Форма - портал для архитекторов и дизайнеров
архиблог  конкурсы  галерея   каталог  объявления  форум 
современная архитектура: статьи и обзоры Архитектура после стиля
Стили и направления. Современная архитектура НАПРАВЛЕНИЯ
Проекты -архитектурные проекты общественные здания и частные дома ПРОЕКТЫ
Дизайн интерьера -загородный дом, магазин, клуб и другие ИНТЕРЬЕРЫ
Предметный дизайн, арт-дизайн, дизайн мебели, дизайн металла. ДИЗАЙН
Современные технологии в архитектуре ТЕХНОЛОГИИ
Коллекции мебели от известных дизайнеров КОЛЛЕКЦИИ
Интервью с архитекторами, галерея мастерских. МАСТЕРСКИЕ
Новости российской и зарубежной архитектуры. Архитектурные выставки. Новости
архитектуры
Прямые ссылки на сайты - великие архитекторы и дизайнеры. Все ссылки аннотированные Архипаноптикум
отправить письмо в редакцию сайта Архитектура и дизайн - Форма СВЯЗЬ С НАМИ
Сайт Форма - информация для архитекторов, рекламодателей, заказчиков О САЙТЕ
Rambler's Top100  
 

   Арт-дизайн

   Аксессуары

   Мебель

Мебельные коллекции

Giorgetti.

Pierantonio Bonacina.

Gervasoni.




   Металл



Архитектура времени

Текст: Наталия ШУСТРОВА


По старинным поверьям, привидение отличается от живого человека тем, что не отражается в зеркалах. Время - это "привидение наоборот", невидимое, но постоянно отражающееся во всем, что нас окружает. "Время боится пирамид", - говорили древние в изумлении перед долговечностью творений собственных рук. Но как бы гордо ни звучали эти слова, человечество еще в младенчестве осознало непреодолимое могущество времени, его неумолимое движение. Не в силах справиться с невидимой, но влиятельной субстанцией, люди не могли избежать и неравной борьбы с ней. Борьбы, в которой даже относительный успех воспринимался как победа: недаром в любом обществе слава, способная прорваться в будущее, ценилась выше богатства или власти:

1. Возможно, самое оптимистическое произведение - часы-храм, где время имеет форму солнца, к которому ведут две удобные лесенки. И хотя они начинаются высоко над головой сидящих на ступенях философов, все же есть надежда, что среди стольких мудрецов найдется один, умеющий летать. Красный палисандр, высота 55 см.

2. Эта восхитительно уравновешенная и в прямом, и в переносном смысле композиция из деревянных колесиков ежечасно приходит в движение, заставляя нежно звенеть латунный "органчик". Красное дерево, 120 х 120 см.

3. Резные деревья, сквозь ветви которых виден циферблат, придают часам мягкое сказочное очарование. И в конце концов, так ли важен бег минут на фоне вечно обновляющейся природы?.. Красное дерево, 50 х 30 см.

Может быть, именно желание сделать поступь времени мягче заставило часовщиков и декораторов за_ ключать часовые механизмы в футляры, ничем, кроме циферблата, не напоминавшие о драматизме убе_ гающих мгновений. Похожие на шкафчики настенные часы создавали иллюзию прирученного времени, а более изощренные, с движущимися фигурками и прочими затеями, напоминали безобидные и занятные игрушки. Одним словом, их форма, порой весьма затейливая, не просто маскировала механизм, но отвлекала зрителя от самой сущности процесса, зафик_ сированного с помощью колесиков и стрелок. Мастерство резчиков по дереву и чеканщиков служило для успокоения, а созданные ими часы не пробуждали в людях тайный страх перед ускользающей под мерное тиканье жизнью.

4. Часы-город, не то средневековый, не то Петербург проходных дворов и колодцев. Наглухо закрытые двери, окна$бойницы и человечек, одинаково далекий и от земли, и от неба. Красное дерево, 30 х 30 см.

5. Деревянные часы напоминают итальянские картины эпохи раннего Возрождения, на которых художники любили изображать здание в разрез, чтобы показать, что происходит внутри. Да, мы можем проникнуть в пространство, но манящая глубина упирается в решетку - время торжествует и над ним. Красное дерево, 42 х 42 см.

Двадцатый век - век насильственного прощания с иллюзиями, и часы, которые создает петербургский архитектор Евгений Жук, парадоксально современны. Современная беспощадность, с которой автор обнажает бесчеловечное торжество времени, находится в парадоксальном контрасте с привычным материалом и архаическим способом его обработки. Часы мастера сделаны из деревянного массива, а детали выточены на дедушкином станке с ножным приводом. Создавая их, он словно бросает вызов излюбленному в наши дни способу преодолевать быстротечность дней за счет скорости. Его труд медленный, а произведения полны расточительной тщательности. Глядя на них, невольно вспоминаешь Кастанеду, утверждавшего, что единственный шанс спасения заключается в безупречности. Мастера завораживает сам процесс работы, и, наверное, поэтому его часы, несмотря на выраженную в них видимую победу времени, вызывают не страх, а восхищение.

6. Часы из красного палисандра, 30 х 40 см.

7. Эта "башня времени" выточена из палисандра. Лестница, поднимающаяся по спирали, внезапно обрывается на пути к полусферическому куполу с механизмом, без слов говоря о недоступности времени. Причудливая архитектура сооружения, в котором почти античные колонны сочетаются с решеткой, а на куполе, похожем на фрагмент собора, красуется минималистский циферблат, воплощает привлекательность и тщетность человеческих усилий. И человечек, замерший в глубоком раздумье у нижних ступеней, кажется на этом фоне вопиюще маленьким и одиноким. Однако в целом все очень гармонично, и все на своем месте: время парит на недосягаемой высоте, ступени терпеливо взбираются вверх, а человек думает: Красный палисандр, высота 70 см.

8. Барабаны с цифрами - предки современных циферблатов. Петербургский архитектор Евгений Жук использовал в своем произведении мотив колеса, превратив эти часы в своеобразный памятник детству механики, эпохе первых паровозов и швейных машин. Красное дерево, высота 60 см.