Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма


Глава 2

Кто такой дизайнер?

Как известно слова «дизайнер» при социализме не существовало. Его заменяли другие: «художник-конструктор», «художник-график», «модельер», «архитектор». И все было просто и понятно: кто и чем занимается и за что отвечает. График оформляет книги и брошюры, плакаты (в современном понимании, полиграфию). Художник-конструктор разрабатывает предметы, автомобили, мебель. Он должен знать как основы инженерного проектирования, так и художественные специальности. Модельер создает одежду, обувь, украшения. Архитектор проектирует дома и интерьеры.

Столь «узкая» специализация задавала правила игры: чтобы быть настоящим профессионалом, ты должен был досконально разбираться во всех вопросах, аспектах и нюансах своего ремесла. Ты должен был пройти весь путь сложного и нудного ученичества, чтобы кем-то стать. И твоя цеховая принадлежность подтверждалась другими мастерами этого цеха. Перед ними ты должен был отстоять свое право стать в их ряды.

Кто сегодня называет себя дизайнером?

Резкий рост производительности персональных компьютеров и развитие возможностей графических программ породили множество мальчиков и девочек, не имеющих не просто художественного, а вообще какого либо образования, которые нажатием нескольких кнопок получают забавные картинки. Картинки собираются в портфолио, человек называет себя дизайнером и идет устраиваться на работу. Дизайнером норовит себя назвать всякий, у кого за плечами студия рисования или круче – художественная школа.

Есть еще одна категория дизайнеров – вчерашние верстальщики. Работая под руководством того же художника-графика, верстальщик перенимает некоторые навыки у старшего товарища; переименовывает себя в графического дизайнера; собирает все, что сверстал в своей в жизни, в портфолио и идет устраиваться на работу. Так чаще всего поступают и визуализаторы — операторы 3D-программ. Несколько лет работы в 3D Max, и ты дизайнер.

Несколько слов в оправдание молодых дизайнеров

То, что эти дети столь смело заявляют о том, что они дизайнеры, говорит не только о наглой самоуверенности некоторых из них, а о системной проблеме рекламной индустрии вообще, и сувенирной отрасли, в частности. Совершенно не понятно где и чему учиться. Насколько заявления организаторов курсов по дизайну о том, что «Они готовят серьезных профессионалов, готовых к реальной работе» и т.д. и т.п., соответствуют действительности?
На практике это выглядит так: одни дети без опыта и знаний рассказывают другим детям о том, что такое дизайн, изредка приходит великий гуру с именем, который руками поразводит и поговорит с полчасика о реальной практике. И вот несколько месяцев «учебы» позади, и ты получил бумажку, в которой написано, что ты – «дизайнер». А теперь так же – по-быстренькому – беги устраиваться на работу. С институтами не лучше. Высшее образование стало прибыльным бизнесом. Слово «дизайн» модное, пользуется спросом, поэтому почти каждый вуз по профилю и без, организует факультет дизайна и зарабатывает деньги, мороча молодым людям голову, не давая и половины требуемых знаний. Но дает диплом. Несколько месяцев после устройства на работу такой дизайнер производит впечатление на коллег разговорами об искусстве, сопряжении форм… Однако потом становится понятно, что самостоятельно мыслить он не в состоянии. Вот для чего требуется системное фундаментальное образование.

Автор:
Страницы: 1 2 3



уже 4 мнения на тему “Казнить нельзя помиловать”


  1. Nika says:

    Вечная тема. Однако все еще удивляет, почему так жестко и почему это характерно именно для этой профессии, ну еще актеры любят так же друг про друга, в остальных пофессиональных слоях есть понятие этичности в рамках критики.
    Особенно глупо выглядят эти акции – убей дизайнера или сделай ему клизму, примерно так же, как и работы тех, про кого вы пишите, хотя конечно рекламный характер всегда присутствует в любой статье, что становиться очевидно к ее окончанию.

  2. ermakoff-67 says:

    А разве люди, которые обращаются к неумелым дизайнерам, не сами виноваты? Если разобраться, то это жадные люди, которые не хотят платить нормальным дизайнерам. Вот они и обращаются черт знает к кому, лишь бы было дешевле. Пусть поставят клизму сами себе. От жадности…

  3. zahahadid says:

    Просто работа дизайнера дорога, а сейчас многие жадные)

  4. ermakoff-67 says:

    Совершенно верно! Именно от жадности все беды, в том числе и экономический кризис ,и инфляция, и спутники, которые на орбиту не выходят! Все от жадности… А плохой дизайн на этом фоне просто мелочь! Почему вообще к дизайнерам прицепились? Я вот с радостью бы плохим строителям поставил огромную клизму…
    Про магнитики вообще абсурд! Не дизайнер разрабатывает несущие конструкции, для этого есть инженер-конструктор. Видимо, случай, когда на конструкторе сэкономили.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про дизайн в России

Еще про мнение

Еще про предметный дизайн

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта