Башни в Тампере: градостроительный деконструктивизм.
Открывшийся в декабре 2021 года новый стадион в Тампере интересен не как знаковое сооружение, а как часть комплекса строений, призванных связать воедино городскую ткань и соединить её с железнодорожным узлом. В этом аспекте Даниэль Либескинд оказался удачным, хотя и неочевидным выбором.
Комплекс построек состоит из многоцелевой хоккейной арены с гостиницей и пяти башен, вмещающих жилые помещения, магазины и офисы и связанных подиумом.
«Моя цель состояла в том, чтобы отразить смысл жизни 21 века в условиях устойчивого образа жизни с высокой плотностью населения. Каждая группа зданий наделена уникальной индивидуальностью и в целом создает динамичный городской пейзаж, отражающий свет, цвет и форму. Подобно драгоценным камням на короне эти формы кристаллизуются в богатство современной городской жизни». — Даниэль Либескинд
Все фото: Hufton Crow
Стадион Nokia Arena, вмещающий 17 000 зрителей, по площади занимает пятую часть комплекса. Квадратные метры распределены между ареной (64 500), тренировочным залом (5800) и отелем с тремя саунами на крыше (11 600). Благодаря казино, барам и ресторанам сооружение переопределяет свою ключевую функцию и становится центром разнообразных городских мероприятий.
Без окружающих башен и кубиков гигантская шайба просто подмяла бы под себя окружение, как случилось с новой сценой Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Однако Либескинд спроектировал ансамбль, в новом масштабе и другой эстетике отражающий хаотичную застройку Тампере. Мы словно одновременно видим деконструктивизм и его корни, истоки, которыми он изначально питался. И, разумеется, в этой странной картине нет ничего случайного, ничего небрежного, ничего такого, в чём можно укорить американскую деконструктивистскую архитектуру.
С одной стороны, излюбленный архитектором деконструктивизм очень неплохо справляется с задачей разграничения: он ясно обозначает новый центр и честно отделяет Тампере 21 века от прежнего малоэтажного города. А с другой – объединяет их таким образом, что Либескинда хочется заподозрить в контекстуальности и даже – в скрытой любви к финскому городу.
Еще про градостроительство
- Контекстуальная олимпийская деревня в Париже
- Реновация набережной в Чайковском
- Деловая игра «Градостроительный вызов»
Еще про современная архитектура
- Строительство библиотеки имени Ибсена
- Школа Реджо – финалист премии Миса ван Дер Роэ 2024
- Дом Mirador – победитель BASC
Еще про стадион
- В Орхусе начинают строить стадион по проекту Zaha Hadid Architects
- Хоккейный стадион «СКА арена» (2020)