Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Черепаха на биеннале в Венеции

Экспозицию итальянского павильона для открывшегося 21 мая венецианского архитектурного биеннале (La Biennale di Venezia) курировал Alessandro Melis (Алесандро Мелис). Чтобы раскрыть тему выставки (“Устойчивые сообщества”, он пригласил итальянского архитектора Stefano Pujatti (Стефано Пуджатти), что неудивительно, поскольку лидер мастерской Elastico Farm трижды номинировался на премию Миса ван дер Роэ за современную архитектуру. Примечательно другое: темой ключевой инсталляции в национальном павильоне стал интернациональный проект, который предстоит реализовать на другом континенте.

фрагмент инсталляции Elastico Farm на биеннале, Венеция, 2021


Одни надевают маски, другие их сбрасывают. Пандемия раскрыла перед нами прекрасное лицо глобализации, прежде скрытое под устрашающей маской, которую на него напялили борцы с взаимопроникновением культур. Мы видим, что в современном мире речь идёт вовсе не усреднении: просто изнутри виднее одно, а со стороны – другое.

архитектор Стефано Пуджатти Elastico Farm и архитекторов и проектировщиков из KFA KFA Architects and Planners (Торронто) попросили спроектировать новый дом для Weengushk Film Institute, некоммерческого, ориентированного на художников учебного центра кино и телевидения, стремящегося раскрыть творческий потенциал молодежи коренных народов. Это проект, посвященный богатой культуре местных аборигенов, их традициям и мифам, а также великолепной природе. Что имеет значение всегда, но приобретает особую актуальность именно сегодня, когда принято подчёркивать значение этнического и расового культурного наследия.

Место для черепахи

черепашка, инсталляция Elastico Farm
Металлическая сетка и лес из гвоздей, окружающие “черепашку” в инсталляции на биеннале, рисуют сильную и жизнеспособную традицию

Образ черепахи как отправной точки для проекта предложила руководитель WFI доктор Ширли Чичу (Shirley Cheechoo) – оператор, художница и активистка. Устные предания коренных американцев рассказывают истории о черепахе, которая держит мир на своей спине, а “Черепаший остров” – это название, используемое некоторыми коренными народами для обозначения Северной Америки.

Долгий процесс обмена опытом и видением завершился определением идеального места для будущего здания – на острове Манитулин (Manitoulin Island) (озеро Гурон). Строительная площадка появится на западном берегу острова, в конце существующей дороги посреди густого леса.

эскиз здания WFI jn Elastico Farm

Elastico Farm предложила здание, форма и профиль которого основывались на внятных принципах. Архитекторы стремились ограничить воздействие конструкции на ландшафт и обеспечить со всех сторон вид на невероятно фотогеничную панораму, сохраняя при этом безопасное расстояние от береговой линии и дикой природы.

план здания WFI
Никакого зооморфизма, только вдохновение: ссылаясь на кочевой образ жизни черепахи, которая носит всё своё с собой, здание опирается на колонны, создавая тем самым тенистые открытые пространства для общественных собраний. В его сердце – большой конференц-зал площадью 600 квадратных метров, вокруг которого выстраивается хоровод необходимых помещений: образовательные мастерские, театры, производственные и пост-продакшн-зоны, архивы и столовая. Здесь всё пронизано природой и изменчивым светом, озаряющим озеро и проникающим в густой лес. Здание окружено им со всех сторон, но к нему легко добраться от подъездной дороги.

Инсталляция

инсталляция Elastico Farm, биеннале архитектуры 2021

Любопытно. что к проекту инсталляции в итальянском павильоне Пуджатти подключил мастерскую StudioErrante Architetture и архитектурного критика Дэвида Томмазо Феррандо (Davide Tommaso Ferrando). В итоге получилось весьма эмоциональный объект, которое можно трактовать как символ единства духовного и материального.

И в самом деле: на подиуме из металлической сетки воздвигнут гигантский по сравнению с макетом здания “тотем”. Этот внушительный элемент – утилизированная балка с выжженной сердцевиной и раскрытыми металлическими “ветвями”, на одной из которых висит ярко-красное платье, напоминающее о трагических судьбах индейских женщин. На первый взгляд он затмевает “черепашку” из обожженной в отсутствие кислорода тёмной терракоты, однако на самом деле они едины, и мы видим визуализацию мощного голоса, которым наделены скромные творения природы и человеческих рук.

Идея проста: прошлое, каким бы прекрасным или жестоким оно ни было, не повод бездействовать. Многое можно переосмыслить, а кое-что – даже исправить.

Автор:

Еще про contemporary art

Еще про выставка

Еще про Италия

Еще про Канада

Еще про современная архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта