Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Под снегом: норвежское кафе Flye 1389

Здание кафе по проекту Кнута Хьельтне (Knut Hjeltnes), архитектурная компания MNAL AS, построено к северу от дороги на Вальдресфлай на месте бывшего хостела.

кафе Flye 1389 зимой

Зимой дорога закрыта, и каждую зиму здание исчезает под снегом. В зимнее межсезонье Вальдресфлай является излюбленным местом для самых ярых любителей лыжного спорта, и обращённое к югу здание кафе становится важным элементом инфраструктуры в этот переходный период – также, как и летом.

Проект состоит из самого здания кафе и очень простого парковочного места, решение которого в основном направлено на предотвращение нежелательного въезда на территорию. На севере лежит Йотунхеймен, представляющий собой классическую альпийскую стену, а ближайшие горы имеют мягкую форму. Уникальный ландшафт отличается каменистой почвой, почти лишённой растительности.

разрез кафе Flye 1389
©Knut Hjeltnes MNAL AS

Здание состоит из четырех частей; на севере находится помещение кафе, которое образует “голову”, затем идет транзитное помещение, потом – южная часть с туалетами, общежитиями и техническим помещением, и в хвосте – дополнительные туалеты и склады.

план кафе Flye 1389
©Knut Hjeltnes MNAL AS

Основные конструкции выполнены из клееного бруса, а вторичные – из клееного бруса, скреплённого саморезами. Климатические условия означают, что вентилируемая конструкция крыши непригодна, в то же время уплотнительный слой крыши должен быть механически защищен от проникновения лыжных палок. Решается это с помощью «трехступенчатой герметизации», состоящей из плотной компактной кровли, приклеенного плотного промежуточного слоя, который затем облицовывается наклонными панелями из рудной сосны. На самой слабой части крыши ее укладывают по диагонали, чтобы обеспечить отвод воды. Наружные стены облицованы такими же наклонными панелями из рудной сосны* и деревянными досками из ели. В кафе пол дубовый, конструкции – ель, элементы интерьера – сосновая фанера.

Помещения для мусора и склады, образующие хвост на юге, представляют собой неизолированные грубые конструкции из стали и бетона. Зимой эта часть напрямую соединена с техническим помещением, чтобы обеспечить легкий доступ к технической инфраструктуре здания, когда дом закрыт. Эту муфту летом демонтируют, как и защитные колпаки системы вентиляции, аэрации почвы и трубы.

интерьер кафе Flye 1389
Кафе с длинным столом, скамейками и глубокими подоконниками. Фото: Sigurd Fandango

При проектировании кафе нас особенно беспокоили две вещи: мы хотели придать кафе интимную атмосферу, даже если комната должна была быть максимально открытой для обзора окружающих ландшафтов, и, одновременно, спроектировать комнату с хорошей вместимостью в загруженные дни, где, в то же время, хорошо и в одиночестве. Окна спроектированы с подоконниками на полную глубину сиденья. Так решается потребность в интимности и, в то же время, обеспечивается большое дополнительное количество сидячих мест. В остальном мебель состоит из длинного, максимально простого стола со скамьями по бокам.

На открытом воздухе с восточной и западной стороны есть крытые скамейки, а также передвижные столы и табуреты. Табуреты представляли собой особую проблему: они должны были быть настолько тяжелыми, чтобы их не сдуло, но в то же время подвижными. Наше решение: они стальные, но круглые, чтобы их можно было легко катать.

северный фасад кафе Flye 1389
Из кафе открывается вид на три стороны. Фото: Sigurd Fandango

Образ здания сдержанный, но мы придали ему немного больше напористости – из-за расположения на чрезвычайно открытой местности. Это место словно само требует немного более жесткого подхода, что заметно как в стеклянной части «головы», образующей выразительный облик на севере строения, так и в грубой технической отделке «хвоста» на юге.

*рудная (или рудовая) сосна в данном случае – это историческая технология заготовки старовозрастных горных сосен, у которых отрубают ветви, оставляя ствол стоять – с тем, чтобы поднимающаяся к местам отсечения ветвей смола пропитала его сердцевину. Именно эту сердцевину использовали при строительстве норвежских храмов 11-12 веков, сохранившихся до наших дней.

Здание кафе Flye 1389

Архитектурное проектирование Knut Hjeltnes MNAL AS
Заказчик и владелец – Норвежское управление дорог общего пользования, национальные туристические маршруты
площадь 160 кв.м.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про ресторан

Еще про экологическая архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта