного параметра – контрастности окружению.
Количество. Вирус-объект может быть эффективен в единственном числе – как вирус-объект и в определенной запрограммированной системе – системе вирус-объектов. Система вирус-объектов – пространственная структура – сетка, представляющая собой соединение вирус-объектов связями различного рода. Сила действия системы вирус-объектов зависит от связи системы вирус-объектов с контекстом, а также определяется качествами объектов, количеством и скоростью их распространения. (см. рис. 4)

рисунок 4. Варианты и примеры систем вирус-объектов

Связь формы и функции. Исследуя историю архитектуры можно отметить, что форма не всегда зависела от функции. В случае вирус-объектов подчеркивается изначальная независимость формы и функции друг от друга, хотя функция считается доминирующей, а потому способной влиять на форму. Вирус-объекты могут быть разделены на 6 крупных групп по 2 критериям деления – функция и форма.
По функции – означает возможность использования пространственного потенциала объекта человеком:
1) Архитектурные сооружения, спонтанные строения – такие объекты, которые обладают доступным человеку внутренним и внешним пространством для осуществления какого-либо действия
2) Скульптуры в среде, объемная реклама – объекты, обладающие только внешним пространством, имеющие четкие контуры, выполняющие функцию знака
3) Графика, медиа-технологии, работающие в открытой среде – объекты, которые создают виртуальное пространство, выполняют функцию распространения информации
По форме – абсолютно все объекты можно разделить на 3 типа существования в среде, на этом делении основано и деление вирус-объектов:
1) Stipare – оболочка (лат.), вирус-объект, захватывающий, обволакивающий существующие формы, объединяющий и умножающий функции
2) Parasitus – паразит (лат.), вирус-прилипала, меньший по объему объекта-реципиента
3) Liberalis – свободноживущий (лат.), вирус-инфинитив, начальная форма, способная к переходу в два других вида вирус-объектов, автономная форма.
Приведенные типы форм не ограничивают фантазию, форма любого типа может быть абсолютно субъективной, неожиданной, спонтанной. (см. рис. 5, 6, 7)

рисунок 5. Взаимодействие вирус-объекта с традиционной застройкой

рисунок6. типология вирус-объектов

рисунок 7. примеры вирус-объектов

Далее связь формы и функции происходит через свободное сочетание и, при необходимости, коррекцию самой формы объекта, но не типа формы.

Автор:
Страницы: 1 2 3 4



уже 8 мнений на тему “Реновация среды обитания методом вирус-объектов”


  1. Александр says:

    На мой взгляд вирус-объекты могут только незначительно изменить ограниченное пространство. Причем изменение, в большинстве случаев, будет иметь отрицательный результат ввиду невысокого качества исполнения объектов в массовом проектировании и строительстве. Мне больше нравится идея проектирования отдельных фрагментов городской среды. Идея замены урбанизма архитектурой. (Десять тезисов методологии градостроительства О Боигас изложенных в 11 номере проект international)

  2. Зоя Рюрикова says:

    Очень рада появлению Вашей статьи, Татьяна! В феврале защищалась по теме “временные сооружения….”, за “акупунктурное” воздействие подверглась резкой критике за применения “медицинского термина” со стороны высоколобых градостроителей.
    На мой взгляд как не называй эти объекты за ними будущее, а эпоха градостроителей близка к завершению!

  3. Татьяна Решетникова says:

    Спасибо большое за комментарии, уважаемые Зоя и Александр!
    Очень приятно, что статья спровоцировала такие разные точки зрения. Вирус-объект – это просто термин, который означает любое сооружение или организованную пустоту(отдельные фрагменты городской среды), которые изменили ситуацию в социальной и архитектурной среде (даже раздражали общественность), и стали поворотными пунктами в истории – УЖЕ, уже стали (как Эйфелева Башня). Создание маленьких вирус-объектов – это начало большого эксперимента, эти маленькие объекты – киоски, граффити, делириум-объекты… – это подобие генераторов средовых перемен. Они могут сгинуть в жестокой среде, а могут – и нет. – теория нестабильности в действии. Надеюсь, что, в результате эксперимента, получится что-нибудь новое и любопытное. Я – в игре. А вы?

  4. Светлана says:

    Абсолютно согласна с Александром. Цель этой статьи, на мой взгляд, это просто назвать по новому все объекты эпотажа в урбанизированной среде. Такие элементы, как правило, не вписываются в среду никаким образом и их уже огромное множество. Конечно, проще постоить черный дом, чем грамотно вписать в существующую застройку новый объект. И действительно это вирус-объекты, что такое вирус? Вирус – это форма жизни? К сожалению, вирус – это форма смерти.

  5. Vita says:

    Когда вы договариваетесь встретиться с кем-то где-то в городе, как выбираете место? конечно, можно и “на углу 32ого и 45ого авеню”, но скорее всего вы подумаете о каком либо выделяющемся месте-скульптура, вывеска, большой баобаб в парке, и тд. Вот вам и ярко выраженная социальнo интегрирующая функция вирус-обьектов, не говоря о том, что такие яркие городские мини-пространства становятся “точкой отсчета” для определения характера, духа города.

    Не будем вдаватxся в этимологию слова “вирус”. Это новый организм, который входит в уже существующую ткань в данном случае города и может либо “убить”, либо возродить умирающую, однородную среду. В большинстве случаев вероятность “возрождения” более велика, так как в данном случае возрождению способствует любая контрастная, пусть даже эксцентричная и даже (тем более) диссонирующая деталь. Такова психология масс, даже критикуя, общество создает популярность обьекта, PRит, так сказать.

  6. Варвара says:

    Здравствуйте, Татьяна!
    Я сейчас учусь на 6 курсе МАрхИ и пишу диплом о различных методах реновации городской среды, Ваша статья меня очень заинтересовала и дала много полезной информации. Есть небольшая просьба – нельзя ли посмотреть последнюю иллюстрацию в более крупном размере? Мне очень нужны подписи к картинкам, но я не могу их разобрать.
    Заранее спасибо!

  7. Tatiana Reshetnikova says:

    Варвара! Ответила Вам на е-mail :))

  8. Pingback: Лекция Хироси Ота в галерее Вхутемас - Лекции и семинары- архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про Татьяна Решетникова

    поделиться вконтакте
    подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта