Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Траектория Гафострова: интервью с Виктором Яндовским

Опубликованный в Архиблоге анонс «Школы начинающего волонтера» в старинной карельской деревне больше рассказал о самом проекте, чем о его смысле. Зато эту задачу решает интервью с человеком, который, несмотря на экстремальную занятость, посвящает время и силы Гафострову.
Виктор Яндовский – главный архитектор Музея–заповедника «Кижи», член-корреспондент Академии архитектурного наследия, Член Союза Архитекторов России, Государственный эксперт министерства культуры РФ по проведению историко-культурной экспертизы. Он – один из научных руководителей проектов “Дорогами Вяйнолы: древнее ремесло и технологии деревни Хауккашуари” и “Школа технологий Калевалы в деревне Гафостров”, научный руководитель проекта “Мельница ветряная 1886 года”.

архитектор Виктор Яндовский


Н.Ш: Виктор, расскажите пожалуйста, как началось Ваше сотрудничество с проектом.

В.Я. Меня пригласил фонд «Траектория» в 2019 году. Тогда ни я, несмотря на свой опыт, ни, тем более, студенты школы и волонтеры ещё не представляли себе всех практических сложностей. В первый сезон жить и работать на Гафострове было особенно тяжело: холод, дожди, тяжёлый физический труд, отсутствие связи и электричества. Однако и тогда, и сейчас среди наших ребят было много студентов-реставраторов и будущих архитекторов, готовых преодолевать разные трудности во имя общей и личных целей.

Н.Ш. А в чём заключается общая цель?

В.Я. Мы хотим вернуть жизнь на Гафостров, возродить его для современников и будущего. Это уникальное место — часть нашей подлинной культуры, которая не сводится только к кокошникам, псевдонародным пляскам и прочим поверхностным проявлениям.

Н.Ш. Для этого вы строите с нуля мельницу и амбар, которые когда-то перевезли в Кижи?

В.Я. Мы воссоздаем мельницу на историческом месте, откуда ее перевезли в восьмидесятые годы на Кижи, в точном соответствии с аналогом, аутентичными плотницкими инструментами . По прошествии времени сегодня очевидно, что это был единственно правильное решение. Вне музея-заповедника эти памятники мы бы потеряли.

Н.Ш. Но ведь, как я понимаю, инфраструктуры в этом месте и сейчас нет?

В.Я. Да, нет. Деревня Гафостров – это несколько домов для летнего проживания. И, хотя в ближайшем посёлке Реболы есть связь и прочее, его жителей, которым приходится изыскивать варианты заработать на жизнь, раздражают приезжие с «московскими миллионами». Это вполне естественно, и нам предстоит серьёзная просветительская работа. Людям нужно объяснить и значение исторического поселения, и практический смысл, который со временем им принесёт реализация проекта.

Н.Ш. Главная задача этого сезона — “Мельница ветряная 1886 года”. Как удалось её так точно датировать — по бумагам?

В.Я. На бревне нижнего основания мельницы сохранилось резное клеймо с датой, что вообще-то большая редкость. Нужно сказать, что архитектурно-архелогические раскопки и составление обмерных чертежей — значительная и очень важная часть работы в реставрации. И эти работы подтвердили, что дата соответствует истине.
Эта мельница — не просто артефакт и градообразующая доминанта, она – образец промышленной архитектуры 19 века, инфраструктурный объект.

Н.Ш. Для воссоздания деревянных объектов используются аутентичные технологии и инструменты. Откуда они берутся?

В.Я. Реставрация – это наука. Комплекс составляющих. А технологиям обработки древесины более тысячи лет. Инструменты делают на заказ по образцам, которые есть в музее, а также — в личных коллекциях, в том числе — в моей.

Н.Ш. Трудно освоить такое архаическое ремесло в 21 веке?

В.Я. Практика показала, что начинать учить плотницкому мастерству лучше с нуля. И это не только умение и навыки, но и еще хорошая физическая подготовка. Как и в любой профессии, это непрерывное совершенствование, работа с несколькими десятками аутентичных инструментов и приспособлений, изучение архивных материалов, аналогов и т.д.

Н.Ш. В итоге мельница останется на необитаемом острове в рабочем состоянии?

В.Я. Разумеется, пока нет. Мы её законсервируем, чтобы исключить любые несчастные случаи. Временно, потому что рано или поздно Гафостров станет обитаемым. В этом смысл проекта. Далее есть планы заняться графической реконструкцией всей территории Гафострова. С воссозданием церкви, архитектурно-археологические обмеры фундаментов которой мы сделали.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про интервью

Еще про культура

Еще про экологическая архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта