Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Итоги конкурса концепций парка «Костёнки-Борщёво-Архангельское»

На финальном заседании жюри, состоявшемся 27 апреля в Воронеже, подведены итоги Открытого всероссийского конкурса на создание концепции развития историко-природного парка «Костёнки-Борщёво-Архангельское». Победителем стал консорциум под лидерством ООО «Даль».

арт-объект Венера, ООО «Даль»
арт-объект Венера, ООО «Даль»


В состав жюри под председательством губернатора Воронежской области Александра Гусева вошли представители заказчика, а также федеральные и региональные эксперты в сфере туризма, природных и историко-культурных территорий, градостроительства и архитектуры.

В финальном этапе конкурса приняли участие 43 эксперта, включая представителей консорциумов-финалистов, организаторов конкурса и членов жюри со всей страны.

Андрей Еренков, руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области: «Участникам конкурса была поставлена задача сформировать продукт, включающий предложения по функционально-планировочной организации, инфраструктуре, архитектурным решениям, модели управления и функционирования туристско-рекреационного кластера. Задача осложнялась не только большой площадью конкурса — свыше 16 тысяч гектаров — но и правовыми ограничениями по использованию территорий, на которых располагаются охраняемые объекты культурно-исторического наследия, включая стоянки людей эпохи палеолита. Мы благодарны финалистам за тщательно проработанные концепции с ярким дизайном и ясной экономикой. И за уважение к месту и потребностям местных жителей, которое они проявили. Мы считаем, что концепция – победитель консорциума под лидерством ООО «Даль» позволяет в максимально полном объёме реализовать научно-исследовательский, культурно-просветительский и природный потенциал нашего нового парка. В принципе, этот конкурс не столько про архитектуру, сколько про определение вектора движения и тех людей, с которыми мы будем выстраивать работу на десятилетия вперёд».

Описание концепции ООО «Даль» (1 место)

Территория площадью в 16 тысяч гектар – пространство уникальной историко-культурной значимости мирового масштаба. Здесь сконцентрировано самое большое количество найденных палеолитических Венер – первых предметов искусства, созданных человеком.

Созидательный потенциал территории, где человек создавал новое на протяжении тысячелетий, лег в основу в концепции Парка первобытного искусства. Это место, где палеолитические находки хранятся и исследуются, чтобы рассказывать историю искусства человечества.

научно-исследовательский центр, ООО «Даль»

Древнейшая история в концепции подается через современные технологии, чтобы сделать археологию интересной каждому. Первобытное и современное искусство здесь объединяются в точке гармонии времени и пространства, науки и культуры, природы и цивилизации.

Концепция искусства раскрывается через разные его направления. Вся территория в проекте делится на 4 смысловые зоны: архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура и аудиовизуальное искусство. В каждой из них размещен тематический музей. Мобильные аудиовизуальные инсталляции бережно вписываются в охраняемые территории, где, с их помощью, через эмоциональный опыт мир древнего человека видится понятным и близким нам.

визит-центр, ООО «Даль»

В проекте разработаны разнообразные маршруты и сценарии посещения – посетители будущего парка первобытного искусства смогут получать уникальный опыт каждый раз, возвращаясь в Костёнки-Борщево-Архангельское. Это место новых открытий – в знакомстве с прошлым, вдохновляясь им, здесь можно самому стать творцом.

Презентация концепции (пдф)

Консорциум архитектурной студии «Оркестра дизайн» и компании «Культура потребления» (2 место)

образовательный центр, «Оркестра дизайн»

«Открыть таинственную землю Костенки» — слоган проекта и мотивирующий призыв исследовать удивительную территорию парка «Костенки-Борщево-Архангельское». Миссия проекта — развить территорию музея заповедника в масштабный историко-природный парк, с масштабной событийной программой, которая расскажет об истории места захватывающе, и на языке, понятном каждому посетителю.

Ключевая идея парка заключается в создании распределенной модели, которая проявляется в управлении парком от местного до федерального уровня с привлечением
частных инвестиций и местных сообществ. В то же время распределенная модель отражена и в пространственной организации территории.

Здесь «входными воротами» в парк станет «Центр развития». Это комплекс общественных зданий и общественных пространств, который находится в поселении Костенки. Отсюда начнет свое путешествие турист, а ученый будет проводить исследования на современной научной площадке.

В парке появится новый формат оператора парка — Центр компетенций. Он будет обучать предпринимателей, разрабатывать методические программы, развивать масштабную экосистему научных, музейных и туристических инициатив. Для исследования территории, нужно посетить 11 туристических станций, которые образуют единую сеть площадок и расположены по всей территории парка. Станции связаны кольцевой автодорогой с регулярно курсирующим туристическим автобусом.

дети в парке, «Оркестра дизайн»

Каждая станция — это площадка с павильоном, внутри которой находится образовательное пространство на специальную уникальную тему парка. А также включает предложение со всеми необходимыми для туриста услугами и сервисами для комфортного путешествия.

Для реализации проекта предлагается устойчивая бизнес-модель, включающая в себя образовательные и управленческие компетенции, консалтинг, программы поддержки местного бизнеса, инвестирование в инновационные программы и диверсификацию финансирования через партнерство и инвестиционные проекты. Парк будет развиваться за счет активного вовлечения бизнеса.
Предложенный подход позволяет прогнозировать результаты, где уже к 2025 году парк станет сильным региональным брендом, а к 2032 году – одним из топ-50 туристических

Описание концепции Консорциум СТУДИЯ СЕМИ СВЕТИЛ (ООО «СЕВЕН СОЛАР СТУДИО») (3 место)

парк сверху, «Севен Солар Студио»

При разработке концепции развития туристического кластера необходимо максимально поднять планку требований. Костёнки должны быть сделаны по первому разряду, в противном случае лучше не браться за эту тему вообще.

Мы уверены, что только создание глубоких по содержанию и оригинальных по форме реализации монументальных объектов, позволит структурам, обеспечивающим управление этой территорией претендовать на получение финансирования из федерального бюджета, а также из серьёзных внебюджетных источников.

Экспертиза мирового масштаба дает возможность понять уровень нашего объекта. Мы хотим построить наш рассказ, используя данные следующих научных направлений: эволюции ландшафтов, палеогенетики (гаплогруппы и народности), материальной культуры (оружие, объекты быта) и духовной культуры (обряды и мировоззрения). Мы переводим эти направления в более общие формы для коммуникации: Природа, Человек, Наука, Энергия.

Если попытаться описать данную территорию в одном предложении, это будет звучать так «Костенки – место вне времени для бесконечного познания». В Костёнках решено сосредоточить якорные объекты парка. Визит центр, расположенный на холме напротив Музея Костёнки, обеспечит доступность обновленного потока в музей с помощью Тропы поколений и фуникулёрной группы. Вписание в среду мы предлагаем выполнить в контексте с местностью – как меловой останец, выступающий из холма.

Комплекс НИЦ мы расположили в шаговой доступности от музея. В нем будет находиться фондохранилище музея, лабораторный блок, библиотека с общим рабочим пространством, жилье для 20 специалистов. Образовательный центр располагается на месте общежития, недалеко от административного центра Костенок.

Центр, «Севен Солар Студио»

Столовая, жилой корпус и образовательный блок рассчитаны на пребывание до 60 учеников и летом развития палаточного лагеря. Фестивальная площадка находится при въезде в Костенки. На ней предлагаем расположить реконструкцию оборонительной линии черноземья от Белгорода до Тамбова.

В Борщёво основные объекты: аэро кластер и борщевские городища. Создание причала, сквера у неупиваемой чаши, реставрация мелового дома и реконструкция винокурни придаст дополнительные точки притяжения. В Архангельском основным объектом остается база отдыха «золотой карп». ТИЦ на трассе поможет туристам беспрепятственно составить свой сценарий пребывания на территории парка.

Проект привлечет 5,9 млрд рублей за 10 лет, в связи с чем увеличится туристический поток, появится более 700 рабочих мест, а налоговые отчисления позволят выйти на самообеспечение.
Суммарная выручка парка – от 700 млн в год Срок окупаемости основных объектов парка 10 лет.

Конкурс стартовал 27 ноября 2022 года по инициативе Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области при поддержке Правительства Воронежской области и Государственного археологического музея-заповедника «Костёнки».
Оператор конкурса – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».

Автор:



уже 10 мнений на тему “Итоги конкурса концепций парка «Костёнки-Борщёво-Архангельское»”


  1. Александр says:

    Образное решение архитектуры зданий для такого объекта выбранное в модернизме – шутка над историей места. Стоило подумать над архитектурой не имеющей человеческого масштаба и промышленной основы.

    • Natalia Shustrova says:

      А мне кажется, что в трактовке ООО «Даль» модернизм смыкается с архаичной народной архитектурой, типа “сарайный стиль” по-русски.

      • Александр says:

        Сарайный стиль, это не народная архитектура, а наследие промышленной революции во всём мире. Народная архитектура, это народные жилища и культовые сооружения.

        • Natalia Shustrova says:

          Вы правы, но где как: в США, например, сарайный стиль фактически и есть народная архитектура)

          • Александр says:

            Какого народа. Индейцев перебили, а поселенцы были из разных стран. Поэтому национальных черт в архитектуре не было. Поэтому пиленные доски, как и сараи – это символ промышленного производства и не более.

          • Natalia Shustrova says:

            Американского народа, который сложился из разных этносов. На русском севере есть народная архитектура, отличная от других, хотя там тоже коренные народы свели к минимуму, и заселились полиэтнические группы. Впрочем, я понимаю, что по этому вопросу мы с вами не сойдёмся, к сожалению. Но мне очень интересно, как вы видите подобающую стилистику, и было бы здорово увидеть пример, если можно)

  2. Александр says:

    На мой взгляд, здания в данном месте не должны иметь легко определяемого масштаба, прямых углов и современных отделочных материалов ( металл, пиленые доски или вагонка). Есть более подходящие( лемех, тёс, дранка, горбыль, окорённые брёвна, камень) Образ может быть навеян природой или культурой данного места. Примеры образов: Исторический парк Ёсиногари,Театр В Вужене, Музей в Ордосе, Лиянский музей, Храм звука в провинции Хэбэй, павильон Ксилема.

    • Natalia Shustrova says:

      Отличные примеры, но думаю, что такую эстетику чиновники просто не понимают, а участники стремятся выиграть конкурс.

      • Александр says:

        Это проблема всей страны. Чиновники вообще не должны решать вопросы, связанные со стилем и привлекательностью для туризма. Когда восстанавливали “Ладожскую усадьбу” чиновников вообще не пускали на территорию до торжественного открытия.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про культура

Еще про экологическая архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта