¬елопешеходный мост на остров “атышев в  расно€рске

јлексей ƒмитриевич ћ€кота, архитектор, директор проектно-образовательной студии Ђјƒћї,
член правлени€ —оюза јрхитекторов

–ека – город – мост

ћост Ц один из ключевых объектов инфраструктуры города на реке, определ€ющий как транспортную и пешеходную доступность отдельных районов, так и образ города в целом.
 ак знак, как образна€ символическа€ мотиваци€ и визуальный ориентир мост в каждом конкретном месте должен обладать собственным эстетически обоснованным качеством.
–абота€ над концепцией, мы стремились запроектировать велопешеходный мост, ув€занный с прибрежными территори€ми и ландшафтом места, способный провоцировать расширение и формирование комфортного рекреационного пространства на ≈нисее, наполн€€ его содержательной и привлекательной событийностью.

велопешеходный мост в ландшафте


¬ поиске смыслов и содержательности мы обратились к принципам, разработанным нами ранее в проектах центральной набережной города, концепции и локальных объектах острова “атышев, концепции и эскизном проекте входной группы в зоопарк Ђ–оев ручейї и р€де других объектов, формирующих наше проектное мировоззрение по отношению к рекреационным и общественным территори€м города.

Ќосител€ми важной событийной информации о традици€х и жизни конкретной территории €вл€ютс€ сами люди, поэтому в начале работы над концепцией велопешеходного моста мы запустили интерактивный диалог с горожанами на своей странице в интернете, дл€ того чтобы в общении с ними расширить свое понимание места, вы€снить как эмоционально и осмысленно ощущают его жители, какие у них потребности, узнать о существовании бытующих здесь традиций и о том, что сегодн€ происходит на этой территории.

–азрушенный мост

Ќовый велопешеходный мост проектируетс€ р€дом с разрушенным. —тарый мост строилс€ в этом месте как техническое сооружение, предназначенное в первую очередь дл€ строительства на острове водозабора. ќбъект предполагалс€ как временный, и его железобетонные конструкции давно наход€тс€ в аварийном состо€нии, а часть из них полностью разрушена. ћост подлежит демонтажу и очистке русла.

—ама прибрежна€ территори€ этого места довольно попул€рна – сюда приезжают на машинах, спускаютс€ пешком с верхней террасы и отдыхают у воды. ¬ыросшие деревь€ и обилие кустов сформировали естественный природный ландшафт. ѕлощадка никак не обустроена и замусорена.

Ћандшафт места и новый мост

 велопешеходный мост в ракурсе

ѕо€вление моста в этом месте предопределено ландшафтом территории и проход€щей вблизи дорогой городского значени€. јктивный и сложный рельеф – высокий стилобат берега ≈нисе€ на этом участке прорезаетс€ пластичным спуском, обустроенным гравийным покрытием дороги по основанию естественного лога. Ќижн€€ терраса имеет широкую прибрежную полосу, дополненную полуостровами и островами, прилегающими к этой территории.

”читыва€ то, что за последнее врем€ очень многие из красно€рцев стали “довер€ть” и проводить свой отдых в городских общественных пространствах, по€вление моста, способного обеспечить жител€м района Ђ«еленой рощиї и Ђ—еверногої пешеходную и велосипедную доступность на остров “атышев, делает его социально значимым объектом.

ќбустройство велопешеходного спуска по логу, водоема дл€ купани€ и пл€жной зоны, объектов инфраструктуры и проката, прогулочных и велосипедных дорожек позвол€т создать прибрежный парк, естественный и доступный на территории уже используемой горожанами как место отдыха у реки. “ака€ территори€ в рамках частно-государственного партнерства при грамотном планировании обладает инвестиционным потенциалом, а значит, имеет ресурс развити€.

ѕо€вление велопешеходного моста дает импульс к развитию рекреационной территории, на которой новые виды активного отдыха сформируютс€ на основе специфики местного водного ландшафта. Ѕольшое количество островов, различных по величине проток с медленным течением и стариц дает возможность в этом месте кататьс€ на байдарках, каноэ – вид спорта и отдыха сочетающий оздоровительные и познавательные свойства, выстраивающий непосредственный диалог с ≈нисеем.

ћост в этом месте становитс€ продолжением динамики спуска, выража€ в своем формообразовании пластику берегового ландшафта и выразительный силуэт отрогов —а€н на противоположном берегу ≈нисе€. ћногогранный ассоциативный образ содержит в себе некий высокотехнологичный и, в то же врем€, естественный, природный поэтический знак, воспринимающийс€ в единстве с окружением.

ѕараметры моста, конструкции

фасад моста, схема

конструкци€ моста, схема  атегори€ моста – большой, двухпролетный.

ƒлина моста Ц 140, 7 м.

Ўирина полотна проезда – 5,6 м (две пешеходных полосы с разным направлением движени€ по 1,5 м слева и справа, двухсторонн€€ велосипедна€ полоса – 2,6 м в центре).

ѕолотно проезда предназначено дл€ пешеходов, велосипедистов, роллеров, скейтбордистов и в экстренных случа€х может использоватьс€ дл€ проезда обслуживающего транспорта.

¬ысота моста – рассто€ние от уровн€ соприкосновени€ с конструкцией быка до верхней точки несущей конструкции Ц 17,16 м.

¬ысота от полотна моста до верха несущих конструкций – 9,6 м.

ћост имеет один опорный бык, расположенный в русле протоки на участке глубиной 1,5-2 м и два усто€ на берегах.

¬ проекте основные конструктивные элементы выполн€ютс€ из стандартных металлических профилей.

разрез велопешеходного моста на остров ќсновной несущий элемент моста выполн€етс€ из стального трубчатого бесшовного профил€ диаметром 1020-1200 мм (уточнитс€ при выполнении рабочей документацией).

‘орма моста работает как компенсатор линейных расширений. ≈е конфигураци€ и геометри€ складываетс€ из секторов несущего профил€ трубы. ќпорный сегмент несущей трубы на быке в русле протоки усиливаетс€ внутренней конструкцией, как и место опирани€ трубы в районе усто€ правого берега (места, где предварительные расчеты показали необходимость усилени€ конструктивного профил€).

Ёкономика

јрхитектурно-конструктивна€ логистика формы, совпадающа€ с эпюрой силовых нагрузок, распределенных по основному телу трубы, кроме двух опорных участков, позвол€ет, усилив эти участки, добитьс€ несущей способности всего профил€. “акое решение позволит как в экономическом плане, так и в архитектурно-композиционных решени€х, получить необходимую оптимизацию (уменьшить объем конструкций) и эстетическую целостность.

Ќа стоимость моста в разной степени вли€ют:

– объем используемого материала,

– количество быков в русле реки,

– использование стандартных конструктивных материалов,

– использование вместо вантовых элементов металлических полнотелых и трубчатых стержней.

ѕодъездные пути к мосту в основном выполн€ютс€ на насыпном грунтово-гравийном основании, материал основани€ добываетс€ при очистке русла протоки.


¬≈Ћќѕ≈Ў≈’ќƒЌџ… ћќ—“ Ќј ќ—“–ќ¬ “ј“џЎ≈¬, √.  –ј—Ќќя–— 
ќќќ “јƒћ” г.  расно€рск
јвторский коллектив:
јвтор, √јѕ Ц ј.ƒ. ћ€кота
—оавтор, архитектор Ц Ћ.¬. √рибакина
ѕри участии: ј.ё. якимова, ћ.¬. “уровинина, ». —окова, –. ¬олошко
 онструктор: ј. –убцов
√од: 2016

јвтор:



”же 7 мнени€ на тему “¬елопешеходный мост на остров “атышев в  расно€рске”


  1. јлександр says:

    ћост симпатичный , но возникает р€д вопросов. ќбычно строительство мостов продиктовано
    большим потоком пешеходов и велосипедистов.–екреационный отдых на острове без развитой инфраструктуры, работающей круглый год, не может быть основанием дл€ экономической целесообразности такого строительства. ≈сли еЄ развивать. то потребуетс€ мост, способный пропустить автомобильный транспорт в том числе ( хоть ночью), и строительство инженерных сетей. —мущает и гравийно песчаное покрытие подьездных путей. ќно не подходит не только дл€ велосипедов, но и дл€ пешеходов( ровн€ть будете после каждого дожд€ и проезда велосипедиста. —транна экономи€ на покрытии при строительстве дорогого моста.

    • 666777666 says:

       ритика неуместна ! —начала нужно построить. ѕотом в процессе строительства и покрытие сделают достойное. ” нас есть умные инженеры , люб€щие свой город !!

      • Natalia Shustrova says:

        ¬о-первых, критика уместна всегда. ј во-вторых, покрытие и подобные вопросы решают на стадии проектировани€, а не задним числом.

  2. Ћиди€ says:

    јлександр, ќстров “атышев в последние годы самое попул€рное и посещаемое общественное и рекреационное пространство в  расно€рске. ќстров в летнюю неделю посещает около 100 000 (данные из ¬икипедии) человек, это преимущественно пешеходы и велосипедисты. Ќа острове закрыт проезд дл€ автомобилей – это пешеходна€ зона, зона спорта и отдыха. јвтомобили могут въехать на остров и на его парковки только в центральной его части, где по нему проходит автомобильный ќкт€брьский мост. ѕрот€женность острова около 7 км. — запада из центра города на остров можно попасть через ¬иноградовский пешеходный (только пешеходный) мост. ѕопасть на остров со стороны района “«еленой рощи”, затруднительно, нужно сделать большой крюк на общественном транспорте, а по новому мосту можно будет дойти пешком за 15 минут (когда не был разрушен старый мост он пользовалс€ попул€рностью, хот€ инфраструктура на острове еще не была так развита как сегодн€, потому что это большое пространство отдыха в естественной природе в 15 минутах ходьбы от дома). »нфраструктура острова сейчас работает круглый год. Ћетом на острове можно попасть в велосипедную и “роликовую” “пробку”. ¬ восточной части острова с этого года провод€тс€ городска€ ≈лка и основные новогодние меропри€ти€. Ќеобходимость по€влени€ моста не вызывает сомнений.
    „то касаетс€ транспорта – в тексте автора указано, что по мосту может осуществл€тьс€ проезд технического транспорта при необходимости, а доступ обычным автомобил€м на остров все равно закрыт. » почему вы думаете, что подъездные пути имеют гравийно-песчаное ѕќ –џ“»≈, если автор пишет, что “ѕодъездные пути к мосту в основном выполн€ютс€ Ќј насыпном грунтовом-гравийном ќ—Ќќ¬јЌ»», материал основани€ добываетс€ при очистке русла протоки”?

  3. јлексей says:

    јлександр, мы в  расно€рске несколько мес€цев назад прин€ли новый генеральный план города, где предусматриваетс€ строительство моста в этом месте. Ќо вы, наверное, будете критиковать и генплан. Ќа самом же деле, город обладает развернутой системной градостроительной стратегией. Ќе так давно был выполнен инициативный проект Ђ–екреационный прибрежно-островной каркас  расно€рскаї, ув€завший уникальные рекреационный территории, наход€щиес€ в границах города. Ёто знаменитый охран€емый заповедник Ђ—толбыї, расположенный р€дом зоопарк Ђ–оев ручейї, уникальный горнолыжный комплекс в городской черте – ЂЅобровый логї, неописуемый по своей красоте каньон реки ЅазаихаЕ » € вам называю только один из рекреационных кластеров и территориальных локусов, которые у нас в городе есть. ѕоразительным €вл€етс€ то, что в центре города с миллионным населением, красно€рцам удалось сохранить от капитальной застройки остров “атышев. ѕлощадь острова – 637 га. Ётот остров сегодн€ настолько попул€рен, €вл€етс€ таким общественным пространством, что собственно идентифицирует город, вы€вл€ет в нем трендовую направленность на экологическую оздоровительную событийность. Ќо ведь многое из этого отражено в тексте. ѕризываю вас быть более оптимистичным по отношению к фактам и люд€м. ¬ опросе в соц. сет€х горожане высказались о необходимости его строительства.

  4. јлександр says:

    ƒело не в моЄм оптимистичном отношении, а в недостаточной информации. представленной в статье. Ћюбое рассмотрение инфраструктурного проекта начинаетс€ с причины его по€влени€. ” вас это не было отражено в статье вообще. ѕоэтому и возникли вопросы. я что такое √енеральный план города у нас в стране вы знаете без мен€. ќсобенно при нынешнем √радостроительном  одексе. ѕоэтому в наших городах жить нельз€, а можно только существовать.( агрессивна€ и вредна€ среда) Ѕудет хорошо, если развитие рекреационных зон в вашем городе улучшит ситуацию хоть на несколько процентов.

  5. јлександр says:

     акова судьба “јлюминиевой долины” в  расно€рске?

ќставить комментарий

¬аш email никогда не будет опубликован. ќб€зательные пол€ помечены *

≈ще про инженерное искусство

≈ще про проект

≈ще про российска€ архитектура

поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта