Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Подготовка художников для обойной промышленности в ЦУТР барона А. Л. Штиглица

Бандорина К.В., кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица

В рамках стиля модерн, пришедшего на смену эклектике, формируется новая пространственная система интерьера, главными принципами которой становятся целесообразность, разумная экономия и комфорт. Понятие комфорта в этот период сочетает в себе единство планировочных удобств и комфорта духовного. Ведущей темой модерна выступает частный дом и все, что с ним связано, – его пространственное, предметное и декорное наполнение. Современники этой эпохи сетовали: «в то время как живопись, музыка, литература достигли высочайших вершин, квартира, жилье, совершенно не изменились, и тысячи вещей, которые нас окружают, одни лишь исключены из этого мощного стремления времени»(1).

обои с лилиями, рисунок, русский модерн

Новые эстетические принципы эпохи определили необходимость пересмотра традиционных пространственно-планировочных схем. С их изменениями меняется и характер декоративного убранства интерьеров: модерн стремится создать пространственное единство каждого из них. Основным «правилом» оформления интерьера становит архитектурность. Вместо «уютной тесноты», богатой отделки рекомендуется делать помещения
«… возможно просторнее и выше, дабы не получалось темного гнетущего впечатления… навсегда оставить привычку отделывать стены в аляповатый и грубый тон фальшивого мрамора и балаганно расписных видов, помня… что простота и скромность являются лучшими украшениями»(2).

Особое внимание этот период проявил к оформлению стен: в жилых помещениях они окрашивались масляной краской или оклеивались бумажными обоями. Выбор средств был во многом предопределен заданной архитектурной пластикой интерьера и его функциональным назначением.

Однако, основываясь на материале истории интерьера конца XIX – начала XX веков, можно предположить следующее. Бумажные обои с ярко выраженным орнаментом чаще всего использовались в оформлении жилищ старой постройки и реже употреблялись в интерьерах домов, построенных в стилистике модерна.

обои с цветочным мотивом, русский модерн Этот момент можно объяснить несколькими причинами. Первые интерьеры в стиле модерн создавались путем наполнения внутреннего пространства помещения предметами декоративно-прикладного искусства, в том числе обоями, орнаментированными в новом стиле.

Как уже отмечалось выше, предметы интерьера, их декоративное решение более чутко реагировали на изменения вкусов и стилей. В появившихся позже сооружениях архитектурная пластика интерьера имела законченное архитектурно-образное решение и поэтому не требовала специального оформления обоями, орнаментированными стилизованными мотивами. В таких домах стены чаще красили масляной краской: при помощи трафаретов на них наносили орнаментальные фризы.

Над созданием нового облика предметов декоративно-прикладного искусства и предметов интерьера активно работают художники модерна, возводя каждый объект до уровня художественного образца.
«Облик предметов становится таковым, что внушает невольную мысль о неисчерпаемости своего значения в мире вещных реальностей. Он уводит за пределы материального мира иносмыслов»(3).

Многие знаменитые художники, такие как А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, М. Врубель, занимавшиеся станковой живописью, не менее плодотворно работали над проектами жилых интерьеров и предметов, предназначенных для их декоративного оформления.

1) Цит. по: Соколова Т., Орлова К. “Глазами современников: русский жилой интерьер первой трети XIX века” – Л., 1982, с.47
2) См., например: Киселев И. “Обои московского ампира”//Панорама искусств, 77, 1978
3) Иоганниси Г. “Мотивы внутренней отделки жилищ” – Спб, 1913, с.3

Автор:
Страницы: 1 2 3

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про культура

Еще про промышленный дизайн

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта