ќпыты в ѕетербурге/ Ћичный взгл€д

»ме€ удачный опыт участи€ в международных архитектурных конкурсах в ћоскве, японии, на  ипре, мне никак не удавалось хоть сколько-нибудь быть заметным в своем родном городе. » дело тут вовсе не в тщеславии, и не в том,†что € плохо старалс€. ”дивл€ла несправедливость и сознательное, подчеркну, сознательное затирание и отсутствие поддержки в творческих кругах. ¬ какой-то момент мне †казалось, что нет вообще архитектурного сообщества в ѕетербурге, и это было, пожалуй, самым невинным объ€снением равнодуши€ Ц вроде бы и некому поддерживать. Ќо нет.†

ћаксим Ѕатаев. »нформационна€ инсталл€ци€, обозначающа€ въезд в город. 3-е место


ѕомню как единодушно запретили показывать на дипломе созданный мной видеоролик (он опубликован здесь). ¬последствии видеоролик был презентован на јрхћоскве 2011 и на ћеждународном јрхитектурном  онгрессе в “окио. –ешение о том, чтобы запретить показ было озвучено комиссией перед самой защитой, в комиссию входили почти все ведущие архитекторы ѕетербурга, члены √радостроительного —овета. Ќа защите мен€ поразила фраза, приведу ее дословно: ЂЌе пытайтесь нас удивитьЕ –абота архитектора – это работа командна€ї.   этому времени € уже выставл€лс€ на ¬енецианской архитектурной Ѕиеннале от павильона  ипра, который курировали ѕитер  ук и ќдиль ƒекк.

¬сЄ это наводит на мысль, что в ѕетербурге, в отличие от ћосквы, просто бо€тс€ креатива, все слишком увлечены политиканством и созданием св€зей. ¬ головах архитекторов, близких к власти, еще сохран€етс€ чиновничий менталитет Ђлишь бы чего не вышлої.  ак часто можно услышать от них о сохранении школы, традиций, но € знаю изнутри эту систему, потому что сам через нее прошел †- школы уже давно нет. †≈сть лишь пафос,†доставшийс€ нам в наследство от советского прошлого. “рудно в такой ситуации не отча€тьс€ и не уехать, как это сделал в свое врем€ —ергей „обан, проз€бавший в конце 80-х годов в мастерской ¬. Ѕ. ‘абрицкого и вскоре по приезде в √ерманию сменивший гражданство.
Ќадежда по€вилась, когда в ѕетербурге стали проводить открытые конкурсы на реальные объекты. Ќо и здесь похвально только начинание, реализаци€, напротив, оставл€ет пока желать лучшего.

ћаксим Ѕатаев. ¬изуализаци€ плавучего форт-отел€ дл€ комплексов фортов  ронштадта. ћаксим Ѕатаев. ¬изуализаци€ плавучего форт-отел€ дл€ комплексов фортов  ронштадта.

¬ конце лета 2011 года в рамках фестивал€ ЂЁкоберегї был проведен конкурс на проект плавучего форт-отел€ дл€ комплексов фортов  ронштадта. «адание подразумевало проектирование судна в соответствии с морским регистром. “акже прилагалс€ перечень плавучих средств, которые можно было использовать; были четко определены габариты судна. »значально конкурс позиционировалс€ не как идейный, но как конкурс на возможный заказ. ¬ состав жюри помимо петербургских Ђмэтровї должны были войти представители –∆ƒ – потенциальные инвесторы проекта. ¬се казалось серьезным… до момента объ€влени€ результатов.

»ван  ожин. ѕлавучий форт-отель дл€ комплексов фортов  ронштадта. 1 место

»ван  ожин. ѕлавучий форт-отель дл€ комплексов фортов  ронштадта. 1 место

ѕроект, зан€вший первое место, фарисейски охарактеризовали как наиболее отвечающий заданию конкурса, хот€ из подачи не было €сно ни функционального решени€ пространства, ни габаритов отел€. в результате этот проект конечно не смогут реализовать; представители –∆ƒ не присутствовали.

ћаксим Ѕатаев. ѕлавучий форт-отель дл€ комплексов фортов  ронштадта. ƒиплом (подача)

ћаксим Ѕатаев. ѕлавучий форт-отель дл€ комплексов фортов  ронштадта. ƒиплом (подача)

—удаков ». ¬. ѕлавучий форт-отель дл€ комплексов фортов  ронштадта. 2-е место

—удаков ». ¬. ѕлавучий форт-отель дл€ комплексов фортов  ронштадта. 2-е место

¬с€ серьезность и реальность происход€щего растворилась, уступив место сентиментальности. Ѕыли премированы еще несколько нереальных проектов. я также участвовал в конкурсе и получил что-то вроде грамоты или диплома. ¬ целом конкурс оставил впечатление фарса. ∆аль, ведь начинание было хорошим.

≈ще одним архитектурным событием 2011 года дл€ —анкт-ѕетербурга стал конкурс на разработку дизайнерского решени€ информационной инсталл€ции при въезде в город. Ќачну с того, что задание на проектирование мен€лось, переносились сроки подачи проектов. «абавно было услышать в последний день сдачи проекта по телефону сонный голос девушки-куратора из ванной: ЂЕ ћы вышлем вам новое задани€Е сроки помен€лисьЕї. Ќесмотр€ на невн€тную организацию процедуры конкурса, обозначенна€ тема спровоцировала интерес в архитектурном сообществе. —реди премированных проектов оказалс€ и мой, зан€вший третье место.

ћаксим Ѕатаев. »нформационна€ инсталл€ци€, обозначающа€ въезд в город. 3-е место. ѕланшет ћаксим Ѕатаев. »нформационна€ инсталл€ци€, обозначающа€ въезд в город. 3-е место. ѕланшет

Ќе буду судить жюри, хот€ и в этот раз решение относительно первых мест вызвало недоумение. ¬ их защиту могу сказать лишь то, что выбирать было почти не из чего.

 ирпичников ѕавел,  ачалова ћари€, –ешетов ≈вгений, —инельникова “ать€на. »нформационна€ инсталл€ци€, обозначающа€ въезд в город. 1-е место  ирпичников ѕавел,  ачалова ћари€, –ешетов ≈вгений, —инельникова “ать€на. »нформационна€ инсталл€ци€, обозначающа€ въезд в город. 1-е место

ќрганизаторы конкурса пообещали устроить второй тур, чтобы вы€вить окончательных победителей и определить проекты дл€ реализации. Ќо насколько мне стало известно, второго тура не будет, а это значит, что оп€ть архитекторы старались впустую, и проекты останутс€ только на бумаге. ¬озможно, причина заключаетс€ в том, что деньги, выделенные на реализацию проектов испарились, как это обычно бывает, и их хватило только на конкурс. ¬озможно, просто пропал Ђзапалї после того, как были определены победители первого тура.
¬ общем, как всегдаЕ Ёх.

јвтор:



”же 47 мнени€ на тему “ќпыты в ѕетербурге/ Ћичный взгл€д”


  1. ќльга says:

    ’м, € участвовала и там и там.  онкурс по отелю у фортов – странный, итоги его тут уже обсуждали. ¬торой конкурс – € со своим прозрачным бетоном зан€ла 2 место………….уже думала над макетом во 2 туре, после вашего извести€ расстроилась)

  2. —ветлана says:

    ћаксим, а чего ж вы так необ€зательно отнеслись к реальному и хорошо проведенному конкурсу по территории вокруг Ћахта центр?

  3. Natalia Shustrova says:

    —ветлана, имеетс€ в виду конкурс на проект рекреационной зоны? http://www.forma.spb.ru/archiblog/2011/10/19/projecr-rekreacionnoi-zoni/?
    ѕроект -лауреат обсуждали долго и бурно.

  4. ќльга says:

    ѕо Ћахта-центру конкурс не был открытый. Ѕыли собраны несколько команд с руководител€ми, который и решали всЄ. ј члены команд были исполнител€ми.

  5. јлександр says:

    —понсором и организатором конкурса на въезд в город , похоже, была фирма по продаже керамогранита и клинкерной брусчатки?

  6. Natalia Shustrova says:

    рЯЩВ јлександр, вообще-то нет: сначала организатором конкурса была √ильди€ управл€ющих и девелоперов, а позже к ней присоединилс€  омитет по градостроительству и архитектуре ѕравительства —анкт-ѕетербурга. я с представителем √ильдии пару раз созванивалась и по ее просьбе обновл€ла информацию о дедлайне и соорганизаторе.

  7. јлександр says:

    “огда непон€тно, чем руководствовалось жюри.
    ¬едь знак должен нести образную нагрузку города. ¬ проекте ћаксима она есть хот€ и не €вно выражена. ( образ разведЄнного моста). ≈динственное не нравитс€ – смещение надписи вправо в симметричной композиции (с другой стороны можно было предусмотреть надпись ” ƒобро пожаловать” – дл€ уравновешивани€ или сделать надпись вместо лазерной). ¬ остальном с мысл€ми ћаксима согласен.

  8. ќльга says:

    Ќу € могу вариант ћаксима покритиковать) ј если поедет машина нагруженна€ и заденет арочную конструкцию? »ли снег выпадет обильно и развалит конструкцию? ѕридратьс€ можно ко всему. Ќо зачем?

  9. ќльга says:

    ƒак победители образно и безопасно дл€ проезжающих показали символ города в различных материалах.   тому же сначала член жюри прочитал все записки к проектам и доложил жюри, которое потом вынесло вердикт. “ак что судили не идиоты, а думающие и анализирующие люди. ѕроигрывать обидно, но выигравшие же думали, работали… я всегда рада за выигравших. ј, проигрыва€, не критикую победителей, а обиду свою молча переживаю. ¬ иностранных конкурсах участвовала – так там тоже необъективно суд€т ( алабри€ в »талии или  ортхауз в Ѕельгии, даже в ёрмале недавно).

  10. јлександр says:

    ќльга! ќбъ€сните тогда, в чем образ у победител€. ѕо€снительные записки, думаю, вообще не нужны. јрхитектура должна говорить сама за себ€ (если она есть). ƒа и дело не в самих проектах, а в методах проведени€ конкурсов. “ут у нас полна€ труба.

  11. ќльга says:

    «аписка очень нужна, потому что многое про€сн€ет, пока обьект не построен. ќбраз победител€ – да наличие в стеле материалов из которых состоит наш город (разные граниты, мощени€ и тп) Ќу а методы проведени€ конкурсов – главное, чтобы все участники были в равных услови€х. ѕросто конкурсов у нас в городе очень мало, причЄм в открытых участвуют отдельные архитекторы, а в закрытых (с оплатой) мастерские, где те же архитекторы лишь статисты, а главный автор – руководитель мастерской.

  12. ќльга says:

    ¬ моЄм варианте стелы € применила прозрачный бетон (при простой форме внутри стелы можно нарисовать, что хочешь, светодиодами, к тому же этот бетон хорош в наших погодных услови€х) ј макет? »з чего бы вы, јлександр, сделали макет, показывающий мою задумку? я сделала из обычного серого картона (ј записка мо€ именно всЄ обь€снила).

  13. јлександр says:

    Ќичего себе образ. “огда нужно начинать с гниющих дубовых свай (на которых пока стоит город) и до металлопрофил€ (из которого стро€т “современные шкатулки с добром” и протекающие кровли). ј по€снительную записку напечатать на самом рекламном стенде (дл€ объ€снени€ смысла ничего не понимающим гост€м). ¬есЄла€ иде€.

  14. ћаксим Ѕатаев says:

    јртемий Ћебедев прокомментировал это так: “¬ысосанна€ из пальца метафора. ќщущение как от снесенного здани€, где на стене остались разные обои из коммуналок.”

  15. јлександр says:

    ќльга! ћакет можно было сделать из клееного оргстекла.

  16. ќльга says:

    я думала, что во 2 туре сделаю достойный макет. Ќо увы( .  лееное оргстекло – каким клееем?  ороче, идею прозрачного бетона, его преимущества в макете не показать(.

  17. ќльга says:

    ј јртемий Ћебедев суперценитель архитектурных идей) „его это он дл€ ћаксима стал таким авторитетом? ѕо мне дак победитель такого конкурса должен был выдать интересную идею. я бы их записку прочитала, а потом бы делала выводы. ќднако образ у них есть, он решЄн в простой форме… типа штрих-код из разных гранитов. Ќеплохо.

  18. јлександр says:

    ќльга! ќргстекло кле€т ацетоном . ¬ своЄ врем€ было модно делать из него макеты. ЌасчЄт штрих кода – полный бред. —имвол должен быть пон€тен каждому. ј в данном виде – рекламный стенд магазина продающего клинкерную и керамогранитную плитку. ¬идимо, поэтому второго тура конкурса решили не делать.

  19. Vadim says:

    ќргстекло кле€т не ацетоном (от ацетона оно становитс€ матовым), а дихлорэтаном. —амый лучший клей дл€ оргстекла – это опилки оргстекла, растворЄнные в дихлорэтане. Ўвы получаютс€ абсолютно прозрачные и аккуратные. рЯЩВ

  20. ќльга says:

    ѕоспорю с јлександром. ѕричина отказа от 2 тура, думаю, нам неизвестна, и она не св€зана с победителем. ¬ таком случае € со своим прозрачным бетоном тоже бледна (хот€ хотелось сделать достойный макет, где бы € показала преимущества моего решени€), если бы была возможность заказать макет у специалистов – сделала бы это. ј так довольствуюсь запиской, которую пишу, наде€сь, что еЄ читают.

  21. Sergei Belianchikov says:

    ¬о многом согласен с ћаксимом, у нас не люб€т новации…
    —ам тоже получил третью премию…где главным считал надпись “—анкт-ѕетербург” именно над трассой, потому она была невесома на зеркальном стекле отражающем небо…¬ ночное врем€-фоном становилс€ динамичный медиафасад с креативными видами города…и главное-“светова€ мембрана”, пересека€ которую, въезжаешь в город.
    ћинусы призовой работы: традиционность, т€желовесность стены, справа и низкорасположенна€ надпись “—анкт-ѕетербург” не видна издали и заслон€етс€ впереди идущими машинами…

  22. ќльга says:

    ЌасчЄт медиа-экрана € бы особо не гордилась – дл€ мен€ это уже пройденный этап, его € предлагала в конкурсе на школу и получила премию.

  23. ќльга says:

    ” нас люб€т достойную и продуманную работу, надо всю работу победителей увидеть, прочитать записку, а потом судить. я в конкурсах участвую много и знаю, что порой побеждает достойна€ работа, а порой – блатна€.“аковы у нас конкурсы(

  24. ќльга says:

    ќценива€ победителей – традиционность скорее плюс, т€желовесность аналогично (ветром не унесЄт), а надпись машины не загород€т – она сбоку, а машины спереди.

  25. јлександр says:

    ЌасчЄт стены. ≈Є в работе победителей нет. Ёто перегородка толщиной 5-10 см (рекламный щит, которыми утыканы все автострады страны.) ¬ этом как раз сама€ больша€ ошибка авторов. ’от€ тема стены могла быть. Ќапример, в виде запоминающегос€ профил€ – стены ѕетропавловской крепости с угловой башенкой. » на этой стене проецировать образы города в виде лазерных или видео инстал€ций.

  26. ќльга says:

    ƒак и сделали бы победную башенку))))

  27. јлександр says:

    ƒело не в башенке, а в образе города. ѕо знаку должно быть пон€тно, на въезде какого города он стоит.
      сожалению, могу участвовать только в заказных конкурсах( и то, если есть свободное врем€.)

  28. ќльга says:

    ясно… а вам невдомЄк, что светодиодами в прозрачном бетоне можно создать любой узнаваемый символ города?

  29. јлександр says:

    я про архитектуру, а вы о светодиодах. ѕлохую архитектуру закрываем плющЄм( светодиодами)?
    Ћетом, днЄм, чем образ создавать будем? —ерой стеной ?

  30. ќльга says:

    Ћетом и днЄм светодиоды хорошо будут светить через серое)

  31. ќльга says:

    јрхитектура соответствует современным материалам и определ€етс€ ими во многом.“еперешнее развитие монолитного бетона дало возможность не заморачиватьс€ с формой здани€. ј знак при вьезде в город скорее не архитектура, а дизайн.“ут главное наиболее экономично и современно выразить идею.

  32. јлександр says:

    ≈сли считать, что этот знак можно поставить в любом месте, в том числе и на въезде в любой город, то это дизайн. ¬ вашем последнем посте, ќльга, стоит отметить только два последних слова. Ёто и есть суть. ќстальное дело техники, а не архитектуры.

  33. јлександр says:

    Ќа 2 курсе института делали задание “ѕлакат”. ¬ыбрал дл€ него выражение Ћадовского ” ѕространство, а не камень – материал архитектуры”. —ейчас,на мой взгл€д, как никогда это выражение актуально.

  34. ќльга says:

    «нак данного конкурса поставить можно при вьезде именно в наш город. ¬ ≈катеринбурге – данные варианты – нонсенс. ќсобенно вариант ћаксима.

  35. ќльга says:

    2 тур вроде будет, мне только звонили из  √ј, будет перед туром семинар))

  36. ћаксим Ѕатаев says:

    ѕрекрасна€ новость! ќльга, теперь ¬ы сможете сделать макет)))

  37. ќльга says:

    ¬от, а из чего же мне сделать макет? Ѕуду думать. ј ћаксим, вы были уверены, что 2 тура не будет. ¬ы то что узнали?

  38. “имофей says:

    ’отелось бы прокомментировать идею с прозрачным бетоном:
    ћатериал стал производитьс€ с 2004 года, но не получил широкой попул€рности. ¬о первых из-за его высокой стоимости. ¬о-вторых он не такой уж прозрачный. ƒело в том, что он пропускает только свет, и то в контражуре. ¬от фотографи€ 10сантиметрового прозрачного бетона:
    прозрачный бетон - фотографи€ образца
     ак видно на фото, виден только силуэт руки. ¬ проекте въездной стелы – толщина больше метра. ƒелайте выводы.
    ј вот пример прозрачного бетона с подсветкой внутри, также ничего вн€тного:
    sergeyklopov.livejournal.com/25739.html

  39. ќльга says:

    Ќу, изучу поподробнее этот бетон и откорректирую пропорции, покажу светодиоды (они €вл€ютс€ и арматурой). ќднако семинар откладываетс€. ѕозвонили из  √ј.

  40. ќльга says:

    ƒл€ стелы, может, нужно свой бетон придумать на основе прозрачного бетона. Ќадпись и силуэты города – светодиодами. »де€-то заслуживает внимани€.

  41. oxanabilan says:

    про конкурс на плавучий отель
    “Ѕыли премированы еще несколько нереальных проектов.” — следует начать с того, что задание было абсолютно нереальным.
    јвтор статьи сетует на то, что его подробно-серьЄзный проект “готовый” к реализации оп€ть никто ай-ай не оценил…
    ј автор статьи со своим серьЄзным подходом видел лоцию финского залива? карту глубин? не кажда€ €хта может пришвартоватьс€ в €хт-клубах  ронштадта – смешно говорить о монстре в 2тыс.м2 на корпусе сухогруза. я думаю, что айсберг, зан€вший 1-е место – великолепна€ иллюстраци€ серьЄзных целей конкурса на инвестирование очередного мыльного пузыр€ дл€ рос.пила…

  42. ћаксим Ѕатаев says:

      заданию была приложена карта глубин финского залива. ќсадка судна была задана, все было серьезно, все реально. Ќа то он и форт, чтоб к нему можно было причалить. Ѕыла задана высота-не боле 10 метров. –азговоры про распил уже надоели, не модно уже..про ай-ай не оценили..ну да….не оценили, в международных конкурсах выходит намного удачнее…—ейчас заканчиваем работу над вторым этапом конкурса на жд станцию в ‘инл€ндии, прошли в тройку лидеров из 100 международных участников (тема следующей статьи) ….ќбидно что здесь не цен€т, вот и все, в очередной раз…

  43. Anonymous says:

    Ќе оценили не только проект ћаксима.  онкурс на проект отел€ казалс€ серьЄзным, а победил очень странный проект без деталировки, и его увеличить невозможно).  огда проект св€зан с водой – много надо понимать и иметь опыт, а тут было иначе… будто из презерватива торчит ѕутин)

  44. zahahadid says:

    22 марта в 17 часов в  √ј будет заседание по конкурсу на вьездную стелу.

  45. Maxim says:

    —пасибо за инфу, постараюсь быть

  46. zahahadid says:

    ћой сын обещал в  √ј быть, но забыл. «автра поедет.

  47. zahahadid says:

    ¬торой тур будет, мне по эл.почте прислали задание)

ќставить комментарий

¬аш email никогда не будет опубликован. ќб€зательные пол€ помечены *

≈ще про российска€ архитектура

поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта