Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Выставочный дизайн в современной галерее

к вопросу экспонирования книги как дизайн-объекта

Бандорина К.В., кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица

За всю свою историю существования книга прошла несколько этапов формирования своего статуса, вбирая и одновременно отражая все ценности цивилизации: язык, культуру, науку, искусство и достижения промышленности. Сегодня мы имеем три статуса книги как экспоната в музейном и выставочном пространстве: книга как ценное издание и памятник истории, книга как арт-объект («книга художника») и книга как продукт дизайна (графического дизайна).

книга Dieter Kienast

Современный эксподизайн предлагает несколько форматов экспонирования, которые дифференцируются по статусу книги. Каждый из них демонстрирует разный характер отношения общества к конкретному экспонату как объекту материальной и исторической культуры, как к творению художника и как к продукту масс-маркета.

Ограниченная коммуникация, которая предполагает только частичное общение с выставленным экспонатом – классическая витрина. С одной стороны, такая позиция по отношению к зрителю обеспечивает и акцентирует высокий статус объекта экспонирования, демонстрирует его недоступность и ценность, ограничивая непосредственное, прямое общение. Можно сказать, что такой вид экспонирования ассоциируется с периодами из истории книги, когда она была объектом элитарного владения, была доступна избранным и богатым персонам, хранилась в закрытых библиотеках и могла стоить целое состояние. [1, c.93]

книга на открытой витрине

Такой формат имеет объяснение рационального характера – экспонирование такого рода музейных ценностей требует специфической климатической среды (светового, бактериального, кислородного состояния внутри витрины), и, конечно, предотвращая акты вандализма.

В этом, традиционном способе экспонирования – закрытых витринах, мы находим классический подход к демонстрации исторических и художественных ценностей. Однако, основываясь на стереотипичных ассоциациях восприятия, такой же прием может быть применен и в случае с современной книгой, чтобы придать ей статус культурной ценности. Таким образом, можно сказать, что в современной системе экспонирования тип презентации объекта может определить и статус экспоната, в частности книги. [2, c.37]

Появившись во Франции, «книга художника» (Livre d’Artiste) изначально изменила типичный подход к иллюстрированию книг, и с этого момента вместо ремесленников-граверов в оформлении книг стали принимать участие художников. [6, c. 25]
Россия открыла для себя «книгу художника» только в начале 1990-х гг. Сегодня именно художники (а не иллюстраторы) проектируют и реализуют книжный проект в полном цикле.

Балтийская Биеннале искусства книги в этом году (1.08-01.11.2016) впервые представила наиболее полную экспозицию «книг художника». Построенная целиком, от материалов до шрифта, лично художником, такая книга имеет особенности экспонирования, которые не могут быть даже систематизированы, т.к. сам принцип демонстрации «книги художника» становится частью реализации идеи книги.

авторские книги - емкости с игрушками, Инна Гринчель

Подчас «книга художника» не похожа на издание в традиционном его виде. Надо сказать, что в своем изначальном формате livre d’artiste представлялась как расшитые листы, автор ее создавал подразумевая, что экспонироваться она будет не сброшюрованная. А вот представленная на Биеннале, Tape Book (автор Владимир Михайлуца) – это две катушки, на которые намотаны печатные ленты с текстом (как телеграфные), и для чтения этой «книги» зрителю необходимо вручную перекручивать катушки. Таким образом, в управление книгой или ее «прочтение» зритель включается всеми органами чувств – так художник, подключая читателя в проект, усиливает трансляцию своей идеи.

Умка - арт-дизайн Инны Гринчель Книги куратора Биеннале, художника Инны Гринчель – прозрачные банки с плюшевыми игрушками внутри. Проект «Детская литература. Кунсткамера.2016» – это своего рода символическая консервация героев детской литературы на одном из этапов их эволюции. Это особая история творца, открытая зрителю и представляющая новую «литературу» и нового «читателя».
[3. C.61]

Экспонирование книг как дизайн-продукта – довольно новый взгляд на книгу, представляющий издание как объект массовой культуры с одной стороны, но в тоже время вовлекающий массового зрителя в некую узкоспециализированную эстетику, созданную профессионалом, для понимания которой требуется специальная подготовка. [2, c.37]

экспозиция выставки Самые красивые книги Швейцарии

На выставке «самые красивые книги Швейцарии-2015», организованной Международной Школой дизайна (Санкт-Петербург) были представлены 18 книг, отобранные в результате ежегодного конкурса. Изданные массовым тиражом, книги разной тематики, дизайн которых выполнен современными дизайн-бюро, были представлены самым демократичным способом – открытой раскладкой на столе, что предполагает самое непосредственное общение с объектом: чтение, рассматривание, анализ и сравнение. Таким образом как швейцарские кураторы, так и российские хотели продемонстрировать, что дизайн, являясь частью жизни каждого, делает книгу доступным для восприятия источником инновационных дизайн-решений.

Литература

  1. Гнедовский М.Б. Книга в музее и музей книги // Визуальная пропаганда книжных памятников: Сб. научных трудов. М.: ГБЛ., 1979. С. 93-102
  2. Дукельский В.Ю. Образцы и образы современной музейной деятельности // Меняющийся музей в меняющемся мире. М., 2008. С. 36-40
  3. Дукельский В.Ю. Проектирование музейной экспозиции // Музейное проектирование. М., 2009, С.58-76
  4. Кочемарская Ю.А. Редкая книга в музее: аспекты изучения. // Вестник Томского государственного университета. Вып. 304. , 2007. С.102-105
  5. Майстровская М.А. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля. М., Прогресс-Традиция, 2016. 672 с.
  6. Мишин В. Книга художника. Livre d’artiste// Третьяковская галерея. – №2, 2012. С.22-35
Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про выставка

Еще про дизайн

Еще про культура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта