Фабрика итальянского социального дизайна
графика – Fabrica, ответы – Омар Вульпинари, вопросы – Шу
Дизайн в России меньше, чем дизайн: он пока слабо вовлечен даже в коммерцию, не говоря уже о социальных процессах. Тем более интересен опыт международной школы творческого и социального дизайна “Фабрика” и точка зрения Омара Вульпинари, руководителя и креативного директора отделения визуальных коммуникаций Fabrica. Совсем недавно в рамках недели Италии он побывал в России, встретился со студентами Строгановки и обнаружил среди них подающих надежды. А таже – ответил на вопросы, назревшие у Формы.
афиша, завоевавшая специальный приз жюри на кинофестивале в Каннах в 2000 г. Дизайн – Fabrica.
С Вашей точки зрения дизайн – скорее зеркало общества или инструмент воздействия на него?
Омар Вульпинари – Без сомнения – и то, и другое.
Дизайн – важнейшее культурное проявление, во многом схожее с искусством, поэтому он – правдивое зеркало нашего времени и нынешних социумов. Он может показать особенности нашей трактовки прекрасного и ужасного.
Кроме того, это всеобъемлющее зеркало, поскольку в него смотрятся миллиарды людей по всему миру, и мощное: оно влияет на их мнения и поведение. Особенно – через коммуникативный дизайн, с которым я, по большей части, имею дело.
Функциональные, эстетические и сюжетные составляющие дизайна часто отражают самые острые тревоги и устремления общества. Превосходный пример – графика, дизайн и архитектура русских конструктивистов.
Скажите, в чем заключается суть социального дизайна, и какова его цель?
Омар Вульпинари – Если вкратце, главная задача социального дизайна – благо человечества и окружающей среды. Социальный дизайн повышает осведомленность людей о жизенно важных вещах, таких как мир, здоровье, образование, экология и права человека (перечень можно и нужно продолжать). Он также стремится изменить поведение людей, чтобы улучшить их жизнь – например, призвать солдат не стрелять в безоружных, курящих – избавиться от вредной привычки, а водителей – пристегиваться за рулем.
А главное отличие от коммерчески ориентированного дизайна заключается в том, что социальный не стремится к прибыли.
Пожалуйста, расскажите об актуальных направлениях социального дизайна и поделитесь прогнозами на будущее.
Омар Вульпинари – Если сравнивать с “доинтернетной” эрой, влияние дизайна на общество намного усилилось. Благодаря интернету и различным it-технологиям, включая потенциал социальных сетей, дизайнеры лучше информированы и поэтому более чувствительны к планетарным и общественным проблемам.
В то же время такие возможности предоставили дизайнерам новые и более мощные инструменты, помогающие направить талант на общественный прогресс – и на местном уровне, и на глобальном.
графика, проект лица, “Фабрика”
Дизайнерское образование тоже нацеливается на совершенствование социального дизайна и раширение сферы охвата. Во-первых, во всем мире школ дизайна стало гораздо больше, а значит – на рынке увеличилось и число социальных дизайнеров. Во-вторых, все больше школ, предлагающих специальные программы и проекты в области социального дизайна. Как раз сейчас на “Фабрике” (Fabrica), я работаю с группой студентов коммуникативного дизайна над проектом международной университетской сети, сфокусированной на восстановлении Японии после землетрясения. А в первом полугодии 2011 года наши студенты разработали две программы для UNWHO: одну по безопасности на дорогах, а другую – против барьеров для людей с ограниченными возможностями.
Частный бизнес также гораздо больше вкладывает в животрепещущие социальные проекты, и сотрудничество компании Benetton с UNVOLUNTERS и FAO – пример удачной кооперации бизнеса с некоммерческими организациями.Кроме того, международные ассоциации дизайнеров, такие как Icograda – Международный совет ассоциаций коммуникативного дизайна (International Council of Communication Design Associations), Architecture for Humanity, и Index делают многое, чтобы стимулировать, пропагандировать и отмечать достижения в социальном дизайне с помощью специальных проектов, конференций, воркшопов и премий. Fabrica – член Icograda, а я – вице-президент совета.
В современных условиях растут и развиваются прямые контакты между дизайнерами и обществом, что очень важно. Вместо того, чтобы создавать глобальные кампании, дизайнеры предпочитают с отрудничать с местными школами для детей с ограниченными возможностями, заключенными, ВИЧ – инфицированными и другими группами людей.
Чему сложнее всего научить молодых дизайнеров, а чему – проще всего?
Омар Вульпинари – Многолетняя практика в “Фабрике” и Венецианском университете в Сан-Марино, позволяет мне ответить: всегда трудно, но жизненно необходимо научить молодых дизайнеров быть креативными и, одновременно, эффективными, учитывая фундаментальные свойства вещей, с которыми они сталкиваются.
Почему? Потому что творчеству, не связанному с сущностью, студенту легче всего научиться и студента проще всего научить. Но, к несчастью, невозможно стать эффективным безотносительно сущности вещей. Что особенно справедливо, когда речь идет о глобальном коммуникативном дизайне, требующем прямого и универсального понимания, отражающего критически важные перемены в сознании и поведении людей. Быть креативным и эффективным с учетом сущности – значит со всей возможной настойчивостью исследовать и пробовать разные творческие решения. Научить упорству я вряд ли смогу, это не концепция, а позиция, которую я могу попытаться передать.
“Ваша злоба – наш голод”, графика из цикла “Насилие”
Что бы Вы сказали российским дизайнерам, которые живут вдали от Москвы и не смогут с Вами встретиться?
Омар Вульпинари – У России есть несравненно уникальная история дизайна и культуры. В процессе глобализации она рискует утратить некоторые драгоценные и оригинальные свойства. Я призвал бы профессиональных российских дизайнеров, педагогов, студентов и промоутеров исследовать различия и приобщаться к тому, что творится в мире, бережно сохраняя и развивая естественный голос и душу российской культуры.
Еще про novosti
- Строительство библиотеки имени Ибсена
- Контекстуальная олимпийская деревня в Париже
- Salone del Mobile 2024: немного независимого дизайна
Еще про графический дизайн
- Vuoden Huiput. Лучший графический дизайн Финляндии 2010 – выставка в Петербурге
- Лекции в рамках выставки финского графического дизайна