Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма


Глава 2

С развитием художественной промышленности в конце XIX века стала ощущаться необходимость в специальной подготовке профессиональных кадров, в том числе в области прикладного искусства.

Одним из таких центров по обучению художников промышленности стало Центральное Училище Технического Рисования барона А. Л. Штиглица, основанное в Санкт-Петербурге в 1879 году. Целью Училища было готовить рисовальщиков и орнаментальщиков для мануфактурных производств и мастерских.

Наряду с общими рисовальными классами в Училище работали классы, специализирующиеся по различным видам декоративно-прикладного искусства. Отделение декоративной живописи в ЦУТР готовило и “рисовальщиков орнаментов на тканях, обоях, комнатных живописцев, живописи по фарфору и пр.”(4).

В 1895 году в Училище открывается класс рисования по “ткацкому и ситценабивному делу”. Этот класс просуществовал до 1918 года. Преподавание в этом классе вел Ю. И. Яункайнен. Так как обучение (посещение) этого курса не было обязательным, то и училось в нем небольшое количество студентов. Так в 1902/03 учебном году их число составляло 12 человек.

Во время обучения по данной специальности студенты создавали эскизы декоративных тканей, в том числе обивочных. Часть учебных заданий была посвящена и разработке проектов обоев (в том числе кожаных).

В Музее прикладного искусства при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии (быв. ЦУТР бар.А.Л.Штиглица) в фонде изобразительного искусства хранятся эскизы обоев А. Зонне, Е. Кордес, М. Рафаэль (5), Р. Вильде, Ю. Мадернек, О.Грин, К. Бренцен (6) и других.
Также в Музее хранятся рисунки обоев, сделанные учениками А. Зонне и А. Мольнер во время их пенсионерской поездки в Париж в 1897-98 годах.

В течение двухлетнего курса специального обучения учащиеся каждой специальности посылались на два месяца во время летних каникул на фабрики или в мастерские для практического освоения мастерства. На текстильных фабриках – Прохоровской Трехгорной мануфактуре, Александро-Невской К. Я. Паля, Шлиссельбургской ситценабивной, Куваевской, Даниловской и других, в качестве рисовальщиков работали – Воробьев, П. Шарапов, В. Захаров, Морозов, Теплов.

сборник работ, училище Штиглица, 1911 год, обложка В конце каждого учебного года в Музее Училища устраивалась студенческая выставка, которую посещали многие известные художественные критики и владельцы фабрик, занимающиеся художественной промышленностью. «Ежегодные выставки ученических работ являлись не только отчетом Училища, успехов школы, но и своеобразной экзаменационной формой успехов учеников»(7).

В статье «Художественная промышленность»(8) Е. Баумгартен дает анализ и оценку художественных работ учеников ЦУТР, представленных на Международной выставке 1901 года в Париже: «Класс рисования по ситценабивному делу, обоям, под руководством Яункайнена выставил замечательные по простоте и изяществу рисунка работы Рафаэль, Борисова, Федосеева, Вальтера и др.»

После окончания Ежегодной отчетной выставки учащихся, Совет училища отбирал лучшие работы для публикации в «Сборнике классных работ учащихся ЦУТР бар. Штиглица». А в 1902 году с выставки были приобретены рисунки обоев у Борисова и Рафаэль Царскосельской обойной фабрикой А.Укопина.

Параллельно с классами по ткацкому и ситценабивному делу работал и класс рисования живых цветов, специально открытый для учащихся-текстильщиков. На занятиях этого класса студенты учились рисунку с натуры живых цветов, их стилизации и последующему составлению орнаментов из этих мотивов для тканей и обоев.

С 1904 года в Училище работает специальный класс “художественной обработки кожи”. Вполне возможно предположить, что студенты в курсе данного обучения выполняли проекты популярных тогда кожаных обоев. Проекты кожаных обоев, выполненные учениками ЦУТР собраны в “Сборниках классных работ учащихся ЦУТР”.

4) Михин. История ЦУТР бар. А. Л. Штиглица. Рукопись. – С.383.
5) Вскоре после окончания Училища М. Рафаэль и Е. Кордес уехали во Францию.
6) Карл Бренцен (1879-1951) – учился в ЦУТР с 1897-1903 год, здесь же он преподавал и руководил витражной мастерской с 1907-1919 год. Учебный комитет неоднократно приобретал его ученические работы для публикации в “Сборнике классных работ”. В 1900 году К.Бренцен переходит из класса по ткацкому и ситценабивному делу в новый, только что открытый класс живописи по стеклу. Преподавателем его был французский художник-витражист К.Пассе. В декабре 1903 года К.Бренцен с отличием окончил училище “специально изучив живопись по стеклу”. В феврале 1909 года в качестве заграничного пенсионерства он был направлен в Париж для усовершенствования своей специальности.
7) Михин. История ЦУТР. Рукопись С.365.
8 Зодчий. – №5. – фев. – 1902. – С.14-56.

Автор:
Страницы: 1 2 3

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про культура

Еще про промышленный дизайн

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта