Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Библиотеки захватывают школы

Пандемия не загнала зарубежных школьников в изолированные комнаты. Напротив, стало ясно, что свободная планировка выигрывает за счёт того, что просторные помещения проще адаптировать к сложным условиям. Поэтому теперь в фокусе внимания архитекторов – библиотеки, превратившиеся в медиацентры, которые помогают по-новому организовать и школьное пространство, и учебный процесс. Чтобы осветить актуальные тенденции в этой области, базирующаяся в Миннесоте (США) компания Wold Architects and Engineers недавно дополнила официальный документ под названием «От поиска данных к созданию данных: тренды и возможности для современных медиацентров»*.

медиацентр в начальной школе
медиацентр в начальной школе, Silverthorne

Медиацентры в школах

Средняя/высшая школа в Hermantown

медиацентр в школе Хермантауна
Когда муниципальные школы Хермантауна начали процесс проектирования своей новой средней школы, главной движущей силой стало будущее медиацентра. Существующее пространство было, в основном, предназначено для хранения книг, что оставляло мало места для совместной работы студентов. Округ оценил такой тип пространства, где учащиеся воодушевляются и получают возможность учиться по-новому. Новая средняя школа спроектирована полностью вокруг «деконструированного» медиацентра под названием Digital Commons, который как сердце учебного пространства. Студенты могут резервировать онлайн книги, которые хранятся в компактной системе, перераспределяющей пространство в пользу учащихся.

Idalia PK-12

диффузный медиацентр Idalia PK-12
Уникальный вариант планировки школьного медиацентра – диффузный: вместо объединения пространства в общую выделенную зону его разделяют на сегменты поменьше, расположенные по всему зданию. Idalia решила отказаться от традиционной модели, чтобы распределить ресурсы по разным крыльям здания. Такой подход позволяет медиацентру стать элементом дизайна, охватывающим учащихся в их родной среде, откуда им не приходится совершать вылазки в единственное, специально отведенное место. Распределение ресурсов по всему зданию помогает преодолеть барьер между обучением в классе и индивидуальным опытом учащегося в современном медиацентре.

Высшая школа в Huntley

медиацентр школы в Huntley
Школе в Хантли, штат Иллинойс, нужно было приспособиться к растущему количеству учащихся и привести дизайн в соответствие с современными стандартами. Бывшее пространство спортзала стало многоэтажным учебным ресурсным центром, оборудованным модулями для совместной работы, отдельными рабочими местами, классной комнатой и другими ресурсами для адаптивных учащихся. В бывшем библиотечном пространстве теперь находится студенческое учебное кафе. Разнообразие специально отведенных для занятий мест позволяет учащимся всех типов найти свое любимое рабочее место и развиваться в продуктивной среде.

Тренды в проектировании медиацентров

Перераспределение пространства хранилища и децентрализация

Большие физические коллекции печатных изданий в библиотеке раньше требовали просторного и безопасного места для хранения. По мере того, как коллекции становятся доступными в цифровом виде, а пространство высвобождается для новых целей, меньшая часть медиацентра нуждается в изоляции. Это позволяет сделать физические границы медиацентра менее четкими, поскольку многие школы выбирают “открытый” дизайн: общедоступное учебное пространство, потенциально рассредоточенное по всему зданию. Это не означает, что медиацентр исчез; скорее педагоги решили, что этот тип пространства настолько важен для процесса обучения, что оно должно выходить за первоначальные границы. схема медиацентра

Некоторые школы взяли пример с системы публичных библиотек, включив онлайн-бронирование и самостоятельную выписку материалов, а также решения для хранения печатных экземпляров с высокой плотностью, поскольку редко кому они нужны именно в бумажной версии. Их можно хранить компактно, не занимая ценное пространство и перераспределяя больше места в пользу учебной деятельности.

Разнообразие пространственных возможностей

Медиацентр служит координационным центром для образовательного сообщества, предоставляя доступ к уникальным ресурсам, инструментам и пространствам. Проекты медиацентров могут включать в себя различные пространственные параметры, в том числе области для мозгового штурма, совместной работы над проектами, записи и редактирования видео или индивидуальной работы.

Адаптивная мебель играет ключевую роль в преобразовании, способствуя тому, чтобы у учащихся появились выбор и возможности приспособить среду к изменениям. Разнообразие мебели всегда имеет решающее значение для удовлетворения потребностей студентов.

Возможности для создания контента

Предоставление учащимся пространства и возможностей для перехода от статического потребления к интерактивному творчеству раскрывает их скрытый потенциал и страсть к самовыражению. Эффективный современный медиацентр поддерживает этот творческий процесс с использованием «производственных пространств», которые облегчают различные виды творчества учащихся. Будь то 3D-печать, видеосъемка, анимация, подкастинг или другие виды деятельности, рабочие пространства удовлетворяют растущее любопытство учащихся и дают им возможность продемонстрировать понимание темы и закрепить его с помощью средств по своему выбору.

Креативное, проектно-ориентированное мышление является важным навыком, который учащиеся должны развивать, чтобы «учиться учиться». Включение рабочих пространств в план проектирования медиацентра может помочь в этом. Автор и профессор образовательных технологий Джон Спенсер (John Spencer) описывает дизайн-мышление как «способ решения проблем, который побуждает к риску и творчеству… предоставляя методологию для создания инновационных решений для широкого круга сложных проблем». Студенты используют итеративный процесс, чтобы определить задачу, генерировать идеи, делать черновики, получать отзывы и совершенствовать свою работу. В результате они учатся творческому решению проблем.

Роль технологии

Нынешнее поколение студентов, а также все будущие поколения студентов выросли с технологиями как с важной и полезной частью их жизни. Они первыми осваивают новые технологии и полагаются на различные цифровые средства для обучения, общения и самовыражения. По мере того, как все больше учащихся получают доступ к информации через персональные устройства, дополнительная технологическая поддержка и инфраструктура становятся важными элементами современного адаптивного медиацентра.

Современные студенты живут во времена быстрого обмена информацией и знаниями. Сегодня учащиеся получают доступ к широкому спектру средств массовой информации для улучшения своего обучения. Студенты могут удовлетворить свое любопытство и получить необходимые знания, транслируя в прямом эфире выступление профессора университета, участвуя в цифровой экскурсии за тысячи миль, или принимая участие в вебинаре со сверстниками со всего мира — и все это с личного портативного устройства. Медиацентр должен предоставить множество гибких пространств для поддержки подобных видов деятельности, включая те, что еще не изобрели.

*В публикации приводится выдержки из текста. Авторы: Sal Bagley (AIA), Vaughn Dierks (AIA) и Job Gutierrez (AIA)

Автор:



уже 7 мнений на тему “Библиотеки захватывают школы”


  1. Александр. says:

    С 60 х годов прошлого века человечество практически остановилось в своём развитии благодаря разрушению института семьи, общины, широкого и глубокого образования. Библиотеки в современном мире пока не нашли себе места в решении второй и третьей проблемы. Но движение началось. И это радует.

    • Татьяна says:

      Вы совершенно правы, и хочу подчеркнуть, что раньше США, вроде бы, отставали от Европы по этой части, а теперь, видимо, взялись за ум.

    • Natalia Shustrova says:

      Александр, я не особо люблю общины, но в остальном поддерживаю и рада, что вы заинтересовались)

  2. Александр. says:

    Для меня община- лучший вид местного самоуправления( пример в Финляндии) А в библиотеках( медиатеках)- центрах культурной жизни главное не переусердствовать в наличии функций (как в Хельсинки), что бы не потерять главную функцию- доступ к глубоким и всесторонним знаниям.

  3. Александр. says:

    Скорее всего в будущем библиотеки станут школами для всех жителей. В них войдут и музеи и выставочные пространства и архивы.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про социология архитектуры

Еще про США

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта