Утопия Ле Корбюзье в Петербурге
Единственная в городе на Неве галерея архитектурной фотографии “Точка” представила выставку под названием “Чандигарх, адаптированная утопия”. Организованная совместно с журналом “Проект Балтия”, она посвящена одному-единственному городу, запечатлённому одним-единственным фотографом – Алексеем Народицким.
Здесь у всего есть предыстория – у здания арт-пространства “Шкаф”, некогда построенного по проекту архитектора Станислава Гайковича и получившего новые интерьеры по итогам конкурса, у индийского города, ставшего архитектурной утопией не от хорошей жизни, и даже у самой экспозиции, которая прежде демонстрировалась на просторах столичной “Руины”, где её курировала Елена Гонсалес.
Алексей Народицкий за прошедшие после съёмки 10 лет стал известным фотографом и не приехал на маленькое открытие для маленькой аудитории, так что главред журнала “Проект Балтия” Владимир Фролов смог, не стесняясь присутствием автора, назвать его одним из лучших архитектурных фотографов России. Куратором в Петербурге стал Евгений Лобанов, свободный от безоговорочного восхищения творчеством Ле Корбюзье, но искренне тронутый поэзией адаптации, коснувшейся, в том числе, технологии: как напомнил Лобанов, в Индии многое строилось вручную, так что на монументально-современных зданиях Чандигарха остались отпечатки трудящихся представителей древней цивилизации.
Он был первым в стране, построенным по генплану и призванным служить моделью для других городов, причём не только градостроительной, но и социальной. Эгалитарность, которая в Европе стремилась казаться привычной, в Индии была революционной. И пусть говорят, что кастовая сегрегация в Чандигархе сменилась классовой – её границы всяко подвижнее, что уже хорошо. Сегодня, согласно рейтингам, это самый чистый и самый счастливый город Индии, а у его жителей самые высокие доходы. Кто считает, что градостроительство может справиться со сложной задачей лучше – пусть попробует и предъявит результат.
Корбюзье увёл архитектуру отдельно взятого города от соблазна псевдоколониальной стилистики и от ностальгии по прошлому. Ради этого ему пришлось адаптировать свои идеи к индийским строительным и климатическим реалиям: он, например, отказался от высоток и снабдил свои здания почти вычурными элементами, защищающими от палящего солнца. В индийских тропиках поселился брутализм, олицетворявший решительное стремление к лучшему будущему.
И фотографии Народицкого, в которых больше цвета, больше свободного пространства и гораздо меньше узнаваемых архитектурных форм, чем принято у фотографов, снимающих корбюзианские памятники, погружают зрителя в реальную жизнь идеи. Мы видим то, что может охватить глаз, ощупывая вместе с фотографом построенный с нуля город, как слепые из притчи – слона. Поэтому пейзажи кажутся человечными, хотя людей почти не видно. И не надо в данном случае: Левитан не даром убирал их из поля зрения.
Разумеется, размер имеет значение, и в Москве, должно быть, индийский город казался более величественным. Зато Питер сам – адаптированная утопия, и мы умеем различать её следы в любом формате и на любом расстоянии от общепризнанного культурного центра. Время есть – до 10 мая остаётся целая весна.
Выставка “Чандигарх, адаптированная утопия”
Фото: Алексей Народицкий
с 20.02 2021 по 10.05 2021
Место: архитектурная фотогалерея «Точка» в библиотеке и арт-резиденции ШКАФ, ул. Маршала Тухачевского, 31 б.
Еще про novosti
- Строительство библиотеки имени Ибсена
- Контекстуальная олимпийская деревня в Париже
- Salone del Mobile 2024: немного независимого дизайна
Еще про выставка
- Salone del Mobile 2024: немного независимого дизайна
- ДизайнВыставка приглашает
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
Еще про социология архитектуры
- Прекрасная тюрьма будущего
- Дискуссия на тему «Критерии хорошего образовательного объекта».
- Итоги воркшопов на выставке «Ре-Формация социального»
Еще про фото
- Воркшоп для фотографов Шедевры Красногвардейского
- Выставка Владимира Степанова «В тени высоток» (Москва)
- «Черно-белый Татарстан» – выставка в галерее «Точка»