”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Филипп Старк: диктатура радости.

Текст: Федор Ращевский.

Дизайнер Филип Старк. Designer Philipp Stark

Словами "многогранный", "неоднозначный", "эксцентричный", "противоречивый" оперируешь совершенно непроизвольно, если речь заходит о том или ином дизайнере, достойном и разговорного и печатного упоминания. Иначе говоря, эти слова уже давно ничего не объясняют и даже не выражают отношения, не являются оценкой личности, они как в математике, по сути "условия необходимые, но не достаточные":

В дизайне уже стало правилом внутреннее профессиональное деление на "предметников", "средовиков" и "графиков", а уж среди "предметников", на тех, кто занимается транспортом, мебелью, светильниками, бытовой техникой, предметами домашнего обихода и т.д., не удивляйтесь, если в Нью-Йорке вы встретите на улице человека, на полном серьёзе называющего себя "дизайнером по шоколаду". Другими словами мы с вами обитатели мира тотального Дизайна. Это обстоятельство с одной стороны радует, но с другой - увы. Многие производители (наши отечественные особенно) в этих достаточно жестких конкурентных условиях демонстрируют поистине олимпийский принцип отношения к дизайну - "главное не победа, а участие". Но не будем о грустном.

Дизайнер Филип Старк. Designer Philipp Stark

В мире есть только один человек, вполне способный послужить идеалом творца нашего столь эстетизированного времени. Можно прожить целый день, а то и всю жизнь, в доме спроектированном ИМ, будучи окруженным предметами вышедшими из-под ЕГО карандаша, пользоваться ими, отправляться в путешествие на придуманном ИМ транспорте, и не испытывать недостатка ни в чём кроме пожалуй только: авторского шоколада. Всё это - Филипп Старк.

Он с одинаковым энтузиазмом берется за любой проект, но если вы считаете, что он "всеяден", то вы глубоко заблуждаетесь. Его принципиальной творческой позиции могли бы позавидовать многие моралисты от искусства: "мы не работаем в производстве оружия, мы не работаем для производителей крепкого алкоголя или табака, мы не работаем для религии, и мы не работаем для кого бы то ни было, использующего деньги из сомнительных источников, что становится все более сложным:" Старк работает для всего остального мира. Для него, как кажется, не существуют расстояния и часовые пояса. Он строит в родной Франции, в Мексике и Японии, выполняет заказы итальянских, германских, английских и Бог знает каких ещё производителей. И все это в испанском местечке Formentera, в доме, который по словам самого хозяина стоит "посередине пустоты, без воды или электричества, с фасадом обращенным к Средиземному морю:". Он находится там столько, сколько способны работать без подзарядки аккумуляторы мобильного телефона и ноутбука, благодаря которым он осуществляет "управление через отсутствие" своим "чрезвычайно компетентным парижским офисом". Там он получает столь необходимое ощущение отстранённости от мира, которому он так нужен.

Перефразируя Сальвадора Дали, считавшего, что для того чтобы быть гением необходимо всего два условия, первое из которых - родиться в Испании, а второе - называться Сальвадор Дали, можно сказать, что для того чтобы быть гениальным дизайнером надо родиться во Франции (желательно, конечно, в Париже), а называться необходимо Филипп Старк.

Оба эти условия счастливо совпали 18 января 1949 года, когда в Париже в семье Старк появился на свет мальчик, которого родители назвали простым французским именем Филипп. Всё состоялось.

Состоялось еще, возможно, и потому, что отец Филиппа был авиаконструктором, а чертежные инструменты стали первыми "игрушками" будущего мастера. Уже в 18 лет Старк основал своё первое проектное бюро, которое занималось рекламными надувными инсталляциями. Дальше была учеба в Художественном Колледже, ну а дальше - тысячи объектов, интерьеров, построек, более пятнадцати международных премий в области Дизайна и Архитектуры, первая из которых "Oscar du luminaire 80" - наверное наиболее символична.

Даже когда Старк впрямую не работает со светом, то есть не проектирует, например, освещение для бутика "HUGO BOSS" в Париже, или не изобретает новую настольную лампу вроде знаменитой однорогой "ARA", свет наполняет его объекты.



Светильник Дизайнер Филип Старк. Designer Philipp Stark

Абсолютно не важно, пробивается ли он к вам сквозь теплый лак деревянной спинки кресла или кожаной обивки дивана, бликует ли на стеклянной скатерти стола Fiam "Illusion". Старк заставляет все свои объекты улыбаться, как улыбается маленький телевизор Thomson ZEO.

телевизор Thomson ZEO.Дизайнер Филип Старк. Designer Philipp Stark

Филипп Старк замечательный шутник - о нём невообразимо трудно говорить серьёзно, но уж когда он серьёзен, его начинаешь воспринимать с тем необходимым вниманием, которого он заслуживает. В течении четырех лет к его шуткам и весьма деловым советам прислушивалась одна из крупнейших европейских высокотехнологичных компаний - "THOMSON".

Придя в этот концерн на должность художественного директора, Филипп Старк перевернул с ног на голову всю дизайнерскую и маркетинговую политику компании, тем самым помог "THOMSON" осуществить прорыв на рынке не только во Франции, но в мире. Вот что сам Старк рассказывал о своей тогдашней деятельности: ": Моей главной задачей в течение четырех лет, когда я работал художественным директором в "THOMSON" было сделать компанию добродетельной. Не потому что у компании было желание делать зло, но потому что они просто утратили свою основную задачу в жизни - быть полезным, использовать свои умения, для того чтобы быть полезными. Для достижения этих целей мне необходимо было играть роль дружественного "внутреннего врага".

То есть захватывать интерес этой большой компании так, чтобы они делали свои деньги доступными и приносящими радость. Исследовать их возможности, их дистрибьюторские сети, для возврата к тому что есть - начало координат всех их действий - обслуживание других. Это даже означало для меня заменять слова, которые они используют.

Одно из дел, которое я сделал в "THOMSON", это заставил их изменить название. Существовавшее название "THOMSON" должно было быть заменено на TCE, "Thomson Потребительская Электроника", и я спросил их: Ну, кто хочет быть " потребителем электроники? " Во то время, мне посчастливилось работать с экстраординарным управляющим, Аланом Престатом, который схватывал мои мысли налету. Мы выбрали имя, "THOMSON Мультимедиа", потому что он делал ставку на технологические успехи мультимедиа, да и я хотел донести до владельцев фирмы мысль о многочисленности путей, которые такая компания должна использовать, для того чтобы выразить себя, если требуется действовать нравственно. Для чего делать красивые телевизоры, если все, что Вы можете наблюдать на их экранах - полное дерьмо ...

Другая, не менее важная тема - я вообще объявил вне закона слово "потребитель" на всех встречах компании, и настаивал на замене этого слова словами " мой друг ", " моя жена ", " моя дочь ", " моя мать ", или я сам. Это совсем не одно и то же , если Вы говорите: "Это не имеет значения, это - дерьмо, но потребителям это сойдет, они смогут этим пользоваться" или, если Вы начинаете снова, и говорите: "Это - дерьмо, но это не имеет значения, моей дочери это сойдет, она сможет этим пользоваться"... Внезапно Вы больше не сможете с этим мириться. Таким образом существует огромная задача, которая будет выполнена с подобного рода символическим репозиционированием, с использованием только одного слова.

Маркетинговая, а вместе с этим и психологическая задача , которую я решал в "THOMSON" это изобретение основного лозунга компании: " Thomson: от технологии к любви ", и снова это полностью репозиционировало проблему. Потому что теперь мы говорили, что технология сама по себе не конечная цель, но только средство - и, что реальная цель, конечная цель, была то, что всегда было заложено как первоначальный приоритет, гуманность, чей фундаментальный критерий - любовь:"

Он безусловно талантливый бизнесмен, однако его цель не просто выгодно продавать товары под собственной маркой. Старк как всегда мыслит парадоксально, желая заставить свои авторские предметы стать частью мира, а не достоянием некоего, пусть и весьма посвященного, но узкого круга эстетов : "важно, насколько доступны эти изделия. Это абсолютно необходимо для "де-элитизации" качественных объектов, чтобы делать самые лучшие вещи доступными самому большому числу людей. Если идея правильна, и если это может быть воспроизведено снова и снова, было бы преступлением не повторить это. Это означает, что мы должны работать на восстановление достоинства слова "популярный".

Одновременно с этим Старк явно недолюбливает конвейер, рутину, обыденность, и это неудивительно.

Однажды в интервью он сказал: "В 50-ых годах, один из "отцов" Дизайна, Раймонд Лоеви, изобрел лозунг, подходящий и для его собственного успеха и, частично, для развития дизайна как такового: " уродство не продается хорошо. " В то время, он, возможно, был прав, но я боюсь, что эта формула была структурно некорректна. Мы должны выбраться из этой пропасти, мы должны забыть формулу Лоеви, мы должны понять, что " уродство не продается хорошо " означает, что дизайн - просто раб промышленности и производства, роль которого помочь вещам продаваться. Структурно это больше не то, ЧТО мы делаем.

Сегодня, проблема не в том, что производя больше, вы сможете продавать больше. Фундаментальный вопрос - это право продукта на существование.

И это - дизайнерское право и обязанность - задаваться вопросом относительно соответствия изделия правилам и оценивать оправданность его появления. И эта якобы антииндустриальная позиция прекрасно мирится в нем с желанием сделать свои работы массовым продуктом. Лишить их налета элитарности и снобизма: "Объекты не должны служить средствами представления денег так, чтобы люди могли оскорблять этим собственных соседей. Многое из сегодняшней продукции не делает ничего другого. В смысле - "я заработал кучу денег, мои источники доходов больше чем ваши, а вы можете просто fuck off".

Будучи человеком последовательным, и, как видно, не бросающим слов на ветер, Старк действительно навязывает некоторым производителям достаточно низкие цены на свои объекты. Другой же путь, по которому он движется - это производство очаровательных бытовых предметов, незаметных, но и незаменимых : наручные часы, мухобойка, ручная соковыжималка или зубная щетка.

Однако площадкой высших достижений для Старка всегда было проектирование мебели, а в частности - стульев. Тот, кто хоть однажды имел удовольствие сидеть на старковском стуле уже не за будет этого никогда. Если в темной комнате поставить перед вами три разных стула и предложить их "протестировать" - уверен вы выберете стул Старка. Просто это очень удобная мебель. Когда же в комнате зажжется свет, вы сможете вполне насладиться тонкой игрой виртуоза с формой и конструкцией, цветом и фактурой. И не суть важно будет ли это знаменитый "Dr. Glob" с его тонкой спинкой, контрастирующей с массивным сиденьем, или респектабельный "King Costes", обнимающий гостя, или брутальный "J. (Serie Lang)" как будто вырубленный из единого куска гранита, или шедевр легкости "Doctor Sonderbar" - список можно было бы продолжать бесконечно долго.

дизайн мебели. Стол. Дизайнер Филип Старк. Designer Philipp Stark дизайн мебели. Кресло. Дизайнер Филип Старк. Designer Philipp Stark дизайн мебели. Стол. Дизайнер Филип Старк. Designer Philipp Stark дизайн мебели. Стул. Дизайнер Филип Старк. Designer Philipp Stark

Главное - это то, что все к чему прикасалась рука Филиппа Старка дизайнера-чудотворца, становится частью вашего сердца и сердца самого автора. Круговорот замыкается, позволяя осуществляться мечте самого радостного диктатора на свете - дать людям возможность хоть на секунду стать счастливыми.

Статья, впервые опубликованная в журнале Design Illustrated, размещена на сайте с разрешения автора. При подготовке использована эксклюзивная фотография Филиппа Старка, предоставленная Евгенией Микулиной.



ДИЗАЙН

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru







   Арт-дизайн

   Аксессуары

   Мебель

Мебельные коллекции

Giorgetti.

Pierantonio Bonacina.

Gervasoni.




   Металл



ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления