Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Casa di Confine – дом над границей

Патриотизм итальянцев вообще и итальянских архитекторов в частности неоспорим. Ценно то, что наряду с более очевидными проявлениями, вроде апелляции к великим традициям в области искусств и ремёсел, в нём присутствует искренняя солидарность с ландшафтом, причём не только девственно-природным, но и преображённым трудом многих поколений крестьян. Практическому анализу этой темы посвящён дом под названием Casa di Confine, спроектированный архитектором Симоне Субиссати (Simone Subissati), и выбранный куратором Алессандро Мелисом (Alessandro Melis) для павильона Италии на 17-м биеннале архитектуры в Венеции.



итальянские поля, фото Субиссати

фото Симоне Субиссати, проект «Интерьеры устойчивых сообществ»

Поле внутри

Этот дом родился как результат тщательного изучения окружающей среды и твёрдой решимости интерпретировать природную идею непрерывности пространств и проницаемости границ. Его автор, Симоне Субиссати в качестве фотографа некоторое время исследовал территорию своего региона, работая над фотопроектом под названием «Интерьеры устойчивых сообществ». Здание он построил за горами Сибиллини, на пологих холмах региона Марке, недалеко от побережья Адриатики.


архитектор Симоне Субиссати

фото Alessandro Magi Galluzzi

Поля на фотографиях Субиссати предстают как неотъемлемая часть красоты по-итальянски, мощная и, одновременно, утончённая графика, предопределяющая облик родины. Ничего общего с обаянием безграничного, как море, русского поля: скорее, это лоскутное одеяло, простирающееся до горизонта или до предгорья.


дом Casa di Confine

фото Alessandro Magi Galluzzi

«Дом на границе» расположен на окраине города Polverigi, на краю застроенной территории и на краю полей – там, где город больше не является городом, но ещё не стал откровенно сельской местностью. Проект задуман как экотон, то есть элемент, способный интерпретировать переход между жилищем и сельскохозяйственным пространством.


вход в Casa di Confine

Прямоугольное здание, покрытое асимметричной двускатной крышей и тесно связанное с окружающей его обрабатываемой землей, тянется с востока на запад. Многочисленные проёмы, разные по форме и функциям, превращают дом в своего рода переходник, соединяющий холмистый ландшафт с интимным домашним пространством. Границу не охраняют заборы.

Полоса декоративных многолетних трав естественно окутывает дом, как-будто он – часть полей, где растут пшеница, ячмень, бобы и подсолнечник. Как внутри, так и снаружи дом выглядит весьма необычно. Пространства и формы не следуют ни типологической модели, ни наиболее общепринятому расположению, представляя собой гибрид, предлагающий неожиданный образ жизни.


зона спа, Casa di Confine

фото Alessandro Magi Galluzzi

Личное пространство без заборов и преград кажется парадоксальным. Но это осознанная реакция на искушение закрыть себя от внешнего мира, чтобы обрести желанную защиту и создать атмосферу конфиденциальности. Ведь приватизация наряду с безжалостным потреблением земли продолжает ставить под угрозу жизнь сложившихся ландшафтов – одного из самых важных ресурсов на территории Италии.

Сквозная концепция

«Идея заключалась в том, чтобы выйти за пределы, нарушить границы – без соблюдения условностей, согласно которым личное жилое пространство отделено от сельскохозяйственного рабочего пространства».
Симоне Субиссати

Первый этаж, отведенный под общую жилую зону, выделяется тёмно-красным покрытием (оболочка выполнена из железа, окрашенного антикоррозийной грунтовкой). Верхний этаж белого цвета. Помимо спальной зоны он также включает в себя большое открытое пространство, ограниченное легкой рамой, покрытой микроперфорированной мембраной.

Здание словно пересекает и невидимую границу, расположенную на высоте: членение по вертикали, помимо всего прочего, символически обыгрывает переход от индустриального к сельскому, от фабрики к полю. При этом промышленность не унижена – именно она составляет основу.


Окна в пол, Casa di Confine

Центральная часть объема на первом этаже оставлена открытой, так что дом можно пройти насквозь. Кроме того, значительные участки металлического фасада легко превращаются в окна с перпендикулярными фасаду открытыми створками. Таким образом гостиная, кухня и спа устанавливают прямую связь с внешним пространством, а объем здания кажется почти парящим над землей. Ощущение усиливает бассейн, напоминающий резервуары для сбора воды, используемые для орошения – он расположен перпендикулярно дому и окружен травой. Фото Alessandro Magi Galluzzi


бассейн у дома, Casa di Confine

фото Rossano Ronci

На верхний этаж ведет деревянная лестница с простой структурой, выкрашенная в белый цвет. Отсюда можно попасть в самую приватную зону дома, где размещены спальни.

Для этих комнат Субиссати вместо простых окон создает визуальные устройства, которые он называет «диафрагмами».


балкон, Casa di Confine

фото Alessandro Magi Galluzzi
Отсюда тоже можно любоваться пейзажами, открывающимися по обе стороны дома. Хотя «диафрагмы» очень малы, они задуманы, чтобы создавать удивительные оптические эффекты. Игра зеркал, полностью закрывающих боковые откосы, множит виды на окружающий пейзаж. А защищенный простой сеткой для курятника балкон ведет в пространство, где расположены зимний сад и вторая гостиная.


Casa di Confine вечером

Эта часть здания сделана из дерева и покрыта микроперфорированной мембраной, которая днем пропускает естественный свет внутрь дома, а ночью превращает его в огромную лампу. Фото Alessandro Magi Galluzzi

«Я был очарован сельскими домами моих бабушек и дедушек и родственников в сельской местности Марке, отличающимися прямолинейной простотой, истинной сущностью, которая сильно отличается от современной модной поэтики минимализма.
Это были дома, которые можно было пересечь, переходя из комнаты в комнату, с рабочим пространством на первом этаже, соединенным с жилым и открытым с обеих сторон»
.
Симоне Субиссати

Симоне Субиссати видит проект как процесс сборки. В этом смысле Casa di Confine становится метафизическим элементом, своего рода архетипом сельского дома, созданным через постоянные ссылки на «память» и «игру». Тем не менее он, несомненно, ориентирован на современность, хотя наполнен цитатами.

Материалы, мебель, экологичность

Руководствуясь концептуальным, а не формальным вдохновением, Симоне Субиссати избегает любых современных проявлений в выборе материалов и мебели. Мебель спроектирована на заказ самим архитектором, поскольку его целью было создать пространство, которое будет ощущаться «одновременно вечным и открытым для будущего».

Конструкция здания сделана из стали, за исключением объема на верхнем этаже, вмещающего открытое пространство. Он построен из клееного дерева и покрыт металлическими листами с микроперфорацией. Остальная часть верхнего этажа отделана самоочищающейся штукатуркой.


гостиная, Casa di Confine

фото Alessandro Magi Galluzzi

В пилястрах, из которых складывается конструкция первого этажа, смонтированы створки дверей и окон, а также предусмотрены водостоки и вентиляционные каналы. Сеть сбора дождевой воды соединена с подземными резервуарами для водоснабжения. Здание соответствует пассивным биоклиматическим стандартам, так как позволяет получить тепло в холодные месяцы и естественное охлаждение.
в теплое время года – благодаря поперечной вентиляции (без кондиционирования) и эффекту дымохода.

Мебель изготовлена из массива ясеня со всеми его составляющими – корой, сучками и трещинами и окрашена в белый цвет. Кроме того, использованы префабрицированные панели из сосны (для дверей, и перегородок, выделяющих вспомогательные помещения – такие как гардеробная, которая одновременно выполняет роль изголовья кровати и санузел со спа-блоком на первом этаже). Кухонные столешницы, раковина и умывальники изготовлены на заказ из цемента и кварца по проекту архитектора.


план участка

план первого этажа план второго этажа

«Для Casa di Confine я представил себе пространство, которое будет ощущаться как будто оно унаследовано. Я хотел, чтобы дом был как можно менее роскошным, хотел чувствовать себя в нём так, как будто он был всегда, хотя он современен и во многих отношениях очень далек от традиции. Очень важно, что о нем можно думать как о временном месте, как о парке под открытым небом. Легкое, гибкое пространство, которое словно когда-то уже было здесь и теперь вернулось обратно. Пространство без излишеств и без роскоши, совсем как дома в деревенских традициях, где люди жили и работали».
Симоне Субиссати

Итальянский режиссер Федерика Бионди интерпретировала работу архитектора в короткометражном фильме «Рустико», в котором она рассказывает историю и поэтику Дома пересечения границы и исследует его уникальную роскошь, которая полагается не на гламур и пышность, а на пространство, свободу и гибкость использования.

Casa di Confine / Border Crossing House

Место:Polverigi, Ancona, Италия
Конструкция здания: сталь
Архитектура и дизайн интерьера: Simone Subissati Architects www.simonesubissati.it
Проектная группа: архитектор Simone Subissati в сотрудничестве с архитектором Alice Cerigioni
Заказчик – частный (Доктор Carlo Zingaro)
Структурная и механическая инженерия Domenico Lamura, Matteo Virgulti (бренд Serge Ferrari)
Размер участка: 4.337 квадратных метров
Застроенная площадь: 350 квадратных метров
Размеры: 33 метра х 8,4 метра

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про загородный дом

Еще про Италия

Еще про экологическая архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта