Ћекци€ ∆ан ѕруве и металлическа€ мебель

22 но€бр€ в ћоскве в ÷ентральном ƒоме јрхитектора в рамках II ¬сероссийского архитектурного фестивал€ Best Interior Festival, организатором которого €вл€етс€ —оюз архитекторов –оссии, состоитс€ лекци€ историка дизайна и основател€ Chairmuseum (—анкт-ѕетербург) ѕавла ”ль€нова, посв€щенна€ творчеству французского архитектора и дизайнера, одного из самых талантливых конструкторов XX века Ч ∆ана ѕруве.

—туль€ Standard, ∆ан ѕруве, 1934/50 © Vitra
—туль€ Standard, ∆ан ѕруве, 1934/50 © Vitra


Ћекци€ “∆ан ѕруве и металлическа€ мебель” организована компанией Vitra, котора€ переиздает иконы дизайна авторства ѕруве.

“ема фестивал€ 2019 года – преодоление. ∆ан ѕруве был высококлассным изобретателем и профессионалом, который всегда выбирал свой собственный путь; его творческа€ и лична€ биографи€ служит примером преодолени€ себ€, а также политических, экономических и технологических условий времени, в которое он жил.

ћеталл дл€ производства мебели используетс€ более двух тыс€ч лет, в то врем€ как металлические архитектурные конструкции стали примен€тьс€ менее чем триста лет назад. ƒлительное врем€ оба направлени€ развивались независимо, пока ∆ан ѕруве не объединил их в своем творчестве.

¬о врем€ своего обучени€ на художника по металлу ѕруве изучил различные методы обработки стали, которую начали активно примен€ть последователи “современного движени€” (mouvement moderne). ∆ан ѕруве хорошо представл€л себе, каким образом металлу Дпридаетс€ формаУ. ¬ этом он был признанным мастером не только в своей стране, но во всем мире.

Ќастенный светильник Petite Potence, ∆ан ѕруве, 1947 © Vitra
Ќастенный светильник Petite Potence, ∆ан ѕруве, 1947 © Vitra

— 1924 по 1955 гг. в период работы в своем ателье, ѕруве разработал специальный подход – инструмент, гарантировавший ему платформу дл€ посто€нной инновации. “очнее сказать, сами его мастерские и €вились тем инструментом, который обеспечил конструктору возможность найти пр€мой путь от проекта к реализации. ¬ те годы творческий подход играл важную роль при проектировании и изготовлении мебели из стального листа дл€ публичных помещений Ц студенческих общежитий, школ и бюро, и тем более при производстве строительных элементов и средовых конструкций. ƒл€ ∆ана ѕруве не было различи€, конструирует он мебель или здание – инженерный подход был общим.

«аправочна€ станци€, ∆ан и јнри ѕруве, 1953; кампус Vitra, ¬айль-на-–ейне © Vitra
«аправочна€ станци€, ∆ан и јнри ѕруве, 1953; кампус Vitra, ¬айль-на-–ейне © Vitra

¬ послевоенное врем€ восстановлени€ экономики де€тельность мастерских ∆ана ѕруве оказывала важное вли€ние как на дизайн мебели, так и на культуру жиль€, в целом. Ќачало 1947 года отмечено бурным развитием сферы производства предметов жилой обстановки. ¬ это врем€ ѕруве выпустил свою первую коллекцию мебели.  роме того, ∆ан ѕруве разрабатывал различные системы дл€ промышленных зданий, в том числе так называемые Днавесные фасадыУ. ¬ насто€щее врем€ эти элементы пользуютс€ повышенным спросом у коллекционеров (отдельные экземпл€ры наход€тс€ в собрани€х ÷ентра ѕомпиду, Cite de l’architecture, MoMA в Ќью-…орке).

∆ан ѕруве
∆ан ѕруве © Centre Pompidou, Mnam, Bibliothèque Kandinsky, Fonds Jean Prouvé

«а 30 лет ∆ан ѕруве вырос без какой-либо официальной поддержки от чистого художника до производител€ мебели и строительных конструкций в промышленных масштабах. ¬сю прибыль он пускал на совершенствование важного дл€ его ремесла оборудовани€. ќстаток в качестве премии делилс€ на всех работников фирмы. ‘ирма никогда не оказывалась на грани банкротства. ¬ начале 1956 года Дћастерские ∆ана ѕрувеУ были поглощены крупной промышленностью и перестали существовать. ƒл€ ѕруве конец независимого существовани€ стал двойным ударом. ќн был поставлен перед необходимостью отвоевывать заново Дсвое им€, свое образование и свои технические возможностиУ.  ак сказал Ће  орбюзье, Укогда у человека отнимают существенное, он стараетс€ добитьс€ лучшего, использовать наилучшим образом то, что ему остаетс€У.

ќдновременно с де€тельностью в качестве главы конструкторского бюро в 1957 Ц 1970 гг. ∆ан ѕруве преподавал дисциплину Ђѕрикладное искусство и ручна€ работаї в ѕариже в  онсерватории искусств и ремесел. ≈го зан€ти€ пользовались большим успехом, аудитори€ была неизменно полна. —реди слушателей было немало студентов архитектурных специальностей, чей профессиональный интерес был разбужен благодар€ разработкам ѕруве и кто хотел выразить свои идеи на чертежной доске. ѕедагогическое кредо ѕруве гласило: Д“о, что не может быть изготовлено, спроектировано не будетУ.

ќб этом и многом другом вы узнаете на лекции:
“∆ан ѕруве и металлическа€ мебель”
22 но€бр€ в 17:00
÷ентральный ƒом јрхитектора, √ранатный переулок, д. 7
¬ход свободный, по предварительной регистрации.

јвтор:


ќставить комментарий


≈ще про дизайнер

≈ще про инженерное искусство

≈ще про промышленный дизайн


поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта