Эксцентричная Рига
Eccentric paths-II, Рига, выставочный зал «Арсенал» Латвийского Национального музея
Текст и фото Алины Гринчель
В Национальном Музее в Риге этим летом (с 10 июня по 2 августа) проходит крупная выставка современного искусства под названием «Eccentric paths-II», то есть «Эксцентричные пути II» (попытка, соответственно, номер 2). Помещение под выставку уникальное – старинный арсенал на окраине старого города. Здания с военным прошлым вообще крайне располагают к размещению экспозиций с вкраплениями современного искусства.
Видеоарт не впечатлил. К тому же, это был видеоарт совершенно разных масштабов – бок о бок филигранная «видеоживопись» Якуба Непраша (Jakub Nepraš), очень физиологичная и, в то же время, не чуждая какому-то прикладному формату, и плохо отпечатавшийся в памяти видеоперформанс на формате 20 на 30 сантиметров, проецируемый на недопрокрашенный кусочек стены в углу выставочного зала. Такое ощущение, что то ли финнов не пригласили, то ли просто сейчас передышка в развитии модного видеотренда.
У Милоша Бода (Miloš Boda) можно найти продолжение линии микромира Непраша (или они таким образом встретились на выставке) – если у второго потоки жизни на видеополотне напоминают течение жизни под микроскопом в каком-то логове насекомых, то первый выставил соты с запаянными в полиэстер насекомыми, которые вместе складываются в изящную фактурку. Биологическая дотошность художника дублирует дотошность ученого из кунсткамеры – научность (наукообразность – ввиду склонности к эмпирии?) перерастает в эстетику.
Полька Малгожата Маркевич (Malgožata Markeviča) поговорила о женщине и женской оболочке, которая состоит из предметов одежды. На фотографиях девушки с черными квадратами вместо лиц показывают неказистые юбочки и кофточки, на которых вышиты трогательные тексты на английском, вроде «Я сделала это сама, правда, вам нравится?». Серия фотографий говорила со мной, то есть зрителем, на какой-то сверхкороткой дистанции восприятия – до ощущения авторского присутствия. Как и работа австрийской художницы Джудит Хемер (Judith Huemer) (Mexicoish), фотографии инсталляций с использованием пестрых домашних халатов из мексиканского магазинчика.
И наоборот – издалека и дистанционно работает скульптурная композиция второго австрийского автора, Джулии Хэйвард (Julie Hayward) – “Equilibration». Слишком похожий по тону на цвет тела, объект тем не менее за счет формы перебарывает инстинктивное восприятие его как родственного человеческому и живому. Хрупкое равновесие между живой и мертвой материей – это очень своевременная реплика со стороны художницы.
Еще про Alina Grinchel
Еще про contemporary art
- Фестиваль «АрхБухта. ЗА В|Ы|ХОДОМ» открылся
- Музей Эрарта представил участников Эрарта Премии — 2024
- Фестиваль «АрхБухта. ЗА В|Ы|ХОДОМ»: приём заявок
Еще про Latvia
- Балтийский архитектурный центр приглашен представить работы латвийских архитекторов на премию Ага Хана в области архитектуры 2013
- PRIVATE / Riga