Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Велопешеходный мост на остров Татышев в Красноярске

Алексей Дмитриевич Мякота, архитектор, директор проектно-образовательной студии «АДМ»,
член правления Союза Архитекторов

Река – город – мост

Мост – один из ключевых объектов инфраструктуры города на реке, определяющий как транспортную и пешеходную доступность отдельных районов, так и образ города в целом.
Как знак, как образная символическая мотивация и визуальный ориентир мост в каждом конкретном месте должен обладать собственным эстетически обоснованным качеством.
Работая над концепцией, мы стремились запроектировать велопешеходный мост, увязанный с прибрежными территориями и ландшафтом места, способный провоцировать расширение и формирование комфортного рекреационного пространства на Енисее, наполняя его содержательной и привлекательной событийностью.

велопешеходный мост в ландшафте


В поиске смыслов и содержательности мы обратились к принципам, разработанным нами ранее в проектах центральной набережной города, концепции и локальных объектах острова Татышев, концепции и эскизном проекте входной группы в зоопарк «Роев ручей» и ряде других объектов, формирующих наше проектное мировоззрение по отношению к рекреационным и общественным территориям города.

Носителями важной событийной информации о традициях и жизни конкретной территории являются сами люди, поэтому в начале работы над концепцией велопешеходного моста мы запустили интерактивный диалог с горожанами на своей странице в интернете, для того чтобы в общении с ними расширить свое понимание места, выяснить как эмоционально и осмысленно ощущают его жители, какие у них потребности, узнать о существовании бытующих здесь традиций и о том, что сегодня происходит на этой территории.

Разрушенный мост

Новый велопешеходный мост проектируется рядом с разрушенным. Старый мост строился в этом месте как техническое сооружение, предназначенное в первую очередь для строительства на острове водозабора. Объект предполагался как временный, и его железобетонные конструкции давно находятся в аварийном состоянии, а часть из них полностью разрушена. Мост подлежит демонтажу и очистке русла.

Сама прибрежная территория этого места довольно популярна – сюда приезжают на машинах, спускаются пешком с верхней террасы и отдыхают у воды. Выросшие деревья и обилие кустов сформировали естественный природный ландшафт. Площадка никак не обустроена и замусорена.

Ландшафт места и новый мост

 велопешеходный мост в ракурсе

Появление моста в этом месте предопределено ландшафтом территории и проходящей вблизи дорогой городского значения. Активный и сложный рельеф – высокий стилобат берега Енисея на этом участке прорезается пластичным спуском, обустроенным гравийным покрытием дороги по основанию естественного лога. Нижняя терраса имеет широкую прибрежную полосу, дополненную полуостровами и островами, прилегающими к этой территории.

Учитывая то, что за последнее время очень многие из красноярцев стали “доверять” и проводить свой отдых в городских общественных пространствах, появление моста, способного обеспечить жителям района «Зеленой рощи» и «Северного» пешеходную и велосипедную доступность на остров Татышев, делает его социально значимым объектом.

Обустройство велопешеходного спуска по логу, водоема для купания и пляжной зоны, объектов инфраструктуры и проката, прогулочных и велосипедных дорожек позволят создать прибрежный парк, естественный и доступный на территории уже используемой горожанами как место отдыха у реки. Такая территория в рамках частно-государственного партнерства при грамотном планировании обладает инвестиционным потенциалом, а значит, имеет ресурс развития.

Появление велопешеходного моста дает импульс к развитию рекреационной территории, на которой новые виды активного отдыха сформируются на основе специфики местного водного ландшафта. Большое количество островов, различных по величине проток с медленным течением и стариц дает возможность в этом месте кататься на байдарках, каноэ – вид спорта и отдыха сочетающий оздоровительные и познавательные свойства, выстраивающий непосредственный диалог с Енисеем.

Мост в этом месте становится продолжением динамики спуска, выражая в своем формообразовании пластику берегового ландшафта и выразительный силуэт отрогов Саян на противоположном берегу Енисея. Многогранный ассоциативный образ содержит в себе некий высокотехнологичный и, в то же время, естественный, природный поэтический знак, воспринимающийся в единстве с окружением.

Параметры моста, конструкции

фасад моста, схема

конструкция моста, схема Категория моста – большой, двухпролетный.

Длина моста – 140, 7 м.

Ширина полотна проезда – 5,6 м (две пешеходных полосы с разным направлением движения по 1,5 м слева и справа, двухсторонняя велосипедная полоса – 2,6 м в центре).

Полотно проезда предназначено для пешеходов, велосипедистов, роллеров, скейтбордистов и в экстренных случаях может использоваться для проезда обслуживающего транспорта.

Высота моста – расстояние от уровня соприкосновения с конструкцией быка до верхней точки несущей конструкции – 17,16 м.

Высота от полотна моста до верха несущих конструкций – 9,6 м.

Мост имеет один опорный бык, расположенный в русле протоки на участке глубиной 1,5-2 м и два устоя на берегах.

В проекте основные конструктивные элементы выполняются из стандартных металлических профилей.

разрез велопешеходного моста на остров Основной несущий элемент моста выполняется из стального трубчатого бесшовного профиля диаметром 1020-1200 мм (уточнится при выполнении рабочей документацией).

Форма моста работает как компенсатор линейных расширений. Ее конфигурация и геометрия складывается из секторов несущего профиля трубы. Опорный сегмент несущей трубы на быке в русле протоки усиливается внутренней конструкцией, как и место опирания трубы в районе устоя правого берега (места, где предварительные расчеты показали необходимость усиления конструктивного профиля).

Экономика

Архитектурно-конструктивная логистика формы, совпадающая с эпюрой силовых нагрузок, распределенных по основному телу трубы, кроме двух опорных участков, позволяет, усилив эти участки, добиться несущей способности всего профиля. Такое решение позволит как в экономическом плане, так и в архитектурно-композиционных решениях, получить необходимую оптимизацию (уменьшить объем конструкций) и эстетическую целостность.

На стоимость моста в разной степени влияют:

– объем используемого материала,

– количество быков в русле реки,

– использование стандартных конструктивных материалов,

– использование вместо вантовых элементов металлических полнотелых и трубчатых стержней.

Подъездные пути к мосту в основном выполняются на насыпном грунтово-гравийном основании, материал основания добывается при очистке русла протоки.


ВЕЛОПЕШЕХОДНЫЙ МОСТ НА ОСТРОВ ТАТЫШЕВ, Г. КРАСНОЯРСК
ООО “АДМ” г. Красноярск
Авторский коллектив:
Автор, ГАП – А.Д. Мякота
Соавтор, архитектор – Л.В. Грибакина
При участии: А.Ю. Якимова, М.В. Туровинина, И. Сокова, Р. Волошко
Конструктор: А. Рубцов
Год: 2016

Автор:



уже 7 мнений на тему “Велопешеходный мост на остров Татышев в Красноярске”


  1. Александр says:

    Мост симпатичный , но возникает ряд вопросов. Обычно строительство мостов продиктовано
    большим потоком пешеходов и велосипедистов.Рекреационный отдых на острове без развитой инфраструктуры, работающей круглый год, не может быть основанием для экономической целесообразности такого строительства. Если её развивать. то потребуется мост, способный пропустить автомобильный транспорт в том числе ( хоть ночью), и строительство инженерных сетей. Смущает и гравийно песчаное покрытие подьездных путей. Оно не подходит не только для велосипедов, но и для пешеходов( ровнять будете после каждого дождя и проезда велосипедиста. Странна экономия на покрытии при строительстве дорогого моста.

    • 666777666 says:

      Критика неуместна ! Сначала нужно построить. Потом в процессе строительства и покрытие сделают достойное. У нас есть умные инженеры , любящие свой город !!

      • Natalia Shustrova says:

        Во-первых, критика уместна всегда. А во-вторых, покрытие и подобные вопросы решают на стадии проектирования, а не задним числом.

  2. Лидия says:

    Александр, Остров Татышев в последние годы самое популярное и посещаемое общественное и рекреационное пространство в Красноярске. Остров в летнюю неделю посещает около 100 000 (данные из Википедии) человек, это преимущественно пешеходы и велосипедисты. На острове закрыт проезд для автомобилей – это пешеходная зона, зона спорта и отдыха. Автомобили могут въехать на остров и на его парковки только в центральной его части, где по нему проходит автомобильный Октябрьский мост. Протяженность острова около 7 км. С запада из центра города на остров можно попасть через Виноградовский пешеходный (только пешеходный) мост. Попасть на остров со стороны района “Зеленой рощи”, затруднительно, нужно сделать большой крюк на общественном транспорте, а по новому мосту можно будет дойти пешком за 15 минут (когда не был разрушен старый мост он пользовался популярностью, хотя инфраструктура на острове еще не была так развита как сегодня, потому что это большое пространство отдыха в естественной природе в 15 минутах ходьбы от дома). Инфраструктура острова сейчас работает круглый год. Летом на острове можно попасть в велосипедную и “роликовую” “пробку”. В восточной части острова с этого года проводятся городская Елка и основные новогодние мероприятия. Необходимость появления моста не вызывает сомнений.
    Что касается транспорта – в тексте автора указано, что по мосту может осуществляться проезд технического транспорта при необходимости, а доступ обычным автомобилям на остров все равно закрыт. И почему вы думаете, что подъездные пути имеют гравийно-песчаное ПОКРЫТИЕ, если автор пишет, что “Подъездные пути к мосту в основном выполняются НА насыпном грунтовом-гравийном ОСНОВАНИИ, материал основания добывается при очистке русла протоки”?

  3. Алексей says:

    Александр, мы в Красноярске несколько месяцев назад приняли новый генеральный план города, где предусматривается строительство моста в этом месте. Но вы, наверное, будете критиковать и генплан. На самом же деле, город обладает развернутой системной градостроительной стратегией. Не так давно был выполнен инициативный проект «Рекреационный прибрежно-островной каркас Красноярска», увязавший уникальные рекреационный территории, находящиеся в границах города. Это знаменитый охраняемый заповедник «Столбы», расположенный рядом зоопарк «Роев ручей», уникальный горнолыжный комплекс в городской черте – «Бобровый лог», неописуемый по своей красоте каньон реки Базаиха… И я вам называю только один из рекреационных кластеров и территориальных локусов, которые у нас в городе есть. Поразительным является то, что в центре города с миллионным населением, красноярцам удалось сохранить от капитальной застройки остров Татышев. Площадь острова – 637 га. Этот остров сегодня настолько популярен, является таким общественным пространством, что собственно идентифицирует город, выявляет в нем трендовую направленность на экологическую оздоровительную событийность. Но ведь многое из этого отражено в тексте. Призываю вас быть более оптимистичным по отношению к фактам и людям. В опросе в соц. сетях горожане высказались о необходимости его строительства.

  4. Александр says:

    Дело не в моём оптимистичном отношении, а в недостаточной информации. представленной в статье. Любое рассмотрение инфраструктурного проекта начинается с причины его появления. У вас это не было отражено в статье вообще. Поэтому и возникли вопросы. Я что такое Генеральный план города у нас в стране вы знаете без меня. Особенно при нынешнем Градостроительном Кодексе. Поэтому в наших городах жить нельзя, а можно только существовать.( агрессивная и вредная среда) Будет хорошо, если развитие рекреационных зон в вашем городе улучшит ситуацию хоть на несколько процентов.

  5. Александр says:

    Какова судьба “Алюминиевой долины” в Красноярске?

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про инженерное искусство

Еще про проект

Еще про российская архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта