«Русская архитектура», кураторский манифест 2011, Юрий Аввакумов
Архитектор Юрий Аввакумов – куратор фестиваля Зодчество 2011, написал манифест под обязывающим названием Русская архитектура, приуроченный к 30-летию Союза Архитекторов России, но по временному охвату далеко выходящий за временные рамки существования этой организации.
Русская архитектура – это тысячелетняя история Киевской и Московской Руси, Новгородской и Псковской республик, Владимирского и Суздальского княжеств, Русского царства, Российской империи и Советского Союза… Российской федерации.
Архитектура – это живой язык с его диалектами, письменностью и алфавитом, лексикой и морфологией, заимствованиями из других культур. И средство коммуникации, как пространственной, так и временной; возможность читать монологи и вести диалог.
Первым профессиональным именем архитектора в Древней Руси было слово Мастер. “А мастер трудился Петр”, как сказано в летописи XII века о русском архитекторе, построившем Георгиевский собор Юрьева монастыря. Скорее всего летописец использовал слово немецкого происхождения – магистръ, мастер, старший в ремесле.
Спустя триста лет в русский язык пришло слово Зодчий, так тогда звали гончаров и строителей. Старославянский корень зьдъ означал и материал, и изделие – глину и каменную стену, а в современном языке мы можем услышать его звучание в зданиях и созидании.
Еще через триста лет каменщик Зодчий уступил место главному плотнику Архитектору и оказался надолго забыт, а зодчество сохранилось в языке как понятие сугубо поэтическое, памятник старины. Со сменой имени произошла перерегистрация родственников – с византийских на греко-римских.
Всемирный взлет русской архитектуры состоялся в начале прошлого века на разломе старого и нового, когда зодчие и архитекторы вернулись к понятию мастерства, пошли учить и работать в мастерские. С тех пор главным носителем традиций русского зодчества в современной архитектуре считается архитектор Константин Мельников, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, не использовавший в своем языке ни куполов, ни колонн.
Есть, конечно, что-то самобытное в русской архитектуре, не отмеченное словарями, но связанное с ее речью. Так, если произведение российской архитектуры скорее создано, чем построено, больше труд, чем парад, то его можно посчитать русским не только по месту расположения, но и по духу творения…
Куратор фестиваля
ЮРИЙ АВВАКУМОВ
Да прочитайте вы Золотоносова статью про НГ. Там он всё по полочкам расклодывает – тут не архитектура, а экономика решила всё.
Once it was В« Learning from Las Vegas В» later on it was В« Learning from western architects В» (in China, South KoreaпїЅ) and now I would like to advise to learn maybe from the young Chinese and South Korean architects, conserving however the DNA imprint of Russian architecture?…
Осталось уповать только на Бога, если представить, что возрождение начнётся скоро! Он перевернёт мозги и души, и всё пойдёт, как надо – во имя человека, во имя высших идеалов, ныне попранных и забытых. Если же по настоящему браться самим, с нынешнего нуля, то начинать надо по старинке, с себя любимого. Стараться делать, что можешь лучшего и порядочного в своём ремесле и в своей жизни и не делать худого и дурного. И, потихоньку, глядишь и переломим ситуацию, так незаметно и ненавязчиво. Терпение и труд! Поспешишь, людей насмешишь. Вот и мы, недостойные, приходим к вечным ценностям или, иными словами, начинаем жить! Не торопясь всё получится, а революций больше не надо.
Андрей мне напомнил того негра из “Криминального чтива”, что библию цитировал.
Классный кстати негр был…
Однажды критик Золотоносов думал о судьбах Родины и решил стать архитектором, что бы показать «этим мандонам» как надо проектировать. Купил себе членство в СРО, визиток напечатал, рекламу дал в журнале «Город 812». Не идут заказчики. По тусовкам походил, визитки по туалетам пораскидывал, ну наконец, попался один. «Хочу, говорит, дом на Невском проспекте реконструировать, в мансарде ресторан сделать и крышу остеклить». Хотел Золотоносов заорать привычные слова: «Уйди, идолище поганое!», а потом про деньги вспомнил, ведь не жрал уже давно, всё на СРО ушло. «А чем я, думает, хуже Земцова и Кондиайнена. Чай, художественную школу закончил, в Академии Художеств пять лет «оттрубил», да и папа мой архитектор и брат, прорвёмся». Сделал проект, оформил как надо, самому понравилось. И пошёл в ГИОП, а там ему и говорят «Уйди идолеще поганое, не ровен час, узнает Золотоносов, с зерном съест!». «Что ж такое, думает Золотоносов. Я от чистого сердца всё делал, самому понравилось, кто, млядь, из нас архитектор?». «Что же делать?» – думает Золотоносов. Аванс уже сожран, он сотрудников набрал, те сидят, рты разинув. Взял он тогда с собой Заказчика и мешок шоколадок, пришли снова в ГИОП. Золотоносова Заказчик за дверью оставил. Через некоторое время выходит Заказчик с согласованным проектом и разрешением надстроить еще два этажа. И говорит: « Давай художник, рисуй! Авансы – говорит – конечно, не возвращаются, но грохнуть могут и за меньшую сумму. Хорошо – говорит Золотоносов – я сделаю проект, но фамилии моей там не будет. А, это пожалуйста – говорит Заказчик, тоже мне Эгерат нашёлся, главное, давай, быстро. Сегодня лист сдаёшь, завтра по нему строим, послезавтра в Экспертизу несёшь.
И нафиг я в это влез – подумал Золотоносов, где же здесь искусство? Вернусь – ка я в критики.