Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Продавец света

Интервью с Энцо Кателлани

Из публикаций и кратких биографических справок можно узнать, когда Кателлани родился, когда образовалась его компания с прозаическим, но респектабельным названием Catellani&Smith, и чем она занимается. Если копнуть чуть глубже, выяснится, что Смит – англиийский архитектор, родившийся в 1931 году и сделавший себе имя на проектировании ипподромов, конюшен, а также прочей лошадиной инфраструктуры, причем наиболее известный его объект построен в Кентукки. А Карло Кателлани – итальянский дизайнер 1960 года рождения. Углубляясь, выясняешь, что и Смит, и Карло – фигуры мифические, причем Энцо дал англичанину имя своего любимого коня, а итальянцу – собственного отца. Словом, все, что  на виду – для отвода глаз. Вопрос в том, от чего именно.

портрет Энцо Кателлани, фотография


Светильники Энцо Кателлани на выставке в Санкт-Петербурге
Светильники Энцо Кателлани в выставочном пространстве галереи Бултхауп

Н.Ш. У выдуманных отцов-основателей Catellani&Smith четко прописаны даты рождения. Это цифры, которые для Вас связаны с чем-то?
Э.К. Нет, они произвольные. Я просто хотел, чтобы англичанин был представителем старой школы, а Карло – совсем молодым дизайнером, на 10 лет моложе меня.
Н.Ш. А типология шедевров Смита – следствие того, что Вы азартный человек?
Э.К. Нет, я совсем не азартный, просто в то время был увлечен лошадьми, потому что они красивые.
Н.Ш. Понятно, но, по крайней мере, Вы считаете себя удачливым?
Э.К. Безусловно: я стал делать светильники, чтобы заработать на жизнь. О персональных выставках и международной известности тогда я даже не думал.
led-торшер Terra Gigante, коллекция Eco-logic Light, дизайн Энцо Кателлани
Н.Ш. Я думаю, что у Вас врожденное эстетическое чувство, тем не менее и у Вас в жизни наверняка было событие, человек, впечатление, которое подстегнуло к творчеству: источник вдохновения.
Э.К. Мой источник вдохновения – итальянские дизайнеры, например, Тобио и Афра Скарпа. Я продавал их лампы в своем магазинчике. Я их разбирал и чинил, а потом стал придумывать свои.
Н.Ш. Только для продажи? Или Вы создаете что-то для души, нечто, что Вам жалко продать?
Э.К. Я все делаю для души, и все для продажи. Правда, в мастерской есть несколько светильников, которые пока только мои, но это оттого, что они слишком сложные в изготовлении, а значит – слишком дорогие.
напольный светильник Luce D’Oro из одноименной коллекции
Н.Ш. Ваши коллекции светильников всегда очень точно выстроены и хорошо классифицированы. Это заранее просчитывается или, наоборот, получается «задним числом»?
Э.К. И то, и другое. Светильник рождается в душе, потом он дополняется линейкой, а после, когда она уже существует, приходит чувство, что всего достаточно или что чего-то не хватает: круг замыкается.
Н.Ш. Кстати, о душе: она, как и свет, вещь нематериальная, а Вы из них создаете вполне материальные светильники. Как это получается?
Э.К. Несколько лет тому назад я путешествовал по Индии. Там есть священные камни, черные, вытянутой формы. Их можно найти только на берегу Ганга, причем в строго определенном месте. Так получилось, что я привез оттуда много этих камней – маленьких и побольше. И тут со мной случился инсульт, причем в больнице у меня были видения или галлюцинации: вспышки света и объекты, по очертаниям удивительно похожие на эти самые священные камни. Когда я поправился, появился светильник Атман.

декоративный led-светильник Atman
декоративный светильник Атман с led-осветителем

Н.Ш. Некоторые Вас называют дизайнером, другие – художником, а как бы Вы себя сами назвали?
Э.К. Я, конечно же, не художник: художник создает уникальные вещи, а я делаю маленькие серии. И не дизайнер – он проектирует технологичные серийные предметы, а я – серийные, но изготовленные вручную. В итальянском языке есть слово “артистиджиано” – мастер, который делает все своими руками.
потолочные led-светильники Sospensione, коллекция Eco-logic Light
Н.Ш. Я читала, что у Вас есть несколько патентов. Они технологические?
Э.К. За исключением одного фиттинга – нет. Я патентую форму. Теперь, когда появилась финансовая возможность это сделать. Но такой патент все равно сложно отстоять перед подражателями…
Н.Ш. Деньги Вас защищают?
Э.К. Отчасти. Вообще-то я думаю, что настоящее счастье заключается в свободе от насущных требований рынка, когда можешь не думать о том, что такая-то международная выставка состоится через 2 года, и работать так, как хочешь.
Н.Ш. Вот как! Просто напрашивается вопрос, какое качество в людях Вы цените больше всего.
Э.К. Спонтанность.
Внимание! сроки работы выставки продлены до 1 февраля 2011 года
На фотографиях (©Анатолий Медведь): напольные светильники Terra Gigante (led, коллекция Eco-logic Light) и Luce D’Oro (галогеновая лампа, коллекция Luce D’Oro), группа потолочных светильников Sospensione HCRI (led, коллекция Eco-logic Light)

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про designnew

Еще про lighting design

Еще про дизайнер

Еще про интервью

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта