Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Возвращение Эйлин Грей

выставочный постер с портретом Эйлин Грей31 мая в новом выставочном пространстве Галереи дизайна/bulthaup открывается выставка «Эйлин Грей: Возвращение». Экспозиция будет построена как живой интерьер, позволяя погрузиться в атмосферу дома одного из наиболее таинственных и эксцентричных классиков дизайна 20 века, чьи объекты намного опередили свое время и сегодня обрели новую актуальность. Специальный гость выставки – Зеев Арам, основатель и владелец шоурума Aram Store в Лондоне, друг Эйлин Грей и обладатель эксклюзивных прав на воспроизведение ее объектов.

Выставки из серий «Классики дизайна», «Современный дизайн» и «Дизайн как искусство», проходившие в больших выставочных пространствах галереи, знакомили с работами наиболее значительных дизайнеров 20 и 21 века. Цель новой выставочной программы – сделать дизайн еще ближе и понятнее, не только рассказать о нем, но и показать, как с ним жить. Добровольно исполняя функции музея дизайна в Санкт-Петербурге, bulthaup при этом старается сделать выставки как можно менее «музейными», максимально сокращая дистанцию между зрителем и предметом показа. Новое выставочное пространство позволит зрителю почувствовать себя так, будто он зашел в гости в дом, где живет дизайн.

ширма Brick Screen, дизайн Эйлин Грейкресло Bibendum, Эйлин ГрейНа выставке будут представлены свыше тридцати объектов Эйлин Грей, воплощающие сочетание модернистской логики и простоты с комфортом и аристократическим шиком – предметы мебели, светильники, ковры. Среди них – знаменитый многофункциональный столик E 1027 из стекла и хромированной стали, кресла Bibendum и Non Conformist, стол Menton, трансформирующийся из письменного в кофейный.

Столик E1027Особое место в экспозиции займет ширма Brick Screen. Разработанный Эйлин Грей в 1920-е, этот объект был впервые выпущен лимитированной серией 75 экземпляров в 2011, став, по мнению журнала Wallpaper, лучшим re-edition года. Оригинал был продан незадолго до этого на аукционе Christie’s за баснословную сумму 1,3 млн. евро.

«Чушь какая», – наверняка сказала бы Эйлин Грей. Именно так она отреагировала на сообщение о продаже другой ее ширмы за 36 тысяч долларов в 1972 году.
При жизни она не была избалована славой, впрочем, к ней она и не стремилась, предпочитая, чтобы ее работа говорила сама за себя.

Большая Конюшенная,
д 2, 2 этаж,
1-30 июня 2012 г.
В начале новой эпохи, провозгласившей функционализм и чистоту линий, она одинаково виртуозно работала в старинной японской технике лака и с новым материалом – металлическими трубками, хронологически опережая многих архитекторов, которым хромированная мебель принесла мировую славу. Дома, построенные Эйлин Грей – Е 1027 (1924-27) и Tempe a Pailla (конец 1920-х – начало 1930-х) сегодня по праву считаются одними из лучших образцов модернистской архитектуры. Мебель, которую она создала для их интерьеров, была многофункциональна, компактна и полна «интеллектуальных» деталей. Об Эйлин Грей писали передовые европейские архитектурные журналы, о ее работах восторженно отзывались такие знаменитые коллеги по цеху как Ле Корбюзье, Рене Хербст, Экхарт Мутезиус, члены группы De Stijl.

В то же время, она всегда держалась особняком, как в личной жизни, так и в работе. В то время как коллеги-модернисты громогласно призывали покончить с роскошным прошлым и поселиться в «машине для обитания», она отстаивала право новой архитектуры на чувственность и эмоциональность. Ее идеи намного опережали время, что не позволило добиться коммерческой успешности, а несговорчивый и упрямый характер осложнял отношения, делая ее излишне самостоятельной женщиной в мире, где доминировали мужчины. Ее имя так и не стало известным за пределами узкого круга профессионалов и немногочисленных коллекционеров. В послевоенные годы имя Эйлин Грей и ее объекты, казалось, погрузились в полное забвение.

Возвращение состоялось только в 1970-х, и это было возвращение победителя.
В 1972 Грей получила престижное звание «Королевский дизайнер для промышленности», состоялись ее ретроспективные выставки в Великобритании, Австрии, США. И, что самое главное, сбылась ее мечта, которая была для нее гораздо важнее общественного признания. В 1973 Арам Зеев, основатель и владелец шоурума дизайна Aram Store в Лондоне, обратился к ней с предложением производить ее объекты. Работа происходила в тесном сотрудничестве: Эйлин Грей лично контролировала все стадии подготовки к производству, внося необходимые коррективы. Сегодня объекты по дизайну Эйлин Грей, посредством сублицензирования, производятся немецкой компанией ClassiCon, а оригиналы занимают заслуженное место в коллекциях ключевых музеев современного искусства и дизайна.

Впервые Санкт-Петербург увидел объекты Эйлин Грей в 2001 году на выставке «Эйлин Грей: Воссоздание». Она стала настоящей сенсацией, так как даже среди профессиональной аудитории города имя Эйлин Грей было совершенно неизвестно. Сегодня нам предлагают не просто посмотреть на объекты классика дизайна, намного опередившие свое время и актуальные и по сей день, но и ненадолго «пожить» в интерьере, который они формируют. Эти вещи сопровождали саму Грей всю ее жизнь: создавая свой дом на очередном новом месте, она окружала себя ими как прямым продолжением себя. Эти объекты неразрывно связаны между собой и составляют единое целое, выражающее кредо Эйлин Грей: «Дом – это не машина, в которой живут, это оболочка человека, его продолжение, его свобода, его духовная эманация».

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про выставка

Еще про дизайн мебели

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта