”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Вечный эмоциональный дизайн 60-х

Текст: Александр Яловенко


дизайн мебели. Итальянский дизайнер Гаэтано Пеше.

Гаэтано Пеше

Дизайн мебели. Итальянский дизайнер Марио Беллини

Марио Беллини

В любую эпоху создаются шедевры дизайна, по техническому технологическому уровню соответствующие своему времени и сильно выигрывающие за счет естественной выразительности. Некоторые подчас изготавливаются и продаются десятки лет. Над ними невластно время. Созданные в прошлом, они оказываются очень полезными именно нашим современникам.
Эта история случилась сорок лет назад и до сих порслужит примером появления не только новой идеологии дизайна, но и новой пластики и технологии, породившей оригинальные виды мебели, ее новую сценографию и тип экспозиции, а также тип рекламы, который раздвигает границы возможностей дизайна. Все это вместе и предопределило рождение эмоционального дизайна и появление дизайнеров нового типа.

Дизайн мебели. Кресло из серии UP. Дизайн Гаэтано Пеше и Марио Беллини Дизайн мебели. Кресло из серии UP. Дизайн Гаэтано Пеше и Марио Беллини Дизайн мебели. Кресло из серии UP. Дизайн Гаэтано Пеше и Марио Беллини

Произошло давно ожидаемое возрождение серии «UP», внешний вид которой в свое время воспринимался как одно из самых сенсационных проявлений современного дизайна. Спроектированная Пеше в 1969 году серия состоит из семи изделий различных размеров, обтянутых особым материалом. Их антропоморфические формы остаются неизменными и спустя 30 лет после своего появления. Самое знаменитое из этой серии, ставшее истинным эталоном – кресло «UP 5» – большие материнские колени, которые напоминают нам о древних статуях божества плодородия. В новой серии, названной «UP 2000», это кресло окрашено в черный, красный, желтый, глубокий фиолетовый и серый цвета.

В 1966 году Цезаре Кассина и Пьеро Бузнеллиосновали новую фирму C&B Italia (Кассина и Бузнелли). Кассина уже был владельцем одной из крупнейших итальянских мебельных фирм. Бузнелли взял курс на промышленное оснащение производства прогрессивным оборудованием, а не на привычное использование кустарной технологии. Собранное в цехах мощное оборудование позволило предоставить дизайнерам наиболее передовые технологические возможности. Приглашенные Бузнелли знаменитые итальянские дизайнеры Беллини, Маджистретти, Джо Коломбо, Афра и Тобиа Скарпа, Дзанузо, Пеше вскоре дерзко ворвались на мебельный Олимп.
В 50 е годы дизайн, опиравшийся на теорию функционализма, испытывал определенный кризис. Позитивистская вера человека, как считал Марио Беллини, должна привести к созданию вещей, способных в свою очередь стимулировать создание других предметов. В культурных дебатах уже разграничивались функциональность и эстетическая наполненность предмета. Дизайнеры пропагандировали фантазию, изобретательность, цветной объект, способный ежедневно меняться. Намеренно введенное разнообразие комбинаций стало единственным фактором, противостоящим надоедливой тяжелой мебели и обстановке офиса. Возникла необходимость поиска культурной базы, изучения разнообразных тенденций дизайна.
Выдающийся итальянский дизайнер Этторе Соттсасс, выступавший против засилья функционализма, писал:«Я всегда старался проектировать вещи, которые могли бы отвлечь от насилия, жестокости, морализаторства. По существу, я всегда рассматривал дизайн как профессию проектирования скорее игрушек, чем товаров. Игрушек в самом высоком смысле этого слова, то есть предметов, помогающих раскрыть глаза, а не закрыть их, замкнувшись в самоизоляции и жажде обладания».
Идеи поведенческого дизайна представлены в творчестве ведущих дизайнеров фирмы C&B ItaliaГаэтано Пеше и Марио Беллини. Они совершили невиданный прорыв не только в итальянском дизайне, завоевавшем к тому времени авторитет и ведущее положение в мире. Созданные ими изделия, сопровождаемые впечатляющей рекламной кампанией, что было нехарактерно для 60 х годов, стали долгожителями на рынке. И, что является феноменом для нашего времени – конца ХХ века, – они нисколько не устарели, хотя создавались совсем для другого времени и по иной технологии.
Родившийся в 1939 г. в итальянском городе Ла Специя Гаэтано Пеше с 1956 г. изучал архитектуру в Университете в Венеции и окончил его в 1965 г. Его первая работа оказалась событием в мире дизайна, где он показал себя как первооткрыватель, новатор, своеобразный архитектор. Ряд кресел «UP», спроектированных Пеше для C&B Italia, стал эмблемой не только их создателя, но и фирмы. Эмоции и точный расчет позволили Пеше получить новые «трехмерные элементы» дизайна. Мебель серии «UP» приобрела сущность, вес, цвет.

Дизайн мебели. Кресло из серии UP. Дизайн Гаэтано Пеше и Марио Беллини Дизайн мебели. Кресло из серии UP. Дизайн Гаэтано Пеше и Марио Беллини

Резиновое надувное кресло, родоначальник мебель ного семейства «UP», имеет превосходные анатомические характеристики. Пеше создал это необычное кресло, а точнее – серию мебели, в 1969 году. В памяти возникают доисторические мотивы, узнаваемый антропоморфный образ богини плодородия, большие материнские колени. Круглый мяч одновременно служит пуфом или подставкой для ног, прикрепленной шнуром к креслу и отлетающей от него при ударе на расстояние фута. Гаэтано говорит: «Это дизайн, в котором я выразил свой взгляд на женщину: поневоле она является пленницей самой себя. Мне так понравилась идея придать креслу форму женского тела с мячом у ног… Это традиционный образ пленника». С точки зрения грамматики рынка и футурологии, проект кресла показал, насколько фирма C&B Italiaоткрыта новым идеям.
Для серии кресел «UP» были проведены исследования полиуретана в соответствии с особенностями производства антропоморфных форм. Пеше содействовал изучению функциональных качеств полиуретана.
Кресло Пеше все же не было конструктивным откровением 60 х годов. В ходе экспериментальных работ уже было создано несколько надувных изделий. Этой теме была посвящена выставка «Надувные структуры», проходившая в 1968 году в Париже. Представленные там модели обладали такими качествами, как легкость, пространственность, беспредельно свободная пластичность, необычность формы.
К этому времени тема надувных конструкций стала чрезвычайно модной. Французские дизайнеры Ж. Обер, Ж. Юнгман, А. Стинко создали надувное кресло. Cверхлегкие сидения пневматической архитектуры итальянских дизайнеров Де Пас, Д ‘Урбино, Ломацци и Сколари «Blow», разработанные в 1967 году фирмой «Дзанотта», также произвели фурор на рынке. Итальянские архитекторы сконструировали 17 метровый надувной конкурсный павильон национальной выставки для Всемирной экспозиции в Осаке 1970 года. Пневматическая структура для французского павильона была разработана архитектором Квазаром. Работы велись и для некоторых японских павильонов.
Проектированием надувных моделей увлекались самые молодые дизайнеры: Ж. Обер (р. 1935г.), П. Юнгман (р. 1935г.), А. Стинко (р. 1934г.), А. Кварми (р. 1935г.), Квазар (р. 1935г. ), трио Де Пас, Д ‘Урбино и Ломацци.Несколько позже к ним присоединился Гаэтано Пеше (р. 1939г.), прошедший уже период оп арта, со зрелыми произведениями, чья образная выразительность, своеобразное и символическое художественное решение высоко ценятся до сих пор.

Дизайн мебели. Кресла из серии UP. Дизайн Гаэтано Пеше и Марио Беллини

Весь ряд кресел «UP» в различных характерных расцветках а также их упаковка, впервые произведенная 30 лет назад. Автором ее графического дизайна и конструкции был Энрико Трабакки. Высокоценимый Пьеро Бузнелли, Трабакки рано ушел из жизни. Он также является автором экспозиций C&B Italia «Camaleonda», «Le Bambole» и прекрасных элементов фирменного стиля B&B Italia и Maxalto.

Презентация изделий «UP» — «Gemini», как назвала ее фирма, также была оригинальной, запоминающейся и пользовалась большим успехом на Миланской мебельной выставке 1970 года. В ходе инсталляции тягостная атмосфера полета на космическом корабле в замкнутом параллелепипеде среди белых манекенов астронавтов внезапно сменялась веселым видом ярко зеленой лужайки cо свободно расположенными жизнерадостными пятнами – изделиями C&B Italia из серии «UP».
Примером новой рекламной кампании явилась презентация серии «UP» фирмы C&B Italia, талантливо снятая фотографом Зауггом. Свежее, оригинальное решение заполнило страницы дизайнерских изданий. На фоне седых скалистых гор разместилось семейство «UP» и манекенщицы в черных трико и черных шапочках или в белых трико и белых париках.

Рекламные съемки для серии «UP», проведенные талантливым фотографом Заугг в экзотическом ландшафте среди седых утесов. Над скрытой в расселине группой сказочных белокурых эльфов и семейством сидений «UP» сверху нависает огромная ступня, специально спроектированная Пеше.

Дизайн мебели. Кресла из серии UP. Дизайн Гаэтано Пеше и Марио Беллини

Образное решение утопического жилища – убежища двоих людей в условиях полного одиночества – было представлено на большой выставке «Италия: новый жилой ландшафт», проходившей в Нью Йорке в 1972 году. Пеше создал гипотетический подземный город, якобы возникший в «Период Великого Загрязнения» после 2000 года открытый археологами около 3000 года. Дизайн Пеше выражает его собственную точку зрения на жилую среду и основан на концепции золированного жилого ландшафта, тревожной и зловещей архитектуры как нового средства отрицания. В причудливой стереометрии фантастического подземного жилища воплотились представления экзистенционализма, модного в то время философского течения. Пеше становится дизайнером экзистенциалистом, для которого границы между жизнью и смертью так несущественны, что одно может заменить другое. Он основывает свои изыскания на исследовании самых общих психологических черт потребителя: беспокойстве, тревоге, желании смерти и страхе.
На этой выставке видные итальянские дизайнеры Гае Ауленти, Марио Беллини, Джо Коломбо, Альберто Росселли, Этторе Соттсасс, Гаэтано Пеше, Марко Дзанузо, Рихард Саппер и др. устроили подлинный фестиваль утопических проектов. Живой, драматический дизайн представила именно компания С&В Italia. Такова, очевидно, была пульсирующая атмосфера на фирме, способствующая созданию превосходных изделий.

Дизайн мебели. Декоративный элемент из серии UP. Дизайн Гаэтано Пеше и Марио Беллини

Декоративная «ступня» входит в серию «UP», имеет значительные размеры (160 х 80 см), изготовлена в вакуумной технике. Обита эластичным материалом («UP7»)

Первым проектом на выставке, оплаченным поддержанным спонсорами, был проект Марио Беллини, известнейшего итальянского дизайнера, представленный по инициативе Музея cовременного искусства в Нью Йорке. Спонсором движущейся экспозиции Беллини были фирмы «Кассина» и C&B Italia, а также фирмы «Пирелли» и «Ситроен». Проект назван «Кар а Сутра» и разработан Марио Беллини в сотрудничестве с братом Дарио, Франческо Бинфаре и Джорджем Орилья для автомобиля, интерьеру которого на основании антропоцентрической концепции придана эластичная свобода. Беллини утверждал: «Что есть автомобиль, как не движущее ся жилое пространство с полом, стенами, дверьми- окнами, словно в доме или в офисе? Мы проводим в автомобиле значительную часть времени». Во время перформанса семеро одинаково одетых в черное трико и загримированных моделей расположились в зеленом ребристом автомобиле, а по сути – в микроавтобусе, заполненном мягкими зелеными подушками. Салон автомобиля объемом 8 м 3, спроектированный с максимальными удобствами:доступ с любой стороны, люк на крыше, комфортные кресла сидения, – позволял не только расслабиться и отдохнуть, но жить в нем. «Кар а Сутра» – гипотетический автомобиль, типичный для наших дней. Беллининикогда не терял времени на утопические мечты и создание редко используемых вещей.

Первой инсталяцией жилой среды в Нью Йорке на выставке «Италия: жилой ландшафт» была «Кар а Сутра», спроектированная Марио Беллини. Эта работа расширила представление об автомобильном пространстве, как о месте, где можно лежать, стоять, спать, смеяться, встречать восход солнца...

Инсталляция на выставке в Нью Йоркею Дизайн Марио Беллини

Марио Беллини, гений пластики и эмоционального восприятия проблем дизайна, родился в 1935 году и закончил факультет архитектуры Миланского Политехнического института в 1959 году. Беллини довелось встретиться с Пеше в фирме C&B Italia в работе над близкими по тематике проблемами. Его решения были свежими и во многом сходными с решениями Пеше, однако не было в Италии дизайнеров, столь различных по характеру творческой манере.
Одно из изделий C&B Italia Беллини по своей известности в мире и дальнейшей судьбе на фирме близко созданному Пеше семейству «UР». Речь идет о семействе «Le Bаmbole» («Кукла», 1972 год). Как и многочисленное сказочное семейства Чипполино, семейство мягкой мебели «Le Bаmbole» представляет поистине бесконечный ряд: «Бамболунге», «Бамболетто», «Бамболеттоне», «Бамболе», «Бамбанголо», «Бамболине», «Бамбуфф», «Бибамбола», «Трибамбола», «Бамболеус», «Бамболона», «Бамболонго», «Бамболас», «Бамболинас», «Бамбогало», «Бамбанголи», «Бамбагалонго».

Дизайн мебели. Серия мебели Le Bambole, дизайнер Марио Беллини Дизайн мебели. Серия мебели Le Bambole, дизайнер Марио Беллини

Семейство «Le Bambole», спроектированное Марио Беллини.

Каждая составляющая этого ряда была технологически новой. Изделие по новому представляло концепцию сидения и связанные с ним тактильные ощущения. Кресло изготовлялось из полиуретановой массы на металлическом каркасе. Поверхности, предназначенные для сидения и облокачивания, были оклеены несколькими слоями поролона различной степени плотности. В результате появилось мягкое сидение с приятными очертаниями. Система по структуре напоминала тряпичную куклу прошлых времен, близкую по морфологии человеческому телу. Эротические элементы «Куклы» стали сюрпризом и придали оригинальный облик рекламной кампании этого семейства.
«Говорящая кукла» в исполнении модели Донны Кара впервые была использована в рекламной кампании такого серьезного журнала, как «Домус», произвела ошеломляющий эффект.
Беллини с энтузиазмом воспринял призыв Бузнелли использовать современнейшую технологию, талант дизайнеров, их инициативы в формообразовании изделий. Функциональность понимается в лучших созданиях итальянского дизайна шире, чем просто практическая полезность. В дизайне происходит интеграция скульптурной формы и функциональных принципов. Марио Беллини утверждал:«Скульптурная форма – это не магическая формула, но совершенно ясная задача получения криволинейных профилей путем растяжения и вытяжки. «Бамболе», – продолжает Марио Беллини, – не одета в материал. Это вещь, сконструированная вместе с материалом. Она имеет структуру эластичной мембраны».
Презентация системы «Камалеонда» состоялась в 1972 году на одной из главных итальянских выставок «Евродомус 4» в Турине. Мягкая, округлая, комбинируемая при использовании, перетянутая резиновыми жгутами «Камалеонда» и соседствующая с ней система «Куаттро Гатти» с прямоугольными пластиковыми кубами превратили выставочный зал в фантасмагорическую композицию. Беллини, Энрико Табакки, Ливио Кастильони и фирма C&B Italia устроили феерический перформанс. В зеркальных стенах отражались диваны, столы, закрепленные на полу, стенах и потолке, а также матерчатые манекены с вмонтированными приемниками «Брионвега» и лампами, спускавшими световые и звуковые сигпалы. «Новые жители» своими свободными позами и запрокинутыми головами напоминали астронавтов в невесомости. Они многократно отражались в зеркалах стен, разрушая понятия пола и потолка и превращая реальность интерьера в фантастический хаос космического жилища. Этот структурный органический симбиоз был самым интересным зрелищем на «Евродомусе».
Следующее появление семейства «UP» – еще одно театрализованное представление на Миланском мебельном шоу в 1988 году. По наклонной плоскости большой деревянной дощатой пирамиды в беспорядке катились цветные фрагменты изделий B&B Italia(так фирма C&B Italia стала называться с апреля 1973 года), в том числе элементы системы «UP», не исключая декоративную ступню и летящие шары. Шоу демонстрировало передовые идеи, технологии, материалы и новейший дизайн.

Мебельная выставка.B&B Italia 1988г

Стенд B&B Italia на Миланской мебельной выставке 1988 года с фрагментами многочисленных изделий демонстрирует новаторские идеи фирмы, ее историю, технологию, дизайн и материалы, в том числе – для различных сидений ряда «UP».

Многие дилеры интересовались возможностью воспроизведения серии «UP». Некоторые из представительниц прекрасного пола при посещении шоу рум В&B Italia с удовольствием залезали в объемистое надувное мягкое кресло, удобно располагались в нем с ногами покидали его с большой неохотой. Но фирма В&B Italiaзаговорщически молчала. Однако время шло, В&B Italia вновь выкупила авторские права у Гаэтано Пеше. С 2000 года фирма возобновила производство серии «UP», но уже под названием «2000». Комплект мебели, как и раньше, включает семь объектов, в том числе огромную декоративную ступню. Фирма В&B Italia давно уже поддерживает реальные начинания своих дизайнеров и продвигает созданные ими дизайнерские продукты.
Помимо возрожденной серии «UP», до сих пор остается в ассортименте фирмы глава семейства «Бамболе» 1972 года – двухместный диван Марио Белли ни «Бибамбола», а также другие дизайн изделия эпохи 60 х. Год назад фирмой стали воспроизводиться стулья для отдыха, спроектированные еще в 1966 году. На последней выставке в Кельне важным элементом экспозиции фирмы стала звезда 60 х годов – универсальная лампа Гае Ауленти, давно сотрудничающего с В&B Italia.
Творчество Пеше охватывало сферы архитектуры, дизайна, музыки, мод, городских пространств. Этот многогранный архитектор сотрудничал с замечательными дизайнерскими фирмами, хотя ни для одной из них не создал ничего подобного ряду полиуретановой мебели для B&B Italia. Как и Беллини, он продолжал интенсивно заниматься архитектурой. В 80 х годах он создал ряд нетрадиционных проектов с грифом «впервые».
«Children ‘s House» в Париже (1995 г. )– первый пример фрагментарной архитектуры, «Pluralist Tower» в Бразилии (1987 1989гг. )– первый пример неоднородной архитектуры, «Organic Building» в Японии (1990 1993гг. )– первый пример городского здания вертикального сада, «Gallery Mourmans» в Бельгии (1994г. )– первый пример интерактивной пространственной галереи, «Cheat/Day Office» в Нью Йорке (1994г. )– первый пример виртуального офиса.
В конце 70 х годов, завершив сотрудничество с фирмами Olivetti, Cassina, B&B Italia, Brionvega и другими, Беллини стал главным редактором ежемесячного архитектурного журнала «Domus», а затем посвятил себя архитектуре больших пространств и грандиозных пластических объемов. Многие престижные проекты Беллини, разбросанные на Ближнем Востоке, России, Японии, США, Италии, по прежнему поражают своей оригинальностью.

ДИЗАЙН

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





   Арт-дизайн

   Аксессуары

   Мебель

Мебельные коллекции

Giorgetti.

Pierantonio Bonacina.

Gervasoni.




   Металл



ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления