Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

«Архитектурное развитие Петербурга: стратегия капитализации города и проблема общественного конфликта», Святослав Гайкович

Известный в Петербурге и не только архитектор Святослав Гайкович выступил в междисциплинарном лектории “Контекст” с докладом, посвященном развитию в Петербурге архитектуры и общественной реакции на процесс. С некоторыми умозаключения Гайковича можно согласиться безоговорочно, с другими -с оговорками, а с иными согласиться невозможно. Главное даже не это, важен сам факт высказывания, поскольку российские архитекторы редко говорят про социум, из-за чего складывается впечатление, что  и не думают. Ан нет.


Петербург – это развивающийся европейский город, которому требуется для дальнейшего развития постоянная разумная архитектурная забота.
Главная цель архитектуры и ее составной части градостроительства – это создание благоприятной среды жизнедеятельности.
Число архитекторов на душу населения в России впятеро ниже среднеевропейского, однако, реальная востребованность профессиональных услуг еще меньше.
Существенным понятием являются общественные интересы. Государственные интересы – это понятие коррупционное, они отсутствуют или должны отсутствовать.
Экологические вызовы в весьма недалеком будущем (через 10-20 лет) окажут на архитектуру значительное влияние, несравнимое с нюансами нынешних дискуссий о зодчестве.

Жизнь течет так быстро, что большинство рассуждений моментально становятся схоластическими. Судите сами: еще вчера на острие ножа стояла сама судьба Петербурга как объекта исторического наследия из-за риска погребения под известный небоскреб. А уже сегодня breaking news – намерение правительства направить в Россию поток проектного вторсырья под названием «зарубежные типовые проекты», ограничив при этом государственную экспертизу в правах относительно них. Понятное дело, в обсуждении такого рода решений никто из профессионалов – в прямом понимании термина – участия не принимал.

Тем не менее, попробуем обсудить вопросы согласно намеченному плану. Итак, стереотипы. К наиболее широко распространенному отношу мнение, что сохранение важнее созидания. К числу людей, разделяющих его, относятся многие весьма уважаемые, благонамеренные и даже симпатичные, но ошибка их не становится от их качеств менее значимой. Носители данного стереотипа огорчительно не понимают логики развития любого процесса, в том числе архитектуры, как череды изменений, из которых общество отбирает лучшее и закрепляет на определенном этапе. Они требуют, чтобы изменения были лучшими и готовы клеймить позором тех, кто не выбился в классики. Они вообще отрицают для своих современников-соотечественников право на поиски и развитие. Многие из них становятся так называемыми градозащитниками.

Вторым, как ни странно, тоже распространенным стереотипом является обобщенное мнение, что все, без исключения, инвесторы и девелоперы – это жадные и необразованные рвачи, готовые за лишний процент прибыли застроить Сенную площадь. Реже, хотя, к сожалению, часто встречается расхожее мнение о продажности и архитекторов, об их, якобы, готовности за хороший гонорар застроить не только Сенную, но и Дворцовую площадь.

Третьим стереотипом, на мой взгляд, является декларативное отношение к реставрации и воссозданию. Сущность его заключается в провозглашении единственно возможным алгоритмом действий физическое сохранение здания-памятника и его реставрация методами и технологиями, существовавшими на момент создания.

Четвертой иллюзией является то, что градостроительные ошибки – это свойство исключительно современной жизни, ее последних лет.

Пятым по счету, но не по значению, я бы назвал стереотип моратория, то есть полной остановки архитектурной и строительной деятельности в центре города.

В иной плоскости лежат иллюзии преувеличения ответственности архитекторов за слабую устроенность некоторых сторон жизни. По мнению многих, особенно пожилых граждан, зодчие по своей воле проектировали маленькие квартиры при советской власти и назначают неподъемные цены на жилье сегодня.

На фоне перечисленных культурных заблуждений процветают и отчаявшиеся в жизни фанатики, прибавляющие к вопросам культуры также и свои протестные настроения против власти вообще. Что же еще, кроме перечисленных иллюзий и стереотипов, является реальностью современной нам профессиональной жизни в Петербурге?

Местной реальностью является также и примерно в три раза большая, чем в стране в среднем насыщенность архитекторами на душу населения. Востребованность качественных услуг, вероятно, также значительно выше, насколько, сказать трудно. Такой показатель впрямую зависит от экономического и культурного уровня региона.

Общероссийской реальностью можно назвать двусмысленное положение главного архитектора любого города. В результате масштабных упражнений российского юридического сообщества родился так называемый Градостроительный кодекс, заглянув в который один из вице-губернаторов в сентябре прошлого года, упразднил необходимость подписи главного архитектора города под проектами при прохождении экспертизы. Такое отношение к архитектурной культуре нынче по всей России. Достоверно известно, что, например, в Ярославле должность главного архитектора вовсе упразднена. Мы пока стоим.

Мы пока стоим и под напором мощной, хотя и ослабевшей в последнее время журналистской компании, идеологом которой выступал замечательный кинорежиссер Александр Сокуров. Не очень понятно было, на что рассчитывали он и его помощник Золотоносов (чьи публикации, наверное, многие читают), когда сравнивали влияние местных зодчих на город с ущербом от фашистских обстрелов, а самих зодчих – с дикими животными, хотя и симпатичными (с волками, скажу по секрету).

Грустной реальностью современного архитектурного быта является последовательное разрушение практики архитектурных конкурсов. Рискну для просвещенной аудитории повторить: хорошо организованный архитектурный конкурс – это возможность не только для заказчика, но и для всего общества в целом получить не одно, а сразу несколько прекрасных архитектурных решений для предлагаемой площадки, выполненных на пределе сил и возможностей авторов, а также возможность публично обсудить их. Причем не после затраты значительных сумм на проектирование, как на обычных публичных слушаниях, а до таковых. Однако, поскольку в понятие хорошо организованный конкурс неотъемлемой частью входит по европейским стандартам 50% профессиональных членов жюри, представители территориальной администрации и общественности, а уже потом заказчик, то страх последнего перед общественными интересами перевешивает, то есть конкурсов не организовывают. При этом более просвещенные инвесторы конкурс все-таки проводят, но внутренний, без привлечения локальной администрации, общественности и представителей профессионального сообщества.

Поэтому в рамках логики обязательного преобладания в жюри инвестора проводятся конкурсы, где заказчиком выступает городская администрация, поскольку происходит наложение одного на другое, и администрация не боится оказаться в меньшинстве (при этом злоупотребляет уменьшением количества участвующих профессионалов). Иногда они похожи на настоящие, как в случае с Пулково-3, Набережной Европы, Городской ратуши в Дегтярном переулке. Иногда они не похожи на настоящие: это – по разным причинам – Кировский стадион, Конгресс-холл в Стрельне, Продолжение Мариинской сцены-2.

Уточняя свое видение реалий настоящего, среди нескольких ведущих специалистов градостроительства – Николащенко, Аврутина, Митягина и других, обнаружил мнение о градостроительной политике в Петербурге депутата ЗС Сергея Малкова. На некоторые позиции этого опубликованного мнения должен сослаться, так сказать, в рамках авторского права Малкова. Это, прежде всего, констатация разрушения авторитета КГА как органа градостроительного регулирования.

Автор:
Страницы: 1 2



уже 8 мнений на тему “«Архитектурное развитие Петербурга: стратегия капитализации города и проблема общественного конфликта», Святослав Гайкович”


  1. НКГТ says:

    Есть еще одна беда – отсутствие культуры в самом процессе строительства: нет специалистов, способных воплотить смелые и красивые идеи. На это наслаивается и демпинг и коррупция. Наша архитектура, с технологической стороны вопроса, отстает от западной лет на 30-40, если не больше. А с учетом постоянного роста населения – город ждет беда: погрязнуть в безвкусных одноранговых постройках, выступающих пародией на архитектуру, что уже происходило при советах. Выход – повышать уровень профессионализма и культуры архитектурного мышления.

  2. Александр says:

    Для повышения уровня необходимы условия и социальный заказ. Их нет. Инвесторов вполне устраивает ангарная архитектура. Хороших специалистов- стоителей практически нет.Административное регулирование власти носит разрушающий ( для городов и поселений) характер. Создаются не нужные ” саморегулируемые” системы управления, вместо развития здоровой конкуренции. Госзаказы – криминальная система распределения заказов.

  3. ermakoff-67 says:

    Инициатором закона о СРО является Мартин Люциферович Шаккум
    http://www.shakkum.ru/events/177/
    Страна должна знать своих героев!

  4. Игорь says:

    Правильно Александр высказался по поводу трёх отрицательных явлений:-ангарная архитектура (как раз вчера, на так называемом конкурсе,прошла гостиница в виде откровенного ангара); – административное регулирование (и у нас всё так же);
    – криминальная система распределения заказов. А я думал, что эти явления только
    в нашем городе.

  5. ermakoff-67 says:

    Взяточники творят архитектуру, а должны бы архитекторы этим заниматься

  6. Igor says:

    НКГТ – Ваши замечания совершенно верны и я подписываюсь под ними. Если бы в своих блогах мы
    уделили им больше внимания, на какой-то стадии архитектура начала бы выигрывать.

  7. Ольга says:

    “Грустной реальностью современного архитектурного быта является последовательное разрушение практики архитектурных конкурсов. Рискну для просвещенной аудитории повторить: хорошо организованный архитектурный конкурс – это возможность не только для заказчика, но и для всего общества в целом получить не одно, а сразу несколько прекрасных архитектурных решений для предлагаемой площадки” молодец Гайкович

  8. Pingback: Шкаф с кабинетом философа - архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про градостроительство

Еще про российская архитектура

Еще про социология архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта