Опыты в Петербурге/ Личный взгляд
Имея удачный опыт участия в международных архитектурных конкурсах в Москве, Японии, на Кипре, мне никак не удавалось хоть сколько-нибудь быть заметным в своем родном городе. И дело тут вовсе не в тщеславии, и не в том, что я плохо старался. Удивляла несправедливость и сознательное, подчеркну, сознательное затирание и отсутствие поддержки в творческих кругах. В какой-то момент мне казалось, что нет вообще архитектурного сообщества в Петербурге, и это было, пожалуй, самым невинным объяснением равнодушия – вроде бы и некому поддерживать. Но нет.
Помню как единодушно запретили показывать на дипломе созданный мной видеоролик (он опубликован здесь). Впоследствии видеоролик был презентован на АрхМоскве 2011 и на Международном Архитектурном Конгрессе в Токио. Решение о том, чтобы запретить показ было озвучено комиссией перед самой защитой, в комиссию входили почти все ведущие архитекторы Петербурга, члены Градостроительного Совета. На защите меня поразила фраза, приведу ее дословно: «Не пытайтесь нас удивить… Работа архитектора – это работа командная». К этому времени я уже выставлялся на Венецианской архитектурной Биеннале от павильона Кипра, который курировали Питер Кук и Одиль Декк.
Всё это наводит на мысль, что в Петербурге, в отличие от Москвы, просто боятся креатива, все слишком увлечены политиканством и созданием связей. В головах архитекторов, близких к власти, еще сохраняется чиновничий менталитет «лишь бы чего не вышло». Как часто можно услышать от них о сохранении школы, традиций, но я знаю изнутри эту систему, потому что сам через нее прошел - школы уже давно нет. Есть лишь пафос, доставшийся нам в наследство от советского прошлого. Трудно в такой ситуации не отчаяться и не уехать, как это сделал в свое время Сергей Чобан, прозябавший в конце 80-х годов в мастерской В. Б. Фабрицкого и вскоре по приезде в Германию сменивший гражданство.
Надежда появилась, когда в Петербурге стали проводить открытые конкурсы на реальные объекты. Но и здесь похвально только начинание, реализация, напротив, оставляет пока желать лучшего.
В конце лета 2011 года в рамках фестиваля «Экоберег» был проведен конкурс на проект плавучего форт-отеля для комплексов фортов Кронштадта. Задание подразумевало проектирование судна в соответствии с морским регистром. Также прилагался перечень плавучих средств, которые можно было использовать; были четко определены габариты судна. Изначально конкурс позиционировался не как идейный, но как конкурс на возможный заказ. В состав жюри помимо петербургских «мэтров» должны были войти представители РЖД – потенциальные инвесторы проекта. Все казалось серьезным… до момента объявления результатов.
Проект, занявший первое место, фарисейски охарактеризовали как наиболее отвечающий заданию конкурса, хотя из подачи не было ясно ни функционального решения пространства, ни габаритов отеля. в результате этот проект конечно не смогут реализовать; представители РЖД не присутствовали.
Вся серьезность и реальность происходящего растворилась, уступив место сентиментальности. Были премированы еще несколько нереальных проектов. Я также участвовал в конкурсе и получил что-то вроде грамоты или диплома. В целом конкурс оставил впечатление фарса. Жаль, ведь начинание было хорошим.
Еще одним архитектурным событием 2011 года для Санкт-Петербурга стал конкурс на разработку дизайнерского решения информационной инсталляции при въезде в город. Начну с того, что задание на проектирование менялось, переносились сроки подачи проектов. Забавно было услышать в последний день сдачи проекта по телефону сонный голос девушки-куратора из ванной: «… Мы вышлем вам новое задания… сроки поменялись…». Несмотря на невнятную организацию процедуры конкурса, обозначенная тема спровоцировала интерес в архитектурном сообществе. Среди премированных проектов оказался и мой, занявший третье место.
Не буду судить жюри, хотя и в этот раз решение относительно первых мест вызвало недоумение. В их защиту могу сказать лишь то, что выбирать было почти не из чего.
Организаторы конкурса пообещали устроить второй тур, чтобы выявить окончательных победителей и определить проекты для реализации. Но насколько мне стало известно, второго тура не будет, а это значит, что опять архитекторы старались впустую, и проекты останутся только на бумаге. Возможно, причина заключается в том, что деньги, выделенные на реализацию проектов испарились, как это обычно бывает, и их хватило только на конкурс. Возможно, просто пропал «запал» после того, как были определены победители первого тура.
В общем, как всегда… Эх.
Хм, я участвовала и там и там. Конкурс по отелю у фортов – странный, итоги его тут уже обсуждали. Второй конкурс – я со своим прозрачным бетоном заняла 2 место………….уже думала над макетом во 2 туре, после вашего известия расстроилась)
Максим, а чего ж вы так необязательно отнеслись к реальному и хорошо проведенному конкурсу по территории вокруг Лахта центр?
Светлана, имеется в виду конкурс на проект рекреационной зоны? http://www.forma.spb.ru/archiblog/2011/10/19/projecr-rekreacionnoi-zoni/?
Проект -лауреат обсуждали долго и бурно.
По Лахта-центру конкурс не был открытый. Были собраны несколько команд с руководителями, который и решали всё. А члены команд были исполнителями.
Спонсором и организатором конкурса на въезд в город , похоже, была фирма по продаже керамогранита и клинкерной брусчатки?
рџ™‚ Александр, вообще-то нет: сначала организатором конкурса была Гильдия управляющих и девелоперов, а позже к ней присоединился Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга. Я с представителем Гильдии пару раз созванивалась и по ее просьбе обновляла информацию о дедлайне и соорганизаторе.
Тогда непонятно, чем руководствовалось жюри.
Ведь знак должен нести образную нагрузку города. В проекте Максима она есть хотя и не явно выражена. ( образ разведённого моста). Единственное не нравится – смещение надписи вправо в симметричной композиции (с другой стороны можно было предусмотреть надпись ” Добро пожаловать” – для уравновешивания или сделать надпись вместо лазерной). В остальном с мыслями Максима согласен.
Ну я могу вариант Максима покритиковать) А если поедет машина нагруженная и заденет арочную конструкцию? Или снег выпадет обильно и развалит конструкцию? Придраться можно ко всему. Но зачем?
Дак победители образно и безопасно для проезжающих показали символ города в различных материалах. К тому же сначала член жюри прочитал все записки к проектам и доложил жюри, которое потом вынесло вердикт. Так что судили не идиоты, а думающие и анализирующие люди. Проигрывать обидно, но выигравшие же думали, работали… Я всегда рада за выигравших. А, проигрывая, не критикую победителей, а обиду свою молча переживаю. В иностранных конкурсах участвовала – так там тоже необъективно судят (Калабрия в Италии или Кортхауз в Бельгии, даже в Юрмале недавно).
Ольга! Объясните тогда, в чем образ у победителя. Пояснительные записки, думаю, вообще не нужны. Архитектура должна говорить сама за себя (если она есть). Да и дело не в самих проектах, а в методах проведения конкурсов. Тут у нас полная труба.
Записка очень нужна, потому что многое проясняет, пока обьект не построен. Образ победителя – да наличие в стеле материалов из которых состоит наш город (разные граниты, мощения и тп) Ну а методы проведения конкурсов – главное, чтобы все участники были в равных условиях. Просто конкурсов у нас в городе очень мало, причём в открытых участвуют отдельные архитекторы, а в закрытых (с оплатой) мастерские, где те же архитекторы лишь статисты, а главный автор – руководитель мастерской.
В моём варианте стелы я применила прозрачный бетон (при простой форме внутри стелы можно нарисовать, что хочешь, светодиодами, к тому же этот бетон хорош в наших погодных условиях) А макет? Из чего бы вы, Александр, сделали макет, показывающий мою задумку? Я сделала из обычного серого картона (А записка моя именно всё обьяснила).
Ничего себе образ. Тогда нужно начинать с гниющих дубовых свай (на которых пока стоит город) и до металлопрофиля (из которого строят “современные шкатулки с добром” и протекающие кровли). А пояснительную записку напечатать на самом рекламном стенде (для объяснения смысла ничего не понимающим гостям). Весёлая идея.
Артемий Лебедев прокомментировал это так: “Высосанная из пальца метафора. Ощущение как от снесенного здания, где на стене остались разные обои из коммуналок.”
Ольга! Макет можно было сделать из клееного оргстекла.
Я думала, что во 2 туре сделаю достойный макет. Но увы( . Клееное оргстекло – каким клееем? Короче, идею прозрачного бетона, его преимущества в макете не показать(.
А Артемий Лебедев суперценитель архитектурных идей) Чего это он для Максима стал таким авторитетом? По мне дак победитель такого конкурса должен был выдать интересную идею. Я бы их записку прочитала, а потом бы делала выводы. Однако образ у них есть, он решён в простой форме… типа штрих-код из разных гранитов. Неплохо.
Ольга! Оргстекло клеят ацетоном . В своё время было модно делать из него макеты. Насчёт штрих кода – полный бред. Символ должен быть понятен каждому. А в данном виде – рекламный стенд магазина продающего клинкерную и керамогранитную плитку. Видимо, поэтому второго тура конкурса решили не делать.
Оргстекло клеят не ацетоном (от ацетона оно становится матовым), а дихлорэтаном. Самый лучший клей для оргстекла – это опилки оргстекла, растворённые в дихлорэтане. Швы получаются абсолютно прозрачные и аккуратные. рџ™‚
Поспорю с Александром. Причина отказа от 2 тура, думаю, нам неизвестна, и она не связана с победителем. В таком случае я со своим прозрачным бетоном тоже бледна (хотя хотелось сделать достойный макет, где бы я показала преимущества моего решения), если бы была возможность заказать макет у специалистов – сделала бы это. А так довольствуюсь запиской, которую пишу, надеясь, что её читают.
Во многом согласен с Максимом, у нас не любят новации…
Сам тоже получил третью премию…где главным считал надпись “Санкт-Петербург” именно над трассой, потому она была невесома на зеркальном стекле отражающем небо…В ночное время-фоном становился динамичный медиафасад с креативными видами города…и главное-“световая мембрана”, пересекая которую, въезжаешь в город.
Минусы призовой работы: традиционность, тяжеловесность стены, справа и низкорасположенная надпись “Санкт-Петербург” не видна издали и заслоняется впереди идущими машинами…
Насчёт медиа-экрана я бы особо не гордилась – для меня это уже пройденный этап, его я предлагала в конкурсе на школу и получила премию.
У нас любят достойную и продуманную работу, надо всю работу победителей увидеть, прочитать записку, а потом судить. Я в конкурсах участвую много и знаю, что порой побеждает достойная работа, а порой – блатная.Таковы у нас конкурсы(
Оценивая победителей – традиционность скорее плюс, тяжеловесность аналогично (ветром не унесёт), а надпись машины не загородят – она сбоку, а машины спереди.
Насчёт стены. Её в работе победителей нет. Это перегородка толщиной 5-10 см (рекламный щит, которыми утыканы все автострады страны.) В этом как раз самая большая ошибка авторов. Хотя тема стены могла быть. Например, в виде запоминающегося профиля – стены Петропавловской крепости с угловой башенкой. И на этой стене проецировать образы города в виде лазерных или видео инсталяций.
Дак и сделали бы победную башенку))))
Дело не в башенке, а в образе города. По знаку должно быть понятно, на въезде какого города он стоит.
К сожалению, могу участвовать только в заказных конкурсах( и то, если есть свободное время.)
Ясно… а вам невдомёк, что светодиодами в прозрачном бетоне можно создать любой узнаваемый символ города?
Я про архитектуру, а вы о светодиодах. Плохую архитектуру закрываем плющём( светодиодами)?
Летом, днём, чем образ создавать будем? Серой стеной ?
Летом и днём светодиоды хорошо будут светить через серое)
Архитектура соответствует современным материалам и определяется ими во многом.Теперешнее развитие монолитного бетона дало возможность не заморачиваться с формой здания. А знак при вьезде в город скорее не архитектура, а дизайн.Тут главное наиболее экономично и современно выразить идею.
Если считать, что этот знак можно поставить в любом месте, в том числе и на въезде в любой город, то это дизайн. В вашем последнем посте, Ольга, стоит отметить только два последних слова. Это и есть суть. Остальное дело техники, а не архитектуры.
На 2 курсе института делали задание “Плакат”. Выбрал для него выражение Ладовского ” Пространство, а не камень – материал архитектуры”. Сейчас,на мой взгляд, как никогда это выражение актуально.
Знак данного конкурса поставить можно при вьезде именно в наш город. В Екатеринбурге – данные варианты – нонсенс. Особенно вариант Максима.
2 тур вроде будет, мне только звонили из КГА, будет перед туром семинар))
Прекрасная новость! Ольга, теперь Вы сможете сделать макет)))
Вот, а из чего же мне сделать макет? Буду думать. А Максим, вы были уверены, что 2 тура не будет. Вы то что узнали?
Хотелось бы прокомментировать идею с прозрачным бетоном:
Материал стал производиться с 2004 года, но не получил широкой популярности. Во первых из-за его высокой стоимости. Во-вторых он не такой уж прозрачный. Дело в том, что он пропускает только свет, и то в контражуре. Вот фотография 10сантиметрового прозрачного бетона:
Как видно на фото, виден только силуэт руки. В проекте въездной стелы – толщина больше метра. Делайте выводы.
А вот пример прозрачного бетона с подсветкой внутри, также ничего внятного:
sergeyklopov.livejournal.com/25739.html
Ну, изучу поподробнее этот бетон и откорректирую пропорции, покажу светодиоды (они являются и арматурой). Однако семинар откладывается. Позвонили из КГА.
Для стелы, может, нужно свой бетон придумать на основе прозрачного бетона. Надпись и силуэты города – светодиодами. Идея-то заслуживает внимания.
про конкурс на плавучий отель
“Были премированы еще несколько нереальных проектов.” — следует начать с того, что задание было абсолютно нереальным.
Автор статьи сетует на то, что его подробно-серьёзный проект “готовый” к реализации опять никто ай-ай не оценил…
А автор статьи со своим серьёзным подходом видел лоцию финского залива? карту глубин? не каждая яхта может пришвартоваться в яхт-клубах Кронштадта – смешно говорить о монстре в 2тыс.м2 на корпусе сухогруза. Я думаю, что айсберг, занявший 1-е место – великолепная иллюстрация серьёзных целей конкурса на инвестирование очередного мыльного пузыря для рос.пила…
К заданию была приложена карта глубин финского залива. Осадка судна была задана, все было серьезно, все реально. На то он и форт, чтоб к нему можно было причалить. Была задана высота-не боле 10 метров. Разговоры про распил уже надоели, не модно уже..про ай-ай не оценили..ну да….не оценили, в международных конкурсах выходит намного удачнее…Сейчас заканчиваем работу над вторым этапом конкурса на жд станцию в Финляндии, прошли в тройку лидеров из 100 международных участников (тема следующей статьи) ….Обидно что здесь не ценят, вот и все, в очередной раз…
Не оценили не только проект Максима. Конкурс на проект отеля казался серьёзным, а победил очень странный проект без деталировки, и его увеличить невозможно). Когда проект связан с водой – много надо понимать и иметь опыт, а тут было иначе… будто из презерватива торчит Путин)
22 марта в 17 часов в КГА будет заседание по конкурсу на вьездную стелу.
Спасибо за инфу, постараюсь быть
Мой сын обещал в КГА быть, но забыл. Завтра поедет.
Второй тур будет, мне по эл.почте прислали задание)