—олидарность с прошлым

¬ ѕетербурге, в креативном кластере “ƒом культуры”, расположенном на территории ƒ  √ј«ј* проходит VIII международный паблик-арт фестиваль јрт проспект. ≈го тема – “‘ормы солидарности”.

Ћаура  ац, основатель фестивал€ јрт проспект
—юзан  ац (—Ўј) – основатель фестивал€ јрт проспект


¬ 2021 году еЄ, вроде бы, естественно трактовать как попытку противодействовать ковидной разобщЄнности, но нет. ћощное здание с €ркой судьбой заворожило художников и заставило отвлечьс€ от актуальной повестки, чтобы погрузитьс€ в несбывшиес€ мечты предшествующих поколений.

¬о вс€ком случае, на пресс-показе нам продемонстрировали преимущественно произведени€, прив€занные к нынешнему месту и прошедшему времени. »х авторы отодвинули лежавшую на поверхности отсылку к знаменитой разрешЄнной выставке нонконформистов, случившейс€ на территории ƒ  √аза в 1974 году, переосмысл€€ неосуществлЄнную советскую утопию, страшную, но прит€гательную.

художник ћиша √удвин
художник ћиша √удвин

Ћогично: несосто€вша€с€ иде€ поступательного движени€ к счастью всего человечества на фоне упадка и безвери€ чарует, как коротка€, но €рка€ жизнь какого-нибудь интуитивно отча€нного рокера или осмысленно отча€нного народовольца.

Ђѕоследн€€ половинаї, Ћуиза  олдуэлл и —аша Ѕраулов
Ђѕоследн€€ половинаї, фрагмент инсталл€ции, художники Ћуиза  олдуэлл (лева€ часть текстильного диптиха) и —аша Ѕраулов. ƒл€ бахромы, обрамл€ющей снесЄнный с лица земли гигантский нефт€ной бак, Ћуиза использовала остатки денег, изрезанных шредером

Ќа выставке есть работы, посв€щЄнные символичным, но вполне материальным утратам. ¬от псевдосоветские знамЄна с рекламными слоганами от ћиши √удвина, пародирующие современное безверие и непреход€щий российский пафос. ј вот текстильна€ инсталл€ци€ по мотивам разрушенной или рискующей погибнуть “р€довой” архитектуры ѕетербурга и Ќью-…орка под названием Ђѕоследн€€ половинаї от художницы из Ѕруклина Ћуизы  олдуэлл и питерского дизайнера —аши Ѕраулова, который на одном из полотнищ вышил круглую баню на площади ћужества – к смущению американки, узнавшей из моих уст, что это здание и сегодн€ живее всех живых. »ли образчик дополненной реальности: объект, посв€щЄнный попуга€м, некогда украшавшим своим присутствием фойе. јнна ћартыненко создала призрачный пам€тник местной экзотике, намекавшей на существование других стран, которые ещЄ предсто€ло осчастливить.

јлександр Ўишкин-’окусай
художник јлександр Ўишкин-’окусай

— ними соседствуют формально более абстрактные произведени€, вроде серии плоских скульптур из фанеры Ђ¬арвара Ц ты волчица, Invisible Glamї, созданных јлександром Ўишкиным-’окусаем. ќни раз и навсегда запечатлели отражени€ окружающей среды, лишЄнной малейшего намЄка на любую роскошь, кроме роскоши запустени€, оккупировавшей и старое здание с колоннами, и дворовое пространство, и прилегающий к нему великий недострой – станцию метро “ѕутиловска€”, которой, суд€ по всему, выпала судьба коммунизма.

Ђ¬арвара Ц ты волчица, Invisible Glamї
»ллюзи€ объЄма – очень подход€ща€ метафора советской культуры, где мастерство и талант часто служили дл€ придани€ глубины плоским фигурам и примитивным мысл€м. ‘отографии, имитирующие зеркала – атрибут шокирующей стабильности упадка и, вместе с тем, дань реальности, способной сопротивл€тьс€ окончательной погибели.

Deus Excavator ( ерим –агимов и ѕетр Ўвецов)
перфоманс Ђƒвухголовый мамонтї

¬прочем, здани€ и пейзажи гибнут повсюду, а полномасштабный крах всеобъемлющих надежд – €вление более редкое и менее международное. «десь на авансцену выходит вдохновенный труд, приближающий прошлое. ≈му и посв€щЄн превосходный перфоманс Ђƒвухголовый мамонтї, созданный группой Deus Excavator ( ерим –агимов и ѕетр Ўвецов) в содружестве с археологом-любителем и скульптором из “ехаса ƒжошуа √удом.

 ерим –агимов
художник  ерим –агимов

художник ѕетр Ўвецов
художник ѕетр Ўвецов

“ћы хотим копать”, – произнос€т действующие лица, начина€ рыть предварительно перекопанную землю, чтобы сначала извлечь из под неЄ книги ѕлатонова, а потом докопатьс€ до сплющенного временем мамонтЄнка. ќни работают лопатами и читают вслух чудесную платоновскую прозу, воспевающую жестокие мечты полуграмотных строителей коммунизма, но останавливаютс€ на артефакте, напоминающем о детЄныше мамонта, которого достал советский золотодобытчик в 1977 году. ќдна из последних хороших новостей социализма, некогда усиленно размноженна€ печатной прессой, трансформируетс€ в запланированное происшествие с фантастическим существом, которому ещЄ предстоит реанимаци€ и насто€щее размножение – клонирование с помощью специального устройства.

мамонтЄнок, перфоманс

¬рем€ постсоветского сарказма прошло, и наступило врем€ артистичной рефлексии.

ѕодробное расписание событий можно посмотреть на сайте: https://www.artprospect.org/program2021

”частники VIII ћеждународного фестивал€ паблик-арта ј–“ ѕ–ќ—ѕ≈ “

јлександр Ўишкин-’окусай (—анкт-ѕетербург), јлександра јбакшина (—анкт-ѕетербург), јнастаси€ ¬епрева (—анкт-ѕетербург), јнна ћартыненко (—анкт-ѕетербург), јнна ’арсани / јнна “ерешкина, јнастаси€ ћакаренко (—Ўј / –осси€), јну ѕеннанен (‘инл€нди€), ¬ладимир јбих (—анкт-ѕетербург), Ђ¬округ да ќколої (—анкт-ѕетербург), Ђ√ород ”стиновї (»жевск), ƒанини (ћосква), ƒжошуа √уд / Deus Excavators ( ерим –агимов, ѕетр Ўвецов) / —евер-7, (—Ўј / –осси€), ƒмитрий  авка (ћосква), ≈лиз ѕалак (Ўвейцари€),  ендал √енри (—Ўј),  ларинда ћак Ћоу / Ќаташа “ихонова (—Ўј / –осси€), Ћуиза  олдуэлл / —аша Ѕраулов (—Ўј / –осси€), ћихаэль ћайер /  ристоф ‘ранц (Ўвейцари€), ћарина  арпова (—анкт-ѕетербург), ћарита »зобель —ольберг (Ќорвеги€), ћаша Ўпрайзер (ћосква), ћиша √удвин (ћосква), ЂЌикаких ќправданийї (ќмск), ќльга  ройтер (ћосква), Ђѕаразитыї (—анкт-ѕетербург), ѕетр Ѕелый (—анкт-ѕетербург), Ђ“ехно-ѕоэзи€ї (—анкт-ѕетербург), Ёлина  уликова (ћосква), ян ѕосадский (¬оронеж).

ј–“ ѕ–ќ—ѕ≈ “

≈жегодный фестиваль паблик-арта ј–“ ѕ–ќ—ѕ≈ “ основан некоммерческой организацией CEC ArtsLink в 2012 году. «а все врем€ в нем прин€ли участие более 250 художников из 20 стран мира, осетител€ми
стали более 30 000 человек в различных районах —анкт-ѕетербурга. ‘естиваль также проходил в Ѕишкеке ( ыргызстан), Ѕаку (јзербайджан), “билиси (√рузи€) и  иеве (”краина).

¬ 2021 году ј–“ ѕ–ќ—ѕ≈ “ проходит при поддержке креативного кластера Ђƒом  ультурыї, TMU, Pro Helvetia ћосква, OCA, FRAME, Kettering Family Foundation и ѕосольства —Ўј в ћоскве.

ƒ  √аза и кластер ƒом  ультуры

*ƒ  √аза – дворец культуры дл€ рабочих завода Ђ расный ѕутиловецї, построенный в 1930Ч1935 годах авторами первого в стране ƒворца культуры имени √орького архитекторами ј. ». √егелло и ƒ. Ћ.  ричевским в стиле конструктивизма и окончательно завершЄнный в 1960-х годах архитектором ≈. ћ. ѕолторацким и инженером Ћ. Ќ. Ѕубариной. ќбъект культурного наследи€ –оссии регионального значени€. ѕока отремонтирован только концертный зал.

—ейчас в историческом здании разместилс€ креативный кластер Ђƒом  ультурыї, который продолжает играть важную роль районного культурного кластера, объедин€ющего различные художественные студии и классы, позвол€€ местным жител€м получать дополнительное образование и участвовать в культурных процессах. «десь провод€тс€ фестивали, выставки современного искусства, работают кафе, рестораны и шоу-румы дизайнеров.

јвтор:

ќставить комментарий

¬аш email никогда не будет опубликован. ќб€зательные пол€ помечены *

≈ще про contemporary art

≈ще про novosti

≈ще про фестиваль

поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта