Инструмент и продукт
Архитектор Евгений Чемеркин
Об архитектуре, создаваемой душой, рейсшиной и компьютером
«Но даже когда наступит эра роботов-строителей, ничто не заменит “живого” рисунка и ручной работы».
Шоукану Эндо
Всю сознательную жизнь он провел на стройках проектов мэтра японского метаболизма Кионори Кикутаке, был его правой рукой, вторым человеком в мастерской.
Фасад первой в мировой архитектуре капсульной башни Nakagin, архитектор Кисе Курокава
Как возникают авангардные решения в искусстве?
Ведь ВСЁ возникает естественно, подчиняясь диалектическим законам развития ФОРМЫ, а восприимчивые индивидуумы, способные принять эстетический посыл этого развития, становятся великими.
Нужны ли безаппеляционные на все времена и на все человеческие сообщества «определения», аргументирующие авангардную форму?
Не является ли это в современных условиях спекуляцией для достижения группового эффекта, в так называемом «обществе потребления», с его деспотическим влиянием мод и «престижных форм» ? Это стремление к созданию временных, постоянно продаваемых расходных материалов и изделий со всевозможными заменяемыми картриджами, изделий из материалов с фиксированным сроком старения…
Архитектура души.
Тайвань, Тайбей 101. 1999 год. Архитектор Ли Цзу Юань (C. Y. Lee)
Всё это – пища для высокоиндустриального, производящего общества и кабала для общества, потребляющего этот продукт. Основа для дальнейшего развития уже развитых стран и почва для зависимости от них стран, вяло развивающихся.
Способность воспринять новую, авангардную форму воспитывается в развитых обществах постоянным постижением её. «Отстающие» же сообщества импортируют форму как таковую в свою среду… Форма из оригинальной превращается в модный товар с постоянным тиражированием.
Заменив в исторической ретроспективе фольклорную «архитектуру души» на «архитектуру рейсшин» модернизма, а в дальнейшем – на «архитектуру компьютеров» деконструктивизма, развитые страны двигаются по направлению оккупации всего мира. И выигрывают те из «оккупированных», кто не берёт продуктом, а старается взять технологией.
И тогда, объединив три ипостаси архитектурного творчества – рейсшину, компьютер и душу рождаются такие синтетические формы как: башни близнецы из Малайзии Цезаря ПЕЛЛИ, 462 метровый исполин в Тайбее Ли ЦЗУ ЮАНЯ, и здания Академии Искусств Ван ШУ в Китае, где всё авангардно, фольклорно, диалектично.
Ван Шу с женой на фоне здания Академии искусств, фото © Sim Chi Yin для Нью-Йорк Таймс
Исключив, порой под влиянием социальной демагогии, «архитектуру души» из градостроительной практики, технологически развитые страны оставляют объектам «архитектуры компьютеров» короткий срок яркой, знаковой жизни, постоянно их тиражируя и превращая из восклицания в нудный урбанистический текст. А что делать? Ведь регионализм выхолощен неистовой рекламой и китчем.
Бывает иначе. Регионализм США порой не терпит вмешательства «архитектуры компьютера». «Архитектура рейсшины» допущена в пределах достижений конструктивистов. Стабильному обществу достаточно узнаваемости градостроительного текста в виде круглых небоскрёбов Гарри ВОЛЬФА во Флориде и достижений «ПЕРИ, ДИН, РОДЖЕРС» из Бостона. Но до какой поры?
Архитектура рейсшин.
Офисное здание «Честнут плэйс», архитектурная фирма «Перри, Дин, Роджерс и партнёры», США, Массачусетс
До той, пока количество урбанистического текста, созданного «архитектурой рейсшин», не станет плодить «мертворождённых». До той, пока система авангардного, компьютерного проектирования не найдёт на рынке архитектурного труда достойное место. А может до той, пока не переменится идеология использования «архитектуры компьютеров». Не для скорости машинного проектирования, а для методологических поисков.
уже 2 мнения на тему “Инструмент и продукт”
Оставить комментарий
Еще про социология архитектуры
- Прекрасная тюрьма будущего
- Дискуссия на тему «Критерии хорошего образовательного объекта».
- Итоги воркшопов на выставке «Ре-Формация социального»
Евгений, статья мне очень понравилась, концепция стройная, и я со многим согласна. Однако хочу зацепиться за американскую архитектуру и, в частности, Перри, Дина и Роджерса. Мне кажется, их постройки в некотором смысле так же хороши или плохи, как хрущевки. Только вместо давления бюджета, здесь давление культурное, хотя не менее сильное. США – страна потребительская, искусство в ней всегда на потребу, а уж архитектура -и подавно. Поэтому умеренность и аккуратность американских проектировщиков прошлого века, мне кажется, нужно оценивать, исходя из реальной цивилизационной ситуации. Как-то так рџ™‚
Наталия! Спасибо за отличную редакцию и мнение о статье.
В отношении Американской архитектуры. Она честна. Честна в своей самоудовлетворённости. И это не снобизм. Это основа. Основа позволяющая иметь и Фрэнка ГЕРИ и Риккардо ЛИГОРЕТТА и Тома МЕЙНА и ПЕРИ, ДИН, РОДЖЕРС. А если вспомнить классиков, от МИССА до КАНА.
Это их «регионализм». На чём бы он не был замешан, он замешан честно.