Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Казус Фишера на Болотной

До 28 ноября в Музее стрит-арта открыта конкурсная выставка бумажного паблик-арта, организованная совместно с Public Art Center. Поводом для открытого конкурса стала бурная реакция москвичей на гастроли произведения Урса Фишера под названием «Большая глина номер 4». Для заморского объекта нашлось замечательное место на Болотной площади, прямо у воды, и предшествовавший выставке конкурс «Критикуя, предлагай! Вместо Фишера на Болотную» предложил участникам импортозаместительную задачу, будоражащую воображение, хотя априори нереализуемую.

постер выставки паблик-арта


Шишкин-Хокусай Как справедливо заметил на открытии экспозиции великий и ужасный Александр Шишкин-Хокусай, задача современного искусства – выбить обывателя из привычной колеи. Неудивительно, что поднаторевший в выбивании из колеи благополучных швейцарцев и прочих западных жителей Урс с легкостью достал нервных россиян, усмотревших в объекте не памятник замыслу, а скульптурный портрет гигантского экскремента.

Глина номер 4
При этом никто не обратил внимания, что металлическое изображение глины можно смело трактовать как попытку увековечить фейк во всей его красе.

Александр Кит,
Александр Кит, “Танец птиц”, ниже, слева – Вильгений Мельников, Walking up after

Вильгений Мельников, Walking up after Конкурсанты пошли другим путём: все они придумали и показали объекты, понятные без объяснений и привлекательные внешне, хотя жанрового разнообразия на выставке хоть отбавляй. Тут тебе и вполне традиционная по форме, но новаторская по содержанию монументальная скульптура (“Царь-вентиль”, Ирина и Станислав Шминке, Екатеринбург) и, напротив, классическая Даная в новом материале (Вильгений Мельников, Walking up after), и функциональная скульптура-осветитель, которую нужно включать, вручную вращая колесо (Марина Саанишвили, Москва) и стильная, хотя не ошеломляющая оригинальностью дизайнерская вариация на тему лестницы в небо (Александр Кит, “Танец птиц”).

Укус, Шишкин-Хокусай
Особняком стоит уже упомянутый Шишкин-Хокусай, развивающий тему плоских памятников памятникам – не сей раз с объектом “Укус”, напоминающим гигантский бивень, истекающий кровью.

Уровень получился высоким: практически любое конкурсное произведение достойно смотрелось бы в городской среде, хотя вовсе не обязательно именно на Болотной площади. Впрочем, организаторы, на мой взгляд, определили победителя, не оглядываясь на степень привязки к месту, что, возможно, и правильно, учитывая призрачную перспективу реализации. Их явно привлекала самобытность, и в этом смысле работа Тараса Желтышева, и правда, достойна всяческих похвал.

Тарас Желтышев, победитель конкурса

Автор представил на конкурс гигантскую голову-конструктор. Её отдельные элементы можно заменять, вращая их вокруг оси, однако общая форма при этом стабильна и даже выражение лица от этого странным образом не очень-то меняется. Объект вполне универсален и с точки зрения site placement: он неплохо вписывается в Болотную, но по большому счёту не нуждается ни в реке, ни в архитектуре. Его вполне можно представить среди многоэтажек, что скорее достоинство, чем недостаток.

Неподвижный, но модифицируемый идол, раскрашенный ярко, как русская народная свистулька или венецианская маска, попутно передаёт привет Фишеру, поскольку так же, как его “Глина”, настаивает на увеличении того, что не принято увеличивать как отдельно взятый объект.

Не исключено, что когда-нибудь и где-нибудь этот монумент всё-таки поставят: такую голову, беспомощную и управляемую извне, наш народ, скорее всего, примет.

«Критикуя, предлагай! Вместо Фишера на Болотную»

Ася Маракулина
Ася Маракулина

Куратор выставки: Лизавета Матвеева
Участники выставки: Айдар Бекчинтаев, Александр Григорьев, Александр Кит, Александр Шишкин-Хокусай, Анна Мартыненко, Антон Тищенко, Ася Маракулина, Вильгений Мельников, Елизавета Беркутова, Ирина Шминке, Константин Новиков, Марина Саанишвили, Сергей Карев, Сергей Савельев, Станислав Шминке, Тарас Желтышев, Юрий Бутенко, Яна Осман, Deus Excavators и другие.

Музей стрит-арта, шоссе Революции, 84АБ, Санкт-Петербург
График работы музея: 12:00 – 18:00, сб – вс
Стоимость входного билета: 400 руб.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про art design

Еще про contemporary art

Еще про выставка

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта