Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Инструмент и продукт

Архитектор Евгений Чемеркин

Об архитектуре, создаваемой душой, рейсшиной и компьютером

«Но даже когда наступит эра роботов-строителей, ничто не заменит “живого” рисунка и ручной работы».
Шоукану Эндо
Всю сознательную жизнь он провел на стройках проектов мэтра японского метаболизма Кионори Кикутаке, был его правой рукой, вторым человеком в мастерской.

фасад капсульной башни Nakagin, архитектор Кисе Курокава
Фасад первой в мировой архитектуре капсульной башни Nakagin, архитектор Кисе Курокава


Как возникают авангардные решения в искусстве?

Ведь ВСЁ возникает естественно, подчиняясь диалектическим законам развития ФОРМЫ, а восприимчивые индивидуумы, способные принять эстетический посыл этого развития, становятся великими.

Нужны ли безаппеляционные на все времена и на все человеческие сообщества «определения», аргументирующие авангардную форму?

Не является ли это в современных условиях спекуляцией для достижения группового эффекта, в так называемом «обществе потребления», с его деспотическим влиянием мод и «престижных форм» ? Это стремление к созданию временных, постоянно продаваемых расходных материалов и изделий со всевозможными заменяемыми картриджами, изделий из материалов с фиксированным сроком старения…

небоскреб Тайпей, архитектор C. Y. Lee
Архитектура души.
Тайвань, Тайбей 101. 1999 год. Архитектор Ли Цзу Юань (C. Y. Lee)

Всё это – пища для высокоиндустриального, производящего общества и кабала для общества, потребляющего этот продукт. Основа для дальнейшего развития уже развитых стран и почва для зависимости от них стран, вяло развивающихся.

Способность воспринять новую, авангардную форму воспитывается в развитых обществах постоянным постижением её. «Отстающие» же сообщества импортируют форму как таковую в свою среду… Форма из оригинальной превращается в модный товар с постоянным тиражированием.

Заменив в исторической ретроспективе фольклорную «архитектуру души» на «архитектуру рейсшин» модернизма, а в дальнейшем – на «архитектуру компьютеров» деконструктивизма, развитые страны двигаются по направлению оккупации всего мира. И выигрывают те из «оккупированных», кто не берёт продуктом, а старается взять технологией.

И тогда, объединив три ипостаси архитектурного творчества – рейсшину, компьютер и душу рождаются такие синтетические формы как: башни близнецы из Малайзии Цезаря ПЕЛЛИ, 462 метровый исполин в Тайбее Ли ЦЗУ ЮАНЯ, и здания Академии Искусств Ван ШУ в Китае, где всё авангардно, фольклорно, диалектично.

Академия искусств, архитектор Ван Шу (Wang Shu)
Ван Шу с женой на фоне здания Академии искусств, фото © Sim Chi Yin для Нью-Йорк Таймс

Исключив, порой под влиянием социальной демагогии, «архитектуру души» из градостроительной практики, технологически развитые страны оставляют объектам «архитектуры компьютеров» короткий срок яркой, знаковой жизни, постоянно их тиражируя и превращая из восклицания в нудный урбанистический текст. А что делать? Ведь регионализм выхолощен неистовой рекламой и китчем.

Офисное здание «Честнат Плейс». Архитектурная фирма «ПЕРИ, ДИН, РОДЖЕРС и партнёры»Бывает иначе. Регионализм США порой не терпит вмешательства «архитектуры компьютера». «Архитектура рейсшины» допущена в пределах достижений конструктивистов. Стабильному обществу достаточно узнаваемости градостроительного текста в виде круглых небоскрёбов Гарри ВОЛЬФА во Флориде и достижений «ПЕРИ, ДИН, РОДЖЕРС» из Бостона. Но до какой поры?

Архитектура рейсшин.
Офисное здание «Честнут плэйс», архитектурная фирма «Перри, Дин, Роджерс и партнёры», США, Массачусетс

До той, пока количество урбанистического текста, созданного «архитектурой рейсшин», не станет плодить «мертворождённых». До той, пока система авангардного, компьютерного проектирования не найдёт на рынке архитектурного труда достойное место. А может до той, пока не переменится идеология использования «архитектуры компьютеров». Не для скорости машинного проектирования, а для методологических поисков.

Автор:
Страницы: 1 2



уже 2 мнения на тему “Инструмент и продукт”


  1. Natalia Shustrova says:

    Евгений, статья мне очень понравилась, концепция стройная, и я со многим согласна. Однако хочу зацепиться за американскую архитектуру и, в частности, Перри, Дина и Роджерса. Мне кажется, их постройки в некотором смысле так же хороши или плохи, как хрущевки. Только вместо давления бюджета, здесь давление культурное, хотя не менее сильное. США – страна потребительская, искусство в ней всегда на потребу, а уж архитектура -и подавно. Поэтому умеренность и аккуратность американских проектировщиков прошлого века, мне кажется, нужно оценивать, исходя из реальной цивилизационной ситуации. Как-то так рџ™‚

  2. Е. Чемёркин says:

    Наталия! Спасибо за отличную редакцию и мнение о статье.
    В отношении Американской архитектуры. Она честна. Честна в своей самоудовлетворённости. И это не снобизм. Это основа. Основа позволяющая иметь и Фрэнка ГЕРИ и Риккардо ЛИГОРЕТТА и Тома МЕЙНА и ПЕРИ, ДИН, РОДЖЕРС. А если вспомнить классиков, от МИССА до КАНА.
    Это их «регионализм». На чём бы он не был замешан, он замешан честно.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про социология архитектуры

Еще про теория архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта