Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Утопия Ле Корбюзье в Петербурге

Единственная в городе на Неве галерея архитектурной фотографии “Точка” представила выставку под названием “Чандигарх, адаптированная утопия”. Организованная совместно с журналом “Проект Балтия”, она посвящена одному-единственному городу, запечатлённому одним-единственным фотографом – Алексеем Народицким.

Выставка фото Народицкого в галерее Точка


Здесь у всего есть предыстория – у здания арт-пространства “Шкаф”, некогда построенного по проекту архитектора Станислава Гайковича и получившего новые интерьеры по итогам конкурса, у индийского города, ставшего архитектурной утопией не от хорошей жизни, и даже у самой экспозиции, которая прежде демонстрировалась на просторах столичной “Руины”, где её курировала Елена Гонсалес.

пространство галереи Точка

Владимир Фролов, главред журнала Проект Балтия Алексей Народицкий за прошедшие после съёмки 10 лет стал известным фотографом и не приехал на маленькое открытие для маленькой аудитории, так что главред журнала “Проект Балтия” Владимир Фролов смог, не стесняясь присутствием автора, назвать его одним из лучших архитектурных фотографов России. Куратором в Петербурге стал Евгений Лобанов, свободный от безоговорочного восхищения творчеством Ле Корбюзье, но искренне тронутый поэзией адаптации, коснувшейся, в том числе, технологии: как напомнил Лобанов, в Индии многое строилось вручную, так что на монументально-современных зданиях Чандигарха остались отпечатки трудящихся представителей древней цивилизации.

Он был первым в стране, построенным по генплану и призванным служить моделью для других городов, причём не только градостроительной, но и социальной. Эгалитарность, которая в Европе стремилась казаться привычной, в Индии была революционной. И пусть говорят, что кастовая сегрегация в Чандигархе сменилась классовой – её границы всяко подвижнее, что уже хорошо. Сегодня, согласно рейтингам, это самый чистый и самый счастливый город Индии, а у его жителей самые высокие доходы. Кто считает, что градостроительство может справиться со сложной задачей лучше – пусть попробует и предъявит результат.

здание в Чандигархе

Корбюзье увёл архитектуру отдельно взятого города от соблазна псевдоколониальной стилистики и от ностальгии по прошлому. Ради этого ему пришлось адаптировать свои идеи к индийским строительным и климатическим реалиям: он, например, отказался от высоток и снабдил свои здания почти вычурными элементами, защищающими от палящего солнца. В индийских тропиках поселился брутализм, олицетворявший решительное стремление к лучшему будущему.

искусственное озеро в Чандигархе

И фотографии Народицкого, в которых больше цвета, больше свободного пространства и гораздо меньше узнаваемых архитектурных форм, чем принято у фотографов, снимающих корбюзианские памятники, погружают зрителя в реальную жизнь идеи. Мы видим то, что может охватить глаз, ощупывая вместе с фотографом построенный с нуля город, как слепые из притчи – слона. Поэтому пейзажи кажутся человечными, хотя людей почти не видно. И не надо в данном случае: Левитан не даром убирал их из поля зрения.

Разумеется, размер имеет значение, и в Москве, должно быть, индийский город казался более величественным. Зато Питер сам – адаптированная утопия, и мы умеем различать её следы в любом формате и на любом расстоянии от общепризнанного культурного центра. Время есть – до 10 мая остаётся целая весна.

Выставка “Чандигарх, адаптированная утопия”

Фото: Алексей Народицкий
с 20.02 2021 по 10.05 2021
Место: архитектурная фотогалерея «Точка» в библиотеке и арт-резиденции ШКАФ, ул. Маршала Тухачевского, 31 б.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про выставка

Еще про социология архитектуры

Еще про фото

Еще про цивилизация

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта