Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Перекрёсток 2

Этот текст – в некоторой степени продолжение душевного, но весьма осмысленного эссе под название “Перекрёсток”, которое архитектор Евгений Чемёркин посвятил локальной урбанистической задаче, превращённой в лакмусовую бумажку и движущую силу размышлений о современном городе.

улица в Лапеенранта


Ровный ряд грушевых деревьев, расцветавших каждую весну хлопьями белых пушистых цветов.

Они так густо покрывали стволы, что не было видно нежной молодой листвы. Потом цветы опадали, и зелёная стена деревьев защищала стоящие рядом дома от солнца и шума дороги, на обочине которой они стояли.

Машин на дороге становилось всё больше, развивалось строительство вокруг. Разрушались старые дома, на их месте строились новые, высотные. Дошла очередь и до дороги. Возникла необходимость в её расширении. И в одно утро бригада рабочих, вооружившись техникой, начала снимать грушевые стволы с поверхности земли.

Люди стояли рядом и негодовали. Мужчины, женщины, мальчишки. Но проект был неумолим. Дорогу расширили, аллею, где стояли красавицы груши, заасфальтировали. Теперь по ней свободно можно было проезжать автобусам, грузовым машинам и легковушкам.

Прошел год, а на следующую весну на месте прежней аллеи появились бугры на асфальте. Они всё росли, росли и вскоре на поверхности, пробив панцирь покрытия, появились ростки. Машины стремились их объезжать, а если не получалось, пропускали между колёс. Асфальт в этих местах потрескался и стал не годен для проезда…

Грушевая аллея продолжала жить.

Она своей неисчерпаемой жизнеспособностью доказывала, что без неё не будет нормальной, здоровой, долгой жизни жителям района.
деревья, прорастающие сквозь асфальт в Лапеенранте

Автор:
Страницы: 1 2 3 4 5



уже 7 мнений на тему “Перекрёсток 2”


  1. Natalia Shustrova says:

    Итак, наконец-то я могу прокомментировать статью Евгения Чемёркина. Мне кажется очень важным то, что он отстаивает градостроительные достижения модернистов и, в частности, Корбюзье, которые часто обесценивают. Мне кажется правильным путь постепенного внедрения зелёных зон и стремление убрать транспорт. Но я не согласна с идеализацией жизни в малых городах, где якобы хорошо, потому что люди довольствуются малым. Я видела малые города в Калифорнии и недавно съездила в Лапеенранту, так что думаю, дело не в самоограничении.

  2. Александр says:

    Нужно принять как догму, что город с численностью населения более 30 тысяч- агрессивная человеку среда. Разными способами ее можно сделать чуть менее агрессивной. В первую очередь нужно частный транспорт заменить общественным и уменьшить в разы ( в наших новых районах мегаполисов в десятки раз) плотность населения. Но реально, у нас ( в стране монополий), это выполнить невозможно.

  3. Александр says:

    Чтобы не идеализировать жизнь в малых городах, нужно в них попробовать жить и работать.

  4. Natalia Shustrova says:

    Александр, я живу на Гражданке, в микрорайоне, спланированном еще при СССР и, по счастью, не затронутом точечной застройкой. Это практически то же самое, что и город с 30 000 населения с единственным, но важным отличием: до Невского 40 минут)

  5. Александр says:

    Вот и я о том.Нужно менять систему расселения и вернуться к идее России – страны тысячи городов( ранее маленьких поселений) находящихся в единой( неразрывной ) системе природных ландшафтов. Скоростной общественный транспорт решит проблему коммуникаций и духовных потребностей. укрупнение городов ( что мы наблюдаем у нас) и унчтожение провинции ведёт к вырождению .

  6. Natalia Shustrova says:

    Александр, совершенно согласна. Не надо в идеале выбирать между амбициями и гуманной средой. Вполне можно и нужно совмещать одно с другим.

  7. Евгений says:

    В статье говорится о трёх, из множества, на мой взгляд, явлениях.
    Жизнь человека в оторванном от естественной среды городе и возможность реанимации этой среды тотальным внедрением природных комплексов,
    Делается посыл к функционалистам, разбившим градостроительный процесс на пространственно-функциональные зоны для их исследования и благоприятного применения, особенно в развивающихся странах.
    Целостность жизнедеятельности малых городов, при удовлетворении скромных потребностей их жителей, живущих в традиционном укладе в окружении богатой природы.
    Малый город – резервация исторически сложившегося быта. Это нельзя уничтожать. В недавние Советские времена, при насильственной социализации общества, панельные пятиэтажки в поле, демонстрировали итог этого процесса.
    А возможность использования приёмов концептуального искусства для гуманизации пространства больших городов, отдельный разговор.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про градостроительство

Еще про мнение

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта