Интерпретации современной финской церковной архитектуры
Концептуально интересная и даже смелая по нынешним российским временам выставка проходит сейчас в Хельсинки, в музее финской архитектуры. В экспозиции – фотографии храмов, появившихся в двухтысячные. Снимки сделали друзья: местный фотограф Юсси Тианен (Jussi Tiainen) и переехавший в Финляндию из Турции архитектор Хусейн Янар (Hüseyin Yanar).
церковь Viikki в Хельсинки, 2005г., архитекторы Samuli Miettinen, Asmo Jaaksi, Teemu Kurkela, Juha Mäki-Jyllilä, Päivi Meuronen, JKMM Architects Ltd
Храм – всегда и везде знак, символ самоидентификации и, одновременно, связи со всем сущим. Иное дело церковное здание: оно вполне может быть недостаточно самобытным или недостаточно внятным. Тогда его распознают только свои, умеющие прокладывать тропинку, связывающую стереотип с породившим его идеалом. Так рожденные в России могут почувствовать дальнее родство какого-нибудь невыразительного новодела с церковью Покрова на Нерли.
Но чтобы пришелец выбрал храмовую архитектуру как призму, сквозь которую можно ощутить национальный характер, она должна быть сильна. Объективно, без поправок на размеры страны и древность традиций. В этом смысле послание выставки патриотично: финским зодчим за короткое время удалось выработать язык, понятный извне, язык, который может стать предметом культурного освоения, язык, на котором можно говорить с людьми о неземном.
Шедевры необязательны, да их и нет. Зато есть сугубо финское уважение к природе и почти языческая, как ни ужасно это звучит, вера в ее чистоту и мощь. Она позволяет архитектору уйти от соперничества с нерукотоворным миром и с полной отдачей работать над небольшим объемом. Функциональный свет Алвара Аалто стал для финнов символическим задолго до того, как проник в сакральные пространства, просто тут его способность преображать архитектуру наглядней. Менее сдержанный и молчаливый народ, пожалуй, предпочел бы нечто более закрытое и уединенное. Более эмоционально подвижный – что-нибудь поярче. А для них – в самый раз.
Слева: церковь Куоккала в Jyväskylä, 2010г., Anssi Lassila (главный проектировщик), Teemu Hirvilammi, Lassila Hirvilammi Architects Ltd, справа: церковь Kärsämäki Shingle, 2004г., архитектор Anssi Lassila, Lassila Hirvilammi Architects Ltd
Примечательно и занятно, что молчаливую силу финской культуры оценил выходец из говорливой Турции. Замечательно, что Финляндия оценила его оценку.
С первой встречи с Финляндией я ощутил, что это самое спокойное место на земле. Речь не только о физической тишине, речь о чувстве безмятежности, рождающемся где-то глубоко-глубоко внутри, о всеобъемлющем покое. Я никогда и нигде не испытывал ничего подобного. И финны превращают это молчание в искусство.
Хусейн Янар
Выставка “два пути к молчанию продлится до 1 июня. Она организована с помощью гранта Национального комитета по архитектуре и дизайну
уже 2 мнения на тему “Интерпретации современной финской церковной архитектуры”
Оставить комментарий
Еще про novosti
- Строительство библиотеки имени Ибсена
- Контекстуальная олимпийская деревня в Париже
- Salone del Mobile 2024: немного независимого дизайна
Еще про выставка
- Salone del Mobile 2024: немного независимого дизайна
- ДизайнВыставка приглашает
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
Корни финской архитектуры , как и архитектуры церкви Покрова на Нерли в общинном ( языческом ) мировосприятии.
В отличии от россиян они не утратили чувства единства людей с окружающей природой, являющейся частью бога.
+100500, Александр. Я не знаток, но нечто в этом роде почувствовала и попыталась выразить. Также важно, что когда архитектурная культура дорастает до подобной стадии (или восстанавливается, как могло бы быть в России), ее с легкостью идентифицируют иноземцы. Проще говоря, национальная архитектура втягивает в свою орбиту людей с другим культурным кодом. Она защищена самобытностью, и ей не нужно защищаться искусственно.